Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 08:47, контрольная работа
Целью данной работы является изучение инновационной стратегии организации, её особенностей и механизмов.
В ходе работы мною будут рассмотрены такие вопросы, как суть и понятие инновационной стратегии, её преимущества и недостатки, возможности и перспективы использования, а также основы конкурентных преимуществ организации на рынке и методы их достижения, рынок новшеств, приведены примеры использования инновационной стратегии. В процессе написания данной курсовой работы мною были изучены различные источники по таким темам, как: инновационный менеджмент, стратегия организации и стратегическое планирование и другие.
Введение 3
1. Суть и понятие инновационной стратегии. 4
1.1 Особенности, определяющие характер стратегии. 4
1.2 Рынок новшеств………………………………………………………………………………………………………………………………6
1. 3 Основные виды инновационной стратегии………………………………………………………………………………….18
1.4 Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития 21
2. Конкуренция и конкурентные преимущества 26
3. Примеры известных инноваций и инновационных стратегий ……………………………………………………..…..29
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………………39
Список использованной литературы………………………………………………………………………………..…………………….40
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Санкт-Петербургский
Сосновоборский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: инновационный менеджмент
На тему: «Рынок чистой конкуренции нововведений»
студентка 4 курса,
Сосновый бор
2012
Список
использованной литературы……………………………………………………
Сегодня любой менеджер сталкивается с проблемами повышения конкурентоспособности, эффективности и прибыльности организации. Зачастую такие проблемы наталкивают на необходимость смены стратегии управления и поведения фирмы. Одним из наиболее эффективных методов решения таких проблем может стать внедрение инновационной стратегии.
Целью данной работы является изучение инновационной стратегии организации, её особенностей и механизмов.
В ходе работы мною будут рассмотрены такие вопросы, как суть и понятие инновационной стратегии, её преимущества и недостатки, возможности и перспективы использования, а также основы конкурентных преимуществ организации на рынке и методы их достижения, рынок новшеств, приведены примеры использования инновационной стратегии. В процессе написания данной курсовой работы мною были изучены различные источники по таким темам, как: инновационный менеджмент, стратегия организации и стратегическое планирование и другие.
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности.
Инновационная
стратегия представляет собой деятельность
по определению приоритетов
Содержание
инновационной стратегии
Проще говоря, инновационная стратегия направлена на то, чтобы внедрить теоретически или же практически проверенные и экономически благоприятные нововведения.
Одной из основных причин выбора инновационного направления в стратегии является тот факт, что сегодня для привлечения новых клиентов и поддержания устойчивой конкурентоспособности необходимо постоянное совершенствование, обновление и создание чего-то нового, ещё более привлекательного как по качеству или характеристикам, так и по цене.
Как показывает практика, «характер» инновационной стратегии, реализуемой организацией, определяется рядом особенностей, это особенности планирования, финансового регулирования, организации работ и стимулирования персонала.
Особенности планирования проявляются в процессе определения его реальных временных и количественных границ, принципов формирования и распределения всех видов ресурсов организации, возможностей применения различных приемов и методов управления нововведениями, известных из практики. Особенности планирования напрямую влияют как на продолжительность, так и на глубину и обеспеченность нововведений в стратегии.
Суть особенностей финансового регулирования составляют: принципы, критерии и факторы оценки эффективности инновационных программ, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с инновационной политикой организации, условия и конкретные формы распределения финансовых ресурсов между этапами инновационного процесса, отдельными исполнителями и т.п. В условиях рыночной экономики, постоянной борьбы за ресурсы вопрос рентабельности и прибыльности подчас является основным при выборе той или иной стратегии и пути её развития.
Выявление особенностей организации работ и стимулирования персонала необходимо для обеспечения поступательности и непрерывности инновационного процесса, для активизации индивидуальной и коллективной творческой инициативы работников независимо от уровня квалификации и должностных обязанностей. В данном направлении менеджеру следует учитывать, что от персонала напрямую зависит успех и эффективность любого проекта.
Специфика инновационной стратегии организации зависит от профиля ее деятельности, уровня производственно-технического развития, направленности и объема, реализуемых в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного цикла по различным видам новшеств, сферы их применения.
Оценивая инновационную стратегию организации, следует учитывать высокую зависимость перспектив ее развития от результатов деятельности предыдущих периодов, накопленного потенциала.
Большое влияние
на содержание и результаты инновационной
стратегии оказывают
Ответственность
за инновационную стратегию, от которой
зависит выживание организации,
лежит на управляющих, а задача высшего
руководства – выявить
Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) - рынок чистой конкуренции нововведений образуют сферу инновационной деятельности (рис. 1).
Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.
В мировой практике
принято различать научную (научно-исследовательскую),
научно-техническую
Рынок новшеств
формируют научные организации,
вузы, временные научные коллективы,
объединения научных
Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.
Механизм и функции рынка новшеств
Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с инновационным предпринимательством, условиями и местом реализации товаров-новшеств. Рыночный механизм, как известно, включает цены, деньги, кредит (проценты) и другие стоимостные категории. К рынку новшеств имеют отношения спрос и предложение новшеств, масштаб цен, покрытие спроса совокупностью новшеств и др. Рыночный механизм обслуживает обращение товаров-новшеств и является фактором его управления. Одновременно он используется для воздействия на производителей новшеств и предпринимателей.
Новшество - наиболее массовый инновационный товар, представляющий собой продукт интеллектуальной деятельности с определенным сроком жизни и морального старения. Несколько взаимосвязанных новшеств, образующих новую потребительскую ценность и отражающих определенные тенденции развития техники и технологии Комплекс взаимосвязанных новшеств, обеспечивающих потребности в новых продуктах (и) или новое качество экономического роста. Комплекс единичных объектов и базовых новшеств, вплоть до взаимозаменяемых, обеспечивающих новую потребность.
Определенные расхождения в объектной структуре спроса и предложения могут быть вызваны: отказом предпринимателей (покупателей) от базовых новшеств, требующих значительных инвестиций, неудовлетворением качеством (техническим уровнем) ряда новшеств, нежеланием менять традиционные технологии и поставщиков сырья, даже в ущерб его экономии и пр. Во многих случаях спрос на новшества не может быть удовлетворен из-за отсутствия адекватного предложения. Эта ситуация характерна для наукоемких отраслей техники и технологии. Сложность и комплексность проблем развития определяет значительные временные разрывы между появлением спроса на новшество и его удовлетворением.
Формирующийся рынок новшеств имеет ряд существенных особенностей. Рынок новшеств не может нормально функционировать без признания права на объекты интеллектуальной собственности, которые сегодня широко реализуются в экономическом обороте. Новшества как объекты интеллектуальной собственности рассматриваются как товар особого рода, который можно отчуждать в товарно-денежной форме. Участники экономического оборота должны считаться с особыми качествами интеллектуальной собственности: надлежащей лигитимизацией объекта (наличие исключительного права на продукты, вовлекаемые в экономический оборот), формой передачи, объективным наличием интеллектуального продукта в хозяйстве соответствующего субъекта рынка.
Поступающая в экономический оборот интеллектуальная, в первую очередь, промышленная собственность и производные права на нее, полученные по договору, должны подчиняться общим правилам хозяйствования: закрепляться за предприятиями, находиться в составе нематериальных активов, переносить свою стоимость на продукцию предприятия в соответствии с нормами износа нематериальных активов.
Рынок новшеств включает помимо продуктов промышленной собственности (права на изобретения, полезные модели, ноу-хау, товарные знаки и др.) массу информационных продуктов, которые не патентуются и не защищаются авторским правом. Эти результаты интеллектуальной деятельности могут быть тесно связаны с объектами промышленной собственности. Тем самым возникают комплексы взаимосвязанных объектов интеллектуальной собственности, представляющие для предпринимателя большую ценность, чем сумма ценностей, вошедших в комплекс.
Если речь идет о товарном характере новшества и его реализации, то возникают специфические особенности торговли ими. Эти особенности затрагивают возможность и необходимость того, чтобы товарные отношения между, например, инновационной организацией - производителем новшеств и предпринимателем-потребителем новшеств были поставлены на планово-договорную основу, включающую важнейшие условия реализации товаров, такие, как количество, качество, цена, сроки поставки, затраты на обращение и т.д., а также положения, касающиеся невыполнения договорных обязательств. Следует заметить, что при торговле новшествами в значительной степени отпадает один из наиболее характерных признаков товарооборота - неизвестный потребитель и связанная с ним неполная ясность в характере спроса на товар. Функция свободного спроса и предложения как форма регулирования при этом не исключается (например, на информацию), но более ограничена. Особенности торговли новшествами выделяют ее в самостоятельную сферу, в относительно обособленный рынок.
Важнейшая особенность этого рынка - ценообразование, а именно: имеют ли новшества стоимость и цену, а также будет ли она денежным выражением его стоимости. Само по себе новшество, кроме опытной продукции, не имеет прямой потребительной стоимости. Но использованное или приспособленное к нуждам производства и внедренное в него, оно может привести к созданию новых потребительных стоимостей. Следовательно, его потребительная стоимость опосредована и проявляется дополнительно. Интеллектуальный продукт может перейти из сферы науки, где он проявился, в сферу производства и получить непосредственную потребительную стоимость, перевоплотившись в произведенную с его помощью новую продукцию или новую технологию, новые средства труда или другие формы. Поэтому независимо от того, как происходит это перевоплощение (опосредование), можно говорить о наличии потребительной стоимости новшества - одного из элементов товарности.