Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является – исследование самоменеджмента, как способа повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. Цель достигается за счет ряда задач, выполнение которых предусматривает: обоснование сущности самоменеджмента через выделение его понятия, концепций, функций и основных принципов; определение механизма функционирования самоменеджмента; изучение основных методов планирования и принятия решений; выделение рекомендаций по эффективному использованию рабочего времени; изучение зарубежного опыта применения методов самоменеджмента на практике.
Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Самоменеджмент: теоретические аспекты………………………………….6
1.1. Сущность и значение самоменеджмента…………………………………6
1.2. Принципы самоменеджмента………………………………………………10
Глава 2. Механизм реализации самоменеджмента. ……………………………….13
2.1. Постановка целей…………………………………………………………...13
2.2. Планирование личного времени менеджера………………………………16
2.3. Самоконтроль и корректировка целей…………………………………….24
Глава 3. Особенности использования навыков самоменеджмента………………..28
3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах…………………..28
3.2 Самоменеджмент в России………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы…………………………………………………...38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Самоменеджмент: понятие, принципы, содержание
Выполнила: студентка группы ЭМ – 31
Кухтенкова Елена Юрьевна
Научный руководитель:
Дуванова Елена Александровна
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Самоменеджмент: теоретические аспекты………………………………….6
1.1. Сущность и значение
1.2. Принципы самоменеджмента………………
Глава 2. Механизм реализации самоменеджмента. ……………………………….13
2.1. Постановка целей……………………………………
2.2. Планирование личного времени менеджера………………………………16
2.3. Самоконтроль и корректировка целей…………………………………….24
Глава 3. Особенности использования навыков самоменеджмента………………..28
3.1 Особенности самоменеджмента
в зарубежных странах…………………..
3.2 Самоменеджмент в России…………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………….
Введение
Тема самоменеджмента, выделившаяся из широкой области менеджмента, как науки и искусства управления, является весьма актуальной в настоящий момент времени. Появление самоменеджмента как такового продиктовано объективно складывающейся управленческой средой в стране, ускоренными темпами жизни и усиливающимся давлением внешней среды управления, также можно отметить влияние постоянно обновляющихся технологий управления, методик, открытий в сфере психологической науки. Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач.
Многие руководители, управляя теми или иными субъектами, недостаточно проявляют организованность, обязательность, не умеют рационально использовать рабочее время и т.п. Особенно это касается молодых менеджеров и управленцев. Нельзя не принять во внимание тот факт, что изменения в повседневной жизни и в управленческой сфере в частности повышают требования к управленческому персоналу, его профессионализму, обучению и переподготовке. Организации не могут взять на себя развитие всех навыков у всех менеджеров, поэтому они должны заниматься изучением самоменеджмента самостоятельно.
В современном мире успех руководителя зависит не только от того, насколько эффективно он управляет другими: едва ли не более важную роль играет умение менеджера управлять самим собой и рационально организовывать свою работу. Самоменеджмент, прежде всего, это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, деловом мире.
Целью курсовой работы является – исследование самоменеджмента, как способа повышения эффективности управленческой деятельности руководителя.
Объектом исследования является менеджмент, как наука и искусство управления в современном мире. Предмет исследования – это проблема самоменеджмента, как нового направления в традиционном менеджменте.
Цель достигается за счет ряда задач, выполнение которых предусматривает:
Самоменеджмент изучает способы и технологии повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. В его круг входит огромное количество направлений, связанных с планированием, использованием рабочего времени, проведением совещаний, способам самоконтроля и самомотивации и т.д. В данной работе большая доля внимания сосредоточена, в первую очередь, на таком базовом ресурсе личности как время, т.к. техника правильного его использования позволяет в полной мере управлять остальными ресурсами, обеспечивая личный и профессиональный успех. Руководитель должен сознательно и системно использовать свое время, чтобы добиваться поставленных целей.
Самоменеджмент - это саморазвитие менеджера как личности и организация его личной деятельности, представляющая собой целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.1
Основные цели самоменеджмента:
- максимальное использование менеджером времени и своих возможностей;
- сознательное управление течением жизни;
- преодоление внешних обстоятельств, как на работе, так и в личной жизни.2
Выделение и специальное рассмотрение многими специалистами в области менеджмента вопросов организации деятельности именно менеджера обусловлено большим значением данной проблемы, а именно следующим:
Преимущества овладения искусством самоменеджмента состоят в следующем:
Глава 1. Самоменеджмент: теоретические аспекты
1.1. Сущность и значение самоменеджмента
Самоменеджмент – это относительно новое направление в менеджменте, занимающееся непосредственно личностью человека, своей собственной личностью. Это направление менеджмента пришло с Запада, где этот термин определен как selfmanagement, что дословно переводится на русский язык как самоменеджмент. Это созвучно с широко употребляемым в русском языке термином «самоуправление», которое обозначает коллективное управление организацией (некоторые авторы в своих исследованиях самоуправления, возможно, пытаясь придать новое звучание старым методам управления, не вполне правомерно делают замену термина самоуправления на самоменеджмент). Возможно, в связи с этим часть авторов обозначает самоменеджмент словосочетанием «персональный менеджмент».3
В экономической науке сегодня нет общепринятого определения самоменеджмента. Характерной особенностью ряда работ, посвященных изучению и описанию самоменеджмента, является рассмотрение его с позиций проблем личных технологий в структуре реализации социально-психологического аспекта управления. Большинство описанных в литературе концепций самоменеджмента построены на стержневой идее, вокруг которой формируется система методик и приемов работы над собой по реализации этой идеи. Например:
Начало научного осмысления проблемы самоменеджмента в отечественной управленческой и социологической литературе можно отнести к середине 90-ых годов. В одной из первых публикаций на эту тему В. Карпичевым была предпринята попытка «введения в проблему» самоменеджмента, выдвинуты на обсуждение некоторые контуры модели самоменеджмента.
Интерес к этой проблеме не случаен. Он обусловлен логикой развития управленческих знаний. Самоменеджмент как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире:
В отечественной управленческой теории и практике некоторые авторы употребляют понятия самодисциплина или самоорганизация, поскольку самоменеджмент занимается вопросами: «Как дисциплинировать себя», «Как организовать себя так, чтобы работать максимально продуктивно» и т.п. Однако, на сегодняшний день одно из самых популярных направлений самоменеджмента – это тайм-менеджмент, призванный дать каждой личности инструменты и необходимую информацию для управления своим временем с целью достижения результата с максимальной эффективностью и продуктивностью.8 Следовательно, нельзя отождествлять эти понятия, т.к. в самоменеджменте есть не только вопросы самоорганизации и самодисциплины, но и другие составляющие, связанные с эффективным использованием своего времени, собственных денежных ресурсов и пр., что не входит в понятие самоорганизация или самодисциплина.
Таким образом, самоменеджмент – это управление базовыми ресурсами личности, такими как время, активность, платежеспособность, образованность.9
Управление ресурсом времени отвечает на вопросы: как сделать больше дел за то же время; как эффективно планировать работу; зачем нужны дневники времени и записные книжки; какие существуют общие правила и принципы использования времени; что такое «ловушки времени» и как в них не попасть?
Управление ресурсом активности помогает узнать: как долго оставаться активным и здоровым; как настраиваться на работу с минимальными затратами усилий; как освоить множество социальных ролей и стать поливалентной личностью?
Управление ресурсом платежеспособности включает ответы на вопросы: каковы взаимосвязи между нашими растущими доходами и нашими возрастающими потребностями; где и как «делать деньги» и как их тратить?
Управление ресурсом образованности предполагает выявление того, какие навыки, способности и знания нам необходимы для достижения поставленных целей; имеются ли они у нас, и если нет, то, как их получить; как сделать эффективными память, письмо, чтение, речь; как повысить и правильно использовать свой собственный неисчерпаемый ресурс образованности?
Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства.
На самоменеджмент возлагается выполнение определенных функций, в виде которых представлено ежедневное решение разного рода задач и проблем. Функции находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, реализуются в определенной последовательности.
Этот процесс можно представить как круг самоменеджмента, наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями (рис. 1).
Во внешнем круге обозначено пять функций:
Рис. 1. Круг самоменеджмента
Для каждой функции разработаны рабочие приемы и методы ее реализации, а также ожидаемый результат в виде выигрыша во времени. Все они составляют технику самоменеджмента.
Информация о работе Самоменеджмент: понятие, принципы, содержание