Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является – исследование самоменеджмента, как способа повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. Цель достигается за счет ряда задач, выполнение которых предусматривает: обоснование сущности самоменеджмента через выделение его понятия, концепций, функций и основных принципов; определение механизма функционирования самоменеджмента; изучение основных методов планирования и принятия решений; выделение рекомендаций по эффективному использованию рабочего времени; изучение зарубежного опыта применения методов самоменеджмента на практике.
Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Самоменеджмент: теоретические аспекты………………………………….6
1.1. Сущность и значение самоменеджмента…………………………………6
1.2. Принципы самоменеджмента………………………………………………10
Глава 2. Механизм реализации самоменеджмента. ……………………………….13
2.1. Постановка целей…………………………………………………………...13
2.2. Планирование личного времени менеджера………………………………16
2.3. Самоконтроль и корректировка целей…………………………………….24
Глава 3. Особенности использования навыков самоменеджмента………………..28
3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах…………………..28
3.2 Самоменеджмент в России………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы…………………………………………………...38
На практике в связи с данной закономерностью обычно используется и проводится ABC-анализ:
Это можно изобразить графически, используя кривую концентрации (или распределения) Лоренца (рис. 2).
Рис. 2. Графическое отображение распределения значимости дел.
Рекомендуется проанализировать дела по методу ABC, для чего:
Таким образом, не следует браться сначала за самые легкие, требующие минимальных затрат времени дела. Успешная деятельность менеджера предполагает выполнение им дел в соответствии с их важностью: сначала - немногие "жизненно важные", потом - многочисленные "второстепенные". В связи с этим рекомендуется за самые важные, т. е. приносящие наибольший результат, дела категории А браться в первую очередь, чтобы с помощью немногих действий обеспечить большую часть эффекта.
Время, необходимое для выполнения действительно важных дел, зачастую тратится на срочные, но менее важные дела. Весьма часто возникают ситуации, когда руководителю надо быстро принять решение, какому делу отдать предпочтение. Согласно правилу Д. Эйзенхауэра приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела. Выделяют:
Таким образом, для того чтобы значительно повысить производительность и результативность управленческой работы, менеджер должен мотивировать труд своих подчиненных, вовлекать их в сферу своей ответственности, поручая им не только менее важные (рутинные) дела.
Важной функцией менеджера является делегирование, т. е. передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя.21 Одновременно с задачей для ее выполнения должны также делегироваться необходимая компетенция в специальной сфере и полномочия. При этом начальник сохраняет за собой ответственность за руководство, которая не может быть делегирована. При делегировании сотрудники могут сами планировать свою работу, выбирать приоритеты, определять методы ее выполнения, решать, когда и как проверять ее качество.
У руководителя высвобождается время для выполнения управленческих функций (задач категории А), а сотрудникам предоставляется возможность раскрыть свои способности (мотивация), поэтому делегирование выгодно и для руководителя, и для подчиненных. Установлено, что руководитель, удачно делегирующий свои полномочия, осуществляет эффективный менеджмент.
Для результативности управленческой деятельности имеет большое значение рациональная с точки зрения расхода времени организация трудового процесса менеджера. Это требует условного деления его рабочего дня на три части.
В соответствии с этим организационные принципы распорядка дня также можно разделить на три группы. Так, правила начала дня:
Правила основной части дня:
Правила завершения рабочего дня:
Следует также учитывать работоспособность менеджера. Работоспособность - это состояние физиологических и психологических функций индивида, характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с заданной эффективностью, требуемым качеством и в течение требуемого времени.22
Работоспособность каждого менеджера находится в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов и подвержена определенным колебаниям. Среднестатистические колебания ее в течение дня можно представить в виде кривой, изображенной на рис. 3. Из рисунка видно, что:
Рис. 3. Среднестатистические колебания работоспособности.
Менеджеру рекомендуется работать с учетом указанных естественных колебаний работоспособности. При этом следует иметь в виду, что колебания кривой работоспособности, изображенной на рисунке 3, вероятно, будут несколько отличаться от колебаний индивидуальной работоспособности, так как у каждого человека наблюдаются некоторые отклонения от нормы. В связи с этим нужно определить свой индивидуальный дневной ритм и на основе систематических наблюдений построить свою "кривую работоспособности".
Важным фактором успеха являются методы работы, которые определяются в первую очередь свойствами характера человека, его склонностями и привычками. Для того чтобы улучшить свои методы работы, надо, во-первых, уяснить сильные и слабые стороны своих методов работы, во-вторых, иметь стимул к упрочению сильных сторон и, в-третьих, стремиться преодолеть собственные недостатки.
2.3. Самоконтроль и корректировка целей
Последним этапом реализации механизма самоменеджмента является контроль за результатами, или самоконтроль, благодаря которому определяется, были ли выполнены запланированные дела, и вносятся в планы необходимые коррективы.23
Всякая постановка цели и планирование эффективны лишь настолько, насколько эффективны следующие за ними реализация и завершающий контроль над исполнением намеченного плана.
Контроль способствует повышению мотивации труда (ощущение успеха) и задает импульсы для новой постановки вопросов и проблем.
Контроль выполняет три задачи:
Время, продолжительность и регулярность контроля зависят от исполняемых задач и поставленной цели. В связи с этим следует различать:
Для осуществления контроля рекомендуется регулярно проверять свои планы и организацию труда, постоянно задавать себе следующие вопросы:
Необходим также анализ деятельности и времени, который предполагает сравнение фактического использования времени в течение дня и недели с запланированным. Для этого выделяется определенный период (день или неделя), фиксируются вся выполняемая в течение этого периода работа и затраченное время. Далее каждый вид деятельности анализируется с точки зрения возможностей оптимизации трудового процесса в целях экономии времени:
Если ничего не произойдет или последствия будут незначительными, то эту деятельность можно исключить, делегировать или осуществлять в более короткие сроки.
Затем нужно попытаться определить фактическую временную нагрузку, а также сколько времени может быть сэкономлено, какие меры по экономии времени необходимо предпринять, как можно использовать сэкономленное время.
Исходным пунктом самоорганизации деятельности менеджера является намерение достичь поставленных целей.
Контроль результатов труда с точки зрения достижения цели должен производиться после выполнения задачи (конечный контроль), а при реализации крупных проектов - на промежуточных стадиях (промежуточный контроль).
Необходимо осуществлять регулярный контроль своих годовых, месячных, недельных и дневных планов, отвечая на вопросы:
В приведенной таблице 2 перечислены некоторые способы контроля, используемые в тайм-менеджменте.
Таблица 2. Способы контроля.
Процесс |
Результат | |
Самоконтроль |
1. Ведение хронометража в 2. Отметки в органайзере в течение дня 3. Хронометраж отдельных трат времени 4. Фиксация помех 5. Создание памяток |
1. Ежедневный обзор выполненных задач, достигнутых целей. Анализ причин успехов и неудач 2. Ежедневный экспресс-анализ качества времени 3. Плановое подведение итогов по завершении недели, месяца и т. п. |
Внешний контроль |
1. Письменная фиксация 2. Взаимные обязательства (договор) при совместной работе 3. Использование «будильников», «контролеров времени» |
1. Устная или письменная 2. Использование консультантов, получение оценки и обратной связи |
Информация о работе Самоменеджмент: понятие, принципы, содержание