Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является – исследование самоменеджмента, как способа повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. Цель достигается за счет ряда задач, выполнение которых предусматривает: обоснование сущности самоменеджмента через выделение его понятия, концепций, функций и основных принципов; определение механизма функционирования самоменеджмента; изучение основных методов планирования и принятия решений; выделение рекомендаций по эффективному использованию рабочего времени; изучение зарубежного опыта применения методов самоменеджмента на практике.
Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Самоменеджмент: теоретические аспекты………………………………….6
1.1. Сущность и значение самоменеджмента…………………………………6
1.2. Принципы самоменеджмента………………………………………………10
Глава 2. Механизм реализации самоменеджмента. ……………………………….13
2.1. Постановка целей…………………………………………………………...13
2.2. Планирование личного времени менеджера………………………………16
2.3. Самоконтроль и корректировка целей…………………………………….24
Глава 3. Особенности использования навыков самоменеджмента………………..28
3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах…………………..28
3.2 Самоменеджмент в России………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы…………………………………………………...38
1.2. Принципы самоменеджмента
Сущность самоменеджмента базируется на ряде принципов. Рассмотрим принципы самоменеджмента, как организации эффективной работы менеджера, руководителя какого либо предприятия.
Учет данных принципов основа для выполнения основных целей и функций самоменеджмента руководителя, которые в свою очередь приведут к эффективной работе, как самого менеджера, так и организации в целом. Следует отметить, что исследования в области изучения самоменеджмента будут продолжаться. Это связано с большим значением данного вопроса для эффективного менеджмента, и тем, что вряд ли какая-либо имеющаяся концепция самоменеджмента может быть предложена в качестве достаточно обоснованной и полной методики управления собственной карьерой и жизнью.
Глава 2. Механизм реализации самоменеджмента
2.1. Постановка целей
Каждый управленческий работник должен ставить перед собой цели, что означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель формулирует конечный результат. Она является мотивом, определяющим активность. Если поставлена цель, то возникает такое состояние напряжения, которое действует как движущая сила и исчезает, лишь тогда, когда цель достигнута.
При этом следует учитывать, что профессиональные цели менеджера должны отвечать следующим требованиям:
Процесс постановки целей состоит из нескольких фаз:
Мы рассмотрим лишь профессиональные цели менеджера и планы по их реализации.
При этом выделяются профессиональные ориентиры, усиливающие трудовую мотивацию и направляющие профессиональные устремления.
Для этого целесообразно провести своеобразный SWOT-анализ применительно к менеджеру, для чего необходимо:
- указать внешние неблагоприятные факторы и угрозы;12
В ходе этого анализа наличные и реально достижимые ресурсы (личные, финансовые, временные) сравниваются с необходимыми для достижения этих целей. Для этого нужно обратиться к составленной "инвентарной описи" целей и выбрать 3-4 важнейшие цели, определить необходимые для их достижения средства и проверить, чего еще нужно достичь или к чему приступить, чтобы достичь целей. Для этого предусмотреть усиление влияния факторов, способствующих достижению целей, и снижение (или устранение) влияния факторов, препятствующих этому.
По профессиональным целям следует указать необходимую для их достижения квалификацию и культурный уровень и поставить реальные практические задачи, например приобретение опыта, которого еще недостает.
При этом нужно учитывать, что каждая цель имеет смысл только тогда, когда установлены конкретные сроки ее воплощения и определены желаемые результаты. Далее целесообразно сформулировать их применительно к своим желаниям и перепроверить с точки зрения того, насколько они реалистичны.
Не следует брать на себя слишком много, так как нереальные задачи имеют мало шансов быть выполненными. Чем больше целей мы перед собой ставим, тем больше придется изменять в прежней жизни и в большей мере активизировать свою деятельность.
Необходимо, исходя из долгосрочных глобальных целей, установить также краткосрочные цели.
Рассмотренные цели фиксируются в профессиональном (карьерном) плане, который должен регулярно перепроверяться, актуализироваться и дополняться. Ниже приведен в качестве примера фрагмент такого плана (табл. 1).
Таблица 1. Карьерный профессиональный план.
Цель |
Значимость |
Срок (год) |
Практические меры |
Срок (к какому времени) |
Контроль |
Стать коммерческим директором крупного предприятия |
Высокая |
2017 |
Окончить университет по специальности "Менеджмент организации" |
2009 |
|
Приобрести опыт коммерческой работы |
2012 |
||||
Стать руководителем коммерческого отдела |
2014 |
Следует учитывать, что постановка целей - перманентный процесс, поскольку цели, как правило, не задаются раз и навсегда. Они могут изменяться со временем, например, если в процессе контроля за их реализацией выясняется, что прежние представления были неверными или запросы оказались завышенными либо заниженными.
Таким образом, процесс постановки целей охватывает три фазы:
2.2. Планирование личного времени менеджера
При планировании личного времени менеджера обеспечивается рациональное использование самого ценного достояния - времени: либо имеющееся время использовать для плодотворной деятельности (максимальный критерий), либо достичь поставленных целей с меньшим расходом времени (минимальный критерий).13
Планирование означает подготовку к реализации целей и структурирование времени. При увеличении затрат времени на планирование сокращается время, необходимое для исполнения, что в конечном счете приводит к экономии времени в целом. Рекомендуется около 1% планового периода (год, месяц, день) расходовать на планирование. Можно выделить следующие основные правила планирования рабочего времени менеджера:
В деловой жизни оправдали себя следующие плановые периоды:
Планирование времени представляет собой закрытую систему, в которой прослеживается тесная связь между отдельными видами планов.15 Так, долгосрочные планы конкретизируются в средне- и краткосрочных планах, в планах текущего периода и планах дня.
Таким образом, планирование предполагает постепенное разложение общей задачи на частные, чтобы различные действия можно было распределить во времени. Все планы должны составляться в письменном виде, так как планы, которые держат в голове, легко отвергаются, а письменные планы обеспечивают разгрузку памяти и имеют психологический эффект самомотивации к работе.
Далее следует реализация менеджером разработанных планов. Рациональная организация труда руководителя в условиях хронического дефицита времени предполагает определение приоритетов в выполнении дел.
Важность или значимость предстоящих дел менеджера значительно варьирует от одного дела к другому. Зачастую руководители пытаются выполнить сразу слишком большой объем работы либо, наоборот, тратят свое время и силы на отдельные, часто несущественные, но кажущиеся необходимыми дела. В результате этого к концу напряженного рабочего дня, хотя сделано немало, важные дела остаются либо неоконченными, либо вообще не сдвигаются с места.
Необходимо устанавливать приоритеты, последовательно выполнять задачи, включенные в план, в соответствии с их очередностью, что позволяет:
В связи с этим целесообразно обратиться к принципу Парето. Этот принцип в общем виде гласит, что внутри определенной группы или множества отдельные малые части обнаруживают намного большую значимость, чем их удельный вес в численности этой группы.17 Данный принцип неоднократно получал подтверждение на практике в самых различных сферах.
Применительно к принципу Парето говорят о "соотношении 80/20". Перенесение этой закономерности на работу руководителя означает, что в процессе работы за 20% расходуемого времени достигается 80% результатов. Остальные 80% затраченного времени приносят лишь 20% общего итога.
Информация о работе Самоменеджмент: понятие, принципы, содержание