Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность самоменеджмента в работе руководителя организации.
Для этого необходимо выделить следующие задачи:
Раскрыть необходимость, природу и преимущества такого направления в менеджменте как самоменеджмент;
Определить роль самоменеджмента в работе руководителя организации;
Проанализировать основные стили управления руководителя
Рассмотреть практическое применение самоменеджмента руководителем организации.
Введение 3
1. Системный и ситуационные подходы к самоменеджменту. 5
1.1. Понятие самоменеджмента 5
1.2. Самоменеджмент руководителя организации 10
2. Принципы эффективного использования времени руководителя. 16
2.1. Стили управления руководителя организации 16
3. Роль анализа работы руководителя в формировании стиля управления 24
3.1. Анализ работы руководителя 24
3.2. Практическое применение самоменеджмента руководителем организации 29
Заключение 36
Список использованных источников 37
Каждый, кто в своей управленческой деятельности сталкивается с трудностями, которые по его мнению, заключаются в том, что сама работа малопривлекательна, должен по этим 15 пунктам проверить, можно ли создать необходимое условие.
Для обеспечения сложных, скоординированных, эффективных действий нужны компетентные, высокоорганизованные, настойчивые и смелые руководители, менеджеры. Они должны мыслить глобально, действовать, ориентируясь на международные стандарты.
Для обеспечения эффективной работы менеджер должен уметь использовать различные инструменты влияния на исполнителей. Это методы личного общения и косвенные.
Таким образом, сущность самоменеджмента базируется на ряде моментов: принципов, условий проявления оснований, концептуализации и т.д. Если принципы самоорганизации представляют собой сущность конечного феномена системы систем, то принципы самоменеджмента, «пересекаясь» частично с принципами самоорганизации, определяются на концептуальном уровне смысл менеджмента в условиях самоорганизации человеческих факторов.
1.2. Самоменеджмент руководителя организации
Во многих организациях есть роль, которая более чем все прочие, объединяет мир высшего руководства с миром рабочих людей: это роль руководителя. У этой должности могут быть разные названия, но ее характеристики остаются одинаковыми вне зависимости от того, какую организацию мы рассматриваем.
Слово руководитель буквально означает «ведущий за руку». Смысл этого лучше выражает практически неупотребляемое ныне слово надсмотрщик. Для организации оказалось нужным иметь человека, отвечающего за надзор за всем подразделением в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности - следить за целым - составляет суть работы руководителя. Он не подразумевает выдающихся талантов, но требует более широкого взгляда и способности выполнять различные задачи. Роль руководителя претерпела много изменений за прошедшие годы, большинство их которых привело к увеличению ее сложности и содержащегося в ней напряжения. Когда деятельность руководителя осуществлялась в прошлом веке, его роль была ясной и четко определенной. Его задачей было распределить работу, установить и поддерживать стандарты, следить за дисциплиной. Власть руководителя практически не подвергалась сомнению, и многое было в его пользу. Высших руководителей было относительно мало, рядом практически не было специалистов, и поэтому при принятии большинства ежедневных решений его слово было решающим. Его статус был явно выше, и ничто не составляло угрозы его праву контролировать и наводить дисциплину. Работа ценилась высоко, а наемных работников легко можно было выгнать - неудивительно, что мало кто осмеливался ему противоречить.
Фундаментальные перемены в отношении к работе, в образовании, технологии, стиле жизни, личных ожиданиях изменили характер общества.
Никто не был затронут более, чем руководитель, то есть человек, так часто оказывающий «в центре всего». Все, практически без исключения, новые тенденции в обществе и технологии делали его жизнь более трудной. В настоящее время люди лучше образованы, обеспечены, более свободно мыслят и менее склонны к чинопочитанию. Стремление усердно работать и подчиняться правилам, без сомнения, ослабло, но ведь это именно то, на что традиционно рассчитывали руководители. С каждым годом становится все труднее бороться с потоком общественных перемен. Деятельность руководителя изменяется в соответствии с преобладающим управленческим и организационным климатом. Требования и трудности, с которыми сталкивается руководитель, стали очень сложными. Руководитель вынужден искусно прокладывать курс между противоположными требованиями. Руководители могут помочь себе, подвергая систематическому анализу воздействия, которые на них оказываются, и все возникающие у них конфликтные ситуации. Таким образом, первой стороной навыков руководителя является способность творчески справляться с постоянно затруднительными ситуациями. Это требует способности быстро восстанавливать душевные и физические силы и умения не впадать в состояние пресыщенного смирения, испытываемого многими из тех, на кого сильно воздействуют постоянные перемены.
Для успешного управления в современных условиях необходим профессионально подготовленный руководитель-менеджер. Профессионализм менеджера заключается, прежде всего, в овладении специальными знаниями и навыками в области организации производства и управления, способности работать с людьми. Организация не может существовать без менеджеров. Можно выделить три основные функции менеджера. Во-первых, менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, несет ответственность за последствия принятого решения.
Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде. Управляющие всегда должны учитывать многообразные воздействия, исходящие как изнутри, так и извне организации, которые оказывают влияние на выполнение стоящей перед ними задачи. Менеджер учитывает особенности среды, заложенные в ней ограничения, а формируя и осуществляя воздействие, он исходит из своих интеллектуальных и культурных особенностей, широты своих познаний и уровня образованности в своем деле - по сути это тоже ограничения, не все из которых подвластны менеджеру.
В третьих, менеджер выступает как руководитель, формирующий отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующий их усилия, выступающий в качестве представителя организации. В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач данные функции могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем организации.
Раньше считалось, что для управления организацией необязательно быть специалистом в данной отрасли, достаточно знать технологию и технику управления, уметь работать с людьми. В настоящее время в результате развития общественно производства такой подход подвергается критике, так как наемные менеджеры не идентифицируют себя с производством, цели организации не становятся их собственными целями. К тому же их подготовка в школах бизнеса часто не соответствует потребностям производства, а выпускники школ плохо адаптируются к его условиям. Поэтому в европейских и японских компаниях практикуется, как правило, не приглашать управляющих со стороны, а «выращивать» их в самих фирмах. Тем не менее, в компаниях ряда государств, особенно США, еще распространена практика найма профессиональных управляющих.
По данным исследований современный руководитель лишь на 15-20% должен быть специалистом в своей отрасли, прежде всего он должен быть организатором, психологом, социологом.
Самоменеджмент руководителя предполагает последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в личной повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.
В книге М.Вудкок, Д.Френсис «Раскрепощенный менеджер» авторы описывают деятельность европейских менеджеров, где указывают на то, что руководители должны развивать в себе установки, способности и умения, которые позволят им четко и эффективно осуществлять управление. Авторы, исследуя политические, социальные, экономические, психологические силы и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, получили полезные обобщения, которые позволяют выделить те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время для управленческой деятельности.
Требования к руководителю:
Способность эффективно управлять собой и своим временем;
Способность прояснить свои личные ценности;
Способность четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели;
Руководитель должен сам поддерживать собственный рост и развитие;
Способность решать проблемы быстро и эффективно;
Руководитель должен быть изобретательным и способным гибко реализовать изменения ситуации;
Руководитель должен знать и
использовать методы эффективного управления,
которое призывает к
Руководитель должен освоить иные подходы в отношении своих подчиненных, т.к. многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности;
Руководителю требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков;
Руководитель должен уметь создавать и совершенствовать группы, быстро становиться изобретательным и результативным в работе.
Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные конкретные требования, то каждый из выше упомянутых факторов в равной мере имеет отношение к любой ситуации.
Успешная управленческая деятельность
во многом зависит от деловых качеств
руководителя. Эффективность управленческой
деятельности определяется в первую
очередь высоким уровнем
Профессиональная
Управленческие способности - это качества личности, данные от природы. Они не сводятся только к знаниям и навыкам, предполагают наличие врожденных способностей быть лидером, обладать умением влиять на поведение других людей, т.е. управленческие способности предполагают наличие у менеджера организаторских способностей и определенных личных качеств.2
К организаторским способностям обычно относится: четкое определение целей деятельности объекта управления, умение планировать свою работу и работу подчиненных, способность координировать деятельность подразделений, умение делегировать полномочия, энергичность и предприимчивость в принятии и реализации решений. К организаторским способностям относятся:
адаптационная мобильность, т.е. склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость и др.;
контактность, т.е. общительность, способность располагать к себе людей, умение выслушивать, понимать и убеждать людей, а также способность взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;
стрессоустойчивость, т.е. интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений;
Перечислить все качества личности руководителя невозможно. Существуют различные точки зрения. Рассмотрим российскую литературу по управлению и менеджменту. Профессор Б.Миллер выделяет следующее: «Профессиональная честность, способность к риску, обязательность, предприимчивость и постоянная одержимость делом, умение руководителя слушать собеседника, умение говорить так, чтобы поняли подчиненные без двусмысленностей в постановке задач, с учетом возраста, психологии, опыта, темперамента, умение правильно писать, вести деловую переписку, умение вести себя с людьми…»
2. Принципы эффективного использования времени руководителя.
2.1. Стили управления руководителя организации
Особенность современного взгляда на руководителя как лидера коллектива состоит в том, что он рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Итак, что же такое руководство? Руководство — способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.
Самоменеджмент способствует эффективности выполнения органических функций руководителя и адаптации стилей руководства к деловым ситуациям.
Изучение органических функций руководителя с целью определения эффективного стиля руководства начались еще в древности. Однако на систематической основе исследования стали проводиться в 30–40–е г. XX в. и сформировались в четыре научных подхода:
1. Личностный;
2. Поведенческий;
3. Ситуационный;
4. Комплексный.
В менеджменте существуют разнообразные определения стиля руководства. Например, американская школа рассматривает стиль как «… обобщенный вид поведения руководителя в отношениях с сотрудниками в процессе достижения поставленных целей». Европейская школа, в частности немецкая, рассматривает стиль руководства как «… основную составляющую деятельности руководителя», полагая, что на стиль влияют следующие факторы: структура личности руководителя, компетентность сотрудников, ситуация.
Российские специалисты в
Информация о работе Самоменеджмент руководителя и его роль в формировании стиля управления