Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность самоменеджмента в работе руководителя организации.
Для этого необходимо выделить следующие задачи:
Раскрыть необходимость, природу и преимущества такого направления в менеджменте как самоменеджмент;
Определить роль самоменеджмента в работе руководителя организации;
Проанализировать основные стили управления руководителя
Рассмотреть практическое применение самоменеджмента руководителем организации.
Введение 3
1. Системный и ситуационные подходы к самоменеджменту. 5
1.1. Понятие самоменеджмента 5
1.2. Самоменеджмент руководителя организации 10
2. Принципы эффективного использования времени руководителя. 16
2.1. Стили управления руководителя организации 16
3. Роль анализа работы руководителя в формировании стиля управления 24
3.1. Анализ работы руководителя 24
3.2. Практическое применение самоменеджмента руководителем организации 29
Заключение 36
Список использованных источников 37
Желаемые цели Формулировка целей Сильны и слабые
(цели действия)
Рис.2. Процесс постановки целей.
2. Определение личных
ресурсов. Для этого целесообразно
провести своеобразный SWOT- анализ
применительно к одной личности
- менеджеру, для чего
• определить свои достоинства;
• определить свои недостатки.
Для этого составить перечень имевших место в прошлом неудач и отметить, в результате каких причин они произошли. Подумать, как избавиться от этих недостатков;
• указать внешние благоприятные, способствующие карьере факторы;
• указать внешние неблагоприятные факторы и угрозы.
При этом следует уяснить, с чем необходимо считаться в ближайшие годы, например, с ближайшим окружением (с деловыми партнерами, родителями, шефом, друзьями и т. д.) и учитывать это при постановке целей.
3. Проведение анализа "цель - средства", в ходе которого наличные и реально достижимые ресурсы (личные, финансовые, временные) сравниваются с необходимыми для достижения этих целей. Для этого нужно обратиться к составленной "инвентарной описи" целей и выбрать 3-4 важнейшие цели, определить необходимые для их достижения средства и проверить, чего еще нужно достичь или к чему приступить, чтобы достичь целей. Для этого предусмотреть усиление влияния факторов, способствующих достижению целей, и снижение (или устранение) влияния факторов, препятствующих этому.
По профессиональным (карьерным) целям следует указать необходимую для их достижения квалификацию и культурный уровень и поставить реальные практические задачи, например приобретение опыта, которого еще недостает.
4. Формулирование конкретных целей. При этом нужно учитывать, что каждая цель имеет смысл только тогда, когда установлены конкретные сроки ее воплощения и определены желаемые результаты. Далее целесообразно сформулировать их применительно к своим желаниям и перепроверить с точки зрения того, насколько они реалистичны.
Не следует брать на себя слишком много, так как нереальные задачи имеют мало шансов быть выполненными. Чем больше целей мы перед собой ставим, тем больше придется изменять в прежней жизни и в большей мере активизировать свою деятельность.
Необходимо, исходя из долгосрочных глобальных целей, установить также краткосрочные цели.
Рассмотренные цели фиксируются
в профессиональном (карьерном) плане,
который должен регулярно перепроверяться,
актуализироваться и
Следующая функция самоменеджмента - планирование личного времени. При планировании обеспечивается рациональное использование времени: либо имеющееся время употребить для плодотворной деятельности (максимальный критерий), либо достичь поставленных целей с меньшим расходом времени (минимальный критерий).4
Следует заметить, что на практике преобладает недооценка руководителями значимости планирования своей деятельности и соответственно недостаточное выделение ими времени на осуществление планирования личного времени.
Можно выделить следующие основные правила планирования рабочего времени менеджера:
Все планы должны составляться в письменном виде, так как планы, которые держат в голове, легко отвергаются, а письменные планы обеспечивают разгрузку памяти и имеют психологический эффект самомотивации к работе.
Важной функцией менеджера является делегирование, т. е. передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя. Одновременно с задачей (деятельностью) для ее выполнения должны также делегироваться необходимая компетенция в специальной сфере (функциональная) и полномочия. При этом начальник сохраняет за собой ответственность за руководство, которая не может быть делегирована.
Делегирование имеет несколько весьма важных положительных характеристик, а именно:
1. Помогает руководителю разгрузиться и высвободить время для важных задач (например, для собственно управленческих функций);
2. Способствует использованию профессиональных знаний и опыта соответствующих сотрудников;
3. Стимулирует раскрытие способностей, инициативы, самостоятельности и компетенции подчиненных;
4. Способствует повышению мотивации в работе и квалификации сотрудников, удовлетворенности их работой, особенно если им доверяется исполнение ответственных дел.
Таким образом, делегирование в равной степени выгодно и для руководителя, и для подчиненных. Как правило, подчиненные позитивно оценивают стиль руководителя, если он многое делегирует. Установлено, что руководитель, удачно делегирующий свои полномочия, осуществляет эффективный менеджмент. Делегировать рекомендуется ежедневно, как можно чаще и больше, - насколько позволяют рабочая ситуация и потенциал сотрудников. 5
Последней функцией самоменеджмента является контроль за результатами, или самоконтроль, благодаря которому определяется, были ли выполнены запланированные дела, и вносятся в планы необходимые коррективы.
Контроль выполняет три задачи:
Время, продолжительность и
Таким образом, рационализация личной
работы менеджера позволяет повысить
эффективность его деятельности
Заключение
Итак, самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время.
Преимущества овладения
- выполнение работы с меньшими
затратами времени, лучшая
- меньше спешки и стрессов;
- больше удовлетворения от работы; активная мотивация труда;
- рост квалификации;
- снижение загруженности
- сокращение ошибок при
- достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.
Самоменеджмент в своей
Совокупность деловых, профессиональных и личностных характеристик, формируемых как в процессе обучения, так и в процессе работы позволяют представить их в виде профессионально-личностной модели менеджера, которая раскрывает этапы формирования и этапы использования всех качеств руководителя.
Список использованных источников
1. |
Абдулов Р.А. Самоменеджмент от «А» до «Я» Учебник. – М.: Дело, 2009. - 289 с.. | |
2. |
Беляцкий Н.П. Менеджмент: основы лидерства: Учебное пособие для вузов. – Мн.: новое знание, 2011. – 356с. | |
3. |
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Гардарика, 2010. – 376с. | |
4. |
Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2011. – 402с. | |
5. |
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. – Мн.: Новое знание, 2009. – 385с. | |
6. |
Карпичев, В. Самоменеджмент: введение в проблему [Текст] / В. Карпичев // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 3. - С. 103-106 | |
7. |
Колпаков, В. М. Методы управления [Текст]: учеб, пособие / В.М. Колпаков. — 2-е изд., испр. и доп. — К.: МАУП, 2008. — 368 с | |
8. |
Миллер, Б. Такой простой и сложный менеджмент! [Текст] / Б. Миллер // Огонек – 2005. - № 9 - С.3-5 | |
9. |
Румянцева З.П., Филинов Н.Б., Шрамченко Т.Б. Управление развитием организации. – М.: Инфра – М., 2008. – 257с. | |
10. |
Управление организацией /Под ред. А.Г.Поршнева и др. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 383с. | |
11. |
Шигда, А.В. Менеджмент [Текст]: учеб, пособие / А.В. Шигда. – М.: Просвещение, 2011. – С. 367 |
Приложение А
Личностные качества менеджера как основа технологии самоменеджмента
1 Шигда, А.В. Менеджмент [Текст]: учеб, пособие / А.В. Шигда. – М.: Просвещение, 2011. – С. 367
2 Карпичев, В. Самоменеджмент: введение в проблему [Текст] / В. Карпичев // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 3. - С. 103-106
3 Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2011. – 402с.
4 Румянцева З.П., Филинов Н.Б., Шрамченко Т.Б. Управление развитием организации. – М.: Инфра – М., 2008. – 257с.
5 Миллер, Б. Такой простой и сложный менеджмент! [Текст] / Б. Миллер // Огонек – 2005. - № 9 - С.3-5
Информация о работе Самоменеджмент руководителя и его роль в формировании стиля управления