Синектика. Место ассоциаций и аналогий в творческом мышлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:38, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: раскрыть значение и применение такого метода коллективного творческого мышления как синектика.
Задачи работы:
1. дать и раскрыть определение понятия синектика;
2. разобрать разные виды аналогий;
3. установить место ассоциаций и аналогий в творческом мышлении.
Методы исследования: анализ, аналогия, синтез, описание.

Содержание

Введение 3
1. Определение понятия 4
2. Краткая история создания 6
3. Организация учебной работы в синектике 10
4. Виды аналогий 11
4.1. Прямая аналогия 11
4.2. Личная аналогия 11
4.3. Символическая аналогия 12
4.4. Фантастическая аналогия 13
5. Направление синектики 14
6. Элементы синектического процесса 16
7. Операторы синектики 18
7.1. Превращение незнакомого в знакомое 18
7.2. Превращение знакомого в незнакомое 19
8. Заключение 20
9. Список использованных источников и литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Синектика.docx

— 61.16 Кб (Скачать файл)
 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОССУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕРЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МЕХАНИКИ И ОПТИКИ» ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

Реферат

Синектика. Место ассоциаций и аналогий в творческом мышлении

 

 

 

 

 

Студентка: Фарутина Е.В.

гр. 2440

Научный руководитель: Логинова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание

 

 

Введение 3

1. Определение понятия 4

2. Краткая история создания 6

3. Организация учебной работы в синектике 10

4. Виды аналогий 11

   4.1. Прямая аналогия 11

   4.2. Личная аналогия 11

   4.3. Символическая аналогия 12

   4.4. Фантастическая аналогия 13

5. Направление синектики 14

6. Элементы синектического процесса 16

7. Операторы синектики 18

   7.1. Превращение незнакомого в знакомое 18

   7.2. Превращение знакомого в незнакомое 19

8. Заключение 20

9. Список использованных источников и литературы 21

10. Приложение 1. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Данная тема является очень  актуальной, так как синектика – это метод, который восстаёт против традиционной точки зрения на природу творческих возможностей, согласно которой природа творчества – это главенство индивидуального гения.

Синектика - наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества. Она является дальнейшим развитием и усовершенствованием мозгового штурма. Однако если обычный метод мозгового штурма проводится людьми, не обученными специальным творческим приемам, то синектика предполагает собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций.

Этот метод имеет большую теоретическую и практическую значимость, ведь он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитых мыслей, восприятий, и "включить" богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности.

Эта тема была широко раскрыта в книге автора этой методики Уильяма Гордона "Синектика: Развитие творческой способности", изданной в Нью-Йорке в 1961 г.

Цель данной работы: раскрыть значение и применение такого метода коллективного творческого мышления как синектика.

Задачи работы:

1. дать и раскрыть определение  понятия синектика;

2. разобрать разные виды  аналогий;

3. установить место ассоциаций  и аналогий в творческом мышлении.

Методы исследования: анализ, аналогия, синтез, описание.

Объект исследования: метод  творческого мышления.

Предмет исследования: синектика как метод коллективного творческого мышления.

 

 

 

 

 

3

1.Определение понятия

 

 

Синектика – метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется как метод решения сложных творческих, в том числе технических, изобретательских задач, в педагогической практике используется для решения сложных учебно-познавательских проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска.

Синектика - это техника решения спорных вопросов, стимулирующая мыслительные процессы, направленность которых, как правило, неожиданность и случайность.

Кроме того, синектика - это подход к творческому мышлению, зависящий от понимания возможности комбинирования несовместимых, на первый взгляд, вещей. В общих чертах ее цель можно определить так: "делать необыкновенное привычным и делать привычное необыкновенным". Это способствует, с одной стороны основательности анализа исследуемого вопроса, и с другой стороны, устранению начальных проблем творчества через создание аналогий. Таким образом, возникает возможность появления новых и удивительных решений.

Слово "синектика" - греческого происхождения и буквально означает соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых элементов. Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач.

Синектика представляет собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами учащихся с использованием ими различных аналогий и ассоциаций.

Синектика очень похожа на метод мозгового штурма. Основное отличие синектики от мозгового штурма - это большая упорядоченность и строгость. Это может показаться странным, пытаться упорядочить процесс творчества, тем не менее, множество людей, участвуя в открытой форме мозгового штурма, чувствуют себя подавленными.

Синектика предоставляет руководство к генерации новых идей. Она более требовательна к процедуре постановки задачи, чем метод мозгового штурма, ввиду наличия множества шагов, этот процесс более сложный и требует больше времени и усилий.

 

4

Не смотря на то, что синектика обычно рассматривается как методика или прием творчества, она так же может считаться состоянием души, или даже философией.

Это по существу, сочетание сущностей, представление людьми нахождения в состоянии этих сущностей, включая идеи или даже физические объекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

2. Краткая история создания

 

 

Синектика была разработана в конце 1950-х – начале 1960-х гг. американским психологом У.Гордоном на основе опыта применения известного метода групповой генерации идей, получившего название «мозговой атаки», или «мозгового штурма». Синектика развивалась как совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез, «сумасшедших идей» и интуитивных решений и первоначально создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем промышленности и управления.

В 60-е годы на основе «промышленного»  образца синектики в США стали проводиться эксперименты по разработке её «учебного» варианта – в начальной, средней и высшей школе. Ключевым для соответствующих дидактических поисков стало стимулирование поисковой учебной деятельности на основе эмоционально-образного, метафорического мышления. При этом процесс решения проблем носит интуитивный характер.

В 1961 г. в США вышла книга  Уильяма Гордона "Синектика: развитие творческого воображения". Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Описанный в ней подход к организации творчества, правила работы, обучения, оказали большое влияние на разработчиков новой техники, методологов. К сожалению, книга не была издана у нас в стране. Работа над методом началась в 1944 году. Гордон указывал, что, слово "синектика" – греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Книга Уильяма Гордона "Синектика: Развитие творческой способности", Нью-Йорк, 1961 г. состоит из Введения, шести глав, двух приложений и библиографии. Во Введении автор дает краткий обзор Синектики, истории вопроса и рассматривает основные положения теории.  
          Автор отмечает, что данная книга - это промежуточный отчет исследования, которое будет продолжаться ряд лет. Поэтому, хотя заключения и базируются на экспериментальных данных, они не должны приниматься как неизменные и окончательные.

Синектические исследования автор основывает на следующих предположениях:  
         1.Творческие процессы в человеке могут быть познаны,  
         2.Изобретения в науке и искусстве аналогичны и характеризуются теми же самыми фундаментальными психическими процессами,  
         3.Процесс индивидуального творчества аналогичен процессу группового творчества.  
       

6

 Цель книги - описать развитие синектической теории творческого процесса, гипотез, лежащих в основе теории, а также фактическое внедрение теории в некоторых случаях.  
Автор отмечает, что традиционный взгляд на природу творчества предполагает творческими только искусство и поэзию.

Автор предлагает отбирать людей в группу по коэффициенту "IQ". Синектическая группа, таким образом, способна сократить затраты времени с нескольких месяцев, необходимых отдельной личности для решения проблемы, до нескольких часов. Окончательные решения проблем, полученных группой рациональны, процесс же решения их - иррационален. Синектическая группа отличается от "отряда особого назначения" - группы экспертов тем, что "отряд" состоит предпочтительно из технических экспертов одной специальности, подобранных для решения конкретной проблемы. Группа, состоящая из людей различных специальностей имеет более высокие способности при решении проблем. Однако, ни одна группа из 5-7 человек не может охватить вопросы во всех областях науки. В тех случаях, когда это необходимо, в группу вводится эксперт по данной области. Эксперт играет двоякую роль: во-первых, роль энциклопедии; во-вторых, - "дьявольского адвоката", т.е. критика. У эксперта должно быть желание и способность вторгаться во все сферы деятельности других экспертов, и в тоже время принимать вторжение группы в его собственную область.  
            Наиболее важным и наиболее недооцениваемым аспектом синектической деятельности автор считает моделирование полученного решения проблемы, эксперимент, "имеющий грязные руки". Без прагматического критерия "Это работает?" невозможна синектическая деятельность. Второй критерий эффективности cинектики - это повторяемость, воспроизводимость механизмов решения проблем. Такие механизмы проверяются неоднократно с другими синектическими группами.

Начало исследований в  области cинектики относится к 1944 году, когда автор с рядом единомышленников начал серию наблюдений над индивидуальным творчеством. Изобретатель, который был предметом этих исследований, решал проблему по конструированию нового высотомера - альтиметра для самолета и одновременно описывал происходящий в нем психический процесс, наговаривая на диктофон свои размышления. Заметим, что подобный эксперимент очень сложен, а результаты его могут быть неоднозначны. Автор приводит некоторые выдержки из этих записей. Весьма интересен момент, когда изобретатель не осознавая того, формулирует к высотомеру требование идеальности: "Я выброшу остальное содержимое и посмотрю только на пружину. ...конечно, самое элегантное решение было бы иметь циферблат... без шестеренок...

 

7

Это, конечно невозможно, но все-таки, как сама пружина делает все?" 1 В результате проведенного исследования были выявлены взаимосвязанные психологические положения.

В 1945 году было положено начало серии интервью с людьми искусства  и науки с целью определения  того, испытывают ли они аналогичные  психологические состояния. Интервьюируемые подтвердили, что они узнавали те психологические состояния, которые описал изобретатель, хотя никогда этого не осознавали.

После того, как результаты опроса были обобщены, стало очевидным, что четыре аспекта психологического процесса: вовлечение, отделение, размышление  и автономия объекта достаточно универсальны для экспериментальных  попыток. Дальнейшие эксперименты проводились  в Гарвардской лаборатории подводной  акустики с группами, работающими  над проблемами гидродинамики и  акустики. Определенные трудности в  понимании вызывала рекомендация группе по вовлечению в проблему.

Через некоторое время  этот принцип был сформулирован  следующим образом: "Я нахожусь прямо внутри этой проблемы. Мои  уши, глаза и руки - ее элементы". 1 
           После завершения этих экспериментов у исследователей возник интерес к сходству творческих процессов в искусстве и в науке. В 1948 году был организован Рокпульский эксперимент с группами художников. Интерес объяснялся уверенностью в том, что новые данные могут быть получены от наблюдения процессов творчества художников, поскольку художники более членораздельно выражали свои мысли относительно их подсознательной субъективной умственной деятельности. В ходе этого исследования члены группы завоевали много призов за картины, графику и скульптуру. Почти все члены группы сделали карьеру в области искусства и стали хорошо известны в своих кругах. Рокпульский эксперимент не обнаружил новые положения творческого процесса. Однако он обнаружил важную процедуру самого научного исследования, связанного с использованием группы в противоположность индивидуму.

Автор указывает на типичные варианты поведения группы в первые недели, ошибки, и дает практические рекомендации по руководству. Следует  остерегаться возникновения симптомов  неуверенности со стороны членов группы. По мнению автора, существует единственный способ преодоления этого - иметь  задуманный и практический успех.                              

 

 


1. Книга Уильяма Гордона "Синектика: Развитие творческой способности", Нью-Йорк, 1961 г.,стр. 17, 21

 

 

8

Однако, если успех приходит слишком скоро, группа может встать либо на позицию фанатико-религиозного принятия теории - слабую и несерьезную; либо на позицию сверхуверенности в своих возможностях. В курсе обучения группу время от времени стимулируют самостоятельно проводить сессии, которые записываются на магнитофон, а затем анализируются и критикуются синекторами и членами группы.

Информация о работе Синектика. Место ассоциаций и аналогий в творческом мышлении