Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:38, реферат
Цель данной работы: раскрыть значение и применение такого метода коллективного творческого мышления как синектика.
Задачи работы:
1. дать и раскрыть определение понятия синектика;
2. разобрать разные виды аналогий;
3. установить место ассоциаций и аналогий в творческом мышлении.
Методы исследования: анализ, аналогия, синтез, описание.
Введение 3
1. Определение понятия 4
2. Краткая история создания 6
3. Организация учебной работы в синектике 10
4. Виды аналогий 11
4.1. Прямая аналогия 11
4.2. Личная аналогия 11
4.3. Символическая аналогия 12
4.4. Фантастическая аналогия 13
5. Направление синектики 14
6. Элементы синектического процесса 16
7. Операторы синектики 18
7.1. Превращение незнакомого в знакомое 18
7.2. Превращение знакомого в незнакомое 19
8. Заключение 20
9. Список использованных источников и литературы 21
Книга читается с интересом,
написана живым языком. В ней приведен
обширный документальный материал - стенограммы
синектических заседаний. Использование
ряда операционных механизмов вызывает
практический интерес.
Теоретические основы заключаются
в следующем. Творческий процесс познаваем
и поддается модификации. По мнению Гордона
в творческом процессе существуют два
вида механизмов: не операционные - интуиция,
вдохновение и операционные - использование
аналогий и метафор. Операционным механизмам
можно обучить.
Метод исследования творческого
процесса - изучение стенограмм и звукозаписей
решения реальных изобретательских задач.
И хотя автор придерживается той мысли,
что в творческом процессе равную роль
играет и изобретатель и внешняя среда,
он не рассматривает закономерности развития
внешней среды - технических объектов.
Уильям Гордон решил ряд организационных
проблем в работе группы. Так, он разрешил
противоречие об отсутствии критики в
группе для выдвижения идей и необходимости
ее на этапе развития идеи путем переменного
состава участников сессии, а также группы-спутника.
Еще одна проблема - место расположения группы должно быть в фирме, поскольку она работает на фирму, и должно быть вне фирмы, чтобы не зависеть от нее - была решена по принципу "независимая близость" 2 вне территории фирмы, но рядом с ней.
По мнению Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения творческих задач. Эти операторы являются "специальными орудиями активизации творческого процесса". То есть, синектеры рассматривают творческую активность как результат сознательных усилий.
______________________________
2.Книга Уильяма Гордона "Синектика: Развитие творческой способности", Нью-Йорк, 1961 г.,стр. 89
9
3. Организация учебной работы в синектике
Организация учебной работы в синектике включает следующие основные моменты:
10
4. Виды аналогий
Приемы использования
аналогий относятся к методам
психологической активизации
Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие:
Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, бизнес идей, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче.
Прямая аналогия основана на сравнении параллельных фактов из различных областей, это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Она требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать. На прямой аналогии строим задания типа «почему главная значимая часть слова называется корнем?» Ребята чаще всего проводят аналогию корня слова и корня растения, указывая на их главенствующую роль.
Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения технической задачи или бизнес проблемы.
Личная аналогия освобождает человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа, представляет собой «вхождение в образ» и может быть обусловлена такими коммуникативными заданиями, как например: «Представьте себе, что вы имя прилагательное, расскажите, какими себя видите?
11
Что произойдёт с вами, если вы ещё и выполняете работу эпитета в тексте?»
Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании изобретательской задачи или бизнес проблемы пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему.
Символическая аналогия использует объективные и неличные образы, чтобы описать проблему. Цель символической аналогии – обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия – это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Синекторы утверждают, что символическая аналогия – незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть "необычное в обычном". Приведем пример такого видения анализируемых объектов: при изучении темы «Фигуры речи» затруднение вызывает понятие «зевгма» (синтаксическая конструкция, которая состоит из ядерного слова и зависящих от него однородных членов, равноценных грамматически, но семантически разноплановых, например: «О, сицилийский рай! Апельсины, грейпфруты, гранаты, автоматы, пистолеты».3 Один из учеников предложил такое определение зевгмы: «Чушь в ряду однородных членов». Грубо? Грубовато. Но запомнили все! Вообще тема тропов и фигур благодатна в плане символических аналогий. Например, перифраз и есть по своей сути символическая аналогия (царица хлада – зима, лучшая половина рода человеческого – женщины и т.д.). Главное, помочь детям включить воображение.
______________________________
3. М. Мишин
12
Фантастическая аналогия предла
13
Ключевым моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения. Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее придумает. Эта целостность может быть принята окружающими как верная, полезная или отвергнута как неверная. Целостность противодействует дальнейшим изменениям. Никто не может признать за собой авторство этой идеи, кроме того, кто ее высказал. Попытки борьбы с этим негативным явлением видны из того факта, что перед проведением мозгового штурма специально договариваются о распределении (или общности) авторства на выдвинутые идеи, однако проблемы это не снимает.
С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Феномен "инсайта" проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.
Таким образом в синектике, по мысли Гордона, результаты решения проблемы – рациональны, процесс же, приводящий к решению, - нерационален. Необычным также является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Риск, трудное задание, имеют в группе синекторов большой психологический престиж, каждый стремится взять на себя наибольшую часть трудностей.
В основе синектики лежит ряд представлений о природе творческой деятельности и возможностях её целенаправленного построения в учебном процессе: использование внешне выраженных, чётко очерченных этапов и процедур творческой деятельности; ключевая, преобладающая роль иррациональных, эмоционально окрашенных мыслительных процессов как движущей силы творческого поиска; их осознанное и упорядоченное использование индивидом и группой в сочетании с последующим рационально-логическим анализом и отбором найденных решений, взвешенным, аналитическим осмыслением полученных результатов.
14
В качестве субъекта познания в синектике выступает, в основном, не столько каждый из учащихся порознь, сколько вся группа.
Специфической чертой данного метода является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная; обсуждение и отбор эмоционально-образных, «метафорических» аналогий ведётся в обстановке тесного межличностного взаимодействия.
Синектика направлена на углублённое осмысление изучаемого материала, может не только дополнять, но и сопровождать первичное ознакомление с новым материалом; она обладает высоким потенциалом развития творческих возможностей учащихся.
Дидактические особенности синектики связаны с формированием опыта поисковой деятельности, развитием видения проблемы, включением нового опыта в широкий контекст личностного опыта учащихся. Важнейшая черта синектики – формирование у учащихся положительного опыта эмоционально и познавательно насыщенного группового творческого поиска, расширения и взаимного обогащения представлений.
15
Важнейшим элементом синектического процесса является практическая реализация полученных в процессе работы идей. Синекторы должны принимать участие в практической работе, это считается жизненно важным процессом для поддержания их в хорошей форме. Без выхода на практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности.
Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны, обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, например, иные методы решения проблем, как правило, не привлекаются. Можно определить синектику как средство для постановки задач. Собственно нахождение решения есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи есть половина решения.
Блок-схема синектического процесса
1. Постановка задачи
2. Перевод задачи, "как она поставлена" в задачу, "как она понимается".
3. Выявление вопроса, вызывающего аналогии.
4. Работа по поиску аналогий.
5. Использование аналогий
6. Поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.
Существует три общих типа действий синекторов:
1. Игра со словами, со значениями и дефинициями.
Она включает в себя преобразование специфической проблемы в ее определение с помощью обобщающего слова или высказывания. Например, местоимение – часть речи, которая выступает вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного.
16
В этот механизм также была включена "инверсия" – как еще один метод обыгрывания уже принятых значений.
2. Игра с отрицанием какого-либо основного закона, научного понятия.
В рамках этих действий группа задает себе ситуацию, в которой нарушен один из законов, например, в сложном предложении не всегда ставится запятая между его частями. Почему?
3. Игра с метафорой.
Обыгрывание метафоры - один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое - знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами, например, при изучении темы «омонимы» обыгрываем примеры «музыкальный ключ, ключ от квартиры, ключ с чистой водой». Сюда же относится и механизм персонификации с его основным вопросом: "Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?"
17
Информация о работе Синектика. Место ассоциаций и аналогий в творческом мышлении