Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:38, реферат
Цель данной работы: раскрыть значение и применение такого метода коллективного творческого мышления как синектика.
Задачи работы:
1. дать и раскрыть определение понятия синектика;
2. разобрать разные виды аналогий;
3. установить место ассоциаций и аналогий в творческом мышлении.
Методы исследования: анализ, аналогия, синтез, описание.
Введение 3
1. Определение понятия 4
2. Краткая история создания 6
3. Организация учебной работы в синектике 10
4. Виды аналогий 11
4.1. Прямая аналогия 11
4.2. Личная аналогия 11
4.3. Символическая аналогия 12
4.4. Фантастическая аналогия 13
5. Направление синектики 14
6. Элементы синектического процесса 16
7. Операторы синектики 18
7.1. Превращение незнакомого в знакомое 18
7.2. Превращение знакомого в незнакомое 19
8. Заключение 20
9. Список использованных источников и литературы 21
Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является художественное или техническое открытие (изобретение). Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от психологических состояний – таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они не управляемы. Термины "интуиция", "эмпатия" и пр. – просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям. Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний.
Решая задачу, бессмысленно
пытаться убедить себя или группу
быть творческим, интуитивным, вовлеченным,
или же допускать очевидные
Несмотря на то, что в процессе описания эволюции синектики мы кратко коснулись основных ее механизмов, рассмотрим их вновь, уже в окончательно обработанном виде.
Глобально синектика включает
в себя два базовых процесса:
1. Превращение незнакомого в знакомое.
2. Превращение знакомого в незнакомое.
7.1. Превращение незнакомого в знакомое
Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему – пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может "проглотить" эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться. Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны – это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.
18
7.2. Превращение знакомого в незнакомое
Превратить знакомое в незнакомое – означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В "известном мире" предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного – основа творчества.
19
Заключение
Суммируя сказанное, можно
заключить, что метод синектики способствует
развитию творческих способностей и критического
мышления учащихся, созданию положительного
эмоционального настроя, мотивирует и
активизирует речевую и мыслительную
деятельность субъектов учения, содействует
их личностному самораскрытию. Особенностью этого метода,
отличающей его от метода мозгового штурма,
является организация влияния группы
на творческую активность индивидов. При
этом внимание уделяется попыткам превзойти
самого себя, отказу от стандартных подходов.
Творческое соревнование участников имеет
в группе синектеров большое значение
- каждый стримиться "взять на себя"
наибольшую часть выдвигаемых творческих
решений. Считается, что изящество решений,
выдаваемых группой, является функцией
имеющихся у участников разнообразия
знаний, интересов. эмоциональных особенностей.
Таким образом, синектика определяет творческий
процесс как умственную активность в ситуации
постановки и решения творческой задачи,
где результатом является творческое
или художественное решение.
Два слова об "операторах синектики". Операторы синектики - суть конкретные психологические факторы, которые ведут вперед творческий процесс. Операторы предназначены для пробуждения, активизации сложных психологических состояний. Идеологи синектики исходят из предположения о том. что решая какую - либо творческую задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или других людей быть творческим, вовлеченным в творчество, интуитивным или же - допускать в своих творческих фантазиях очевидные несуразности, несоразмерности, несовместимости. То есть - необходимо дать инструменты. Средства, позволяющие человеку делать это.
20
Список использованных источников и литературы:
21
Приложение 1.
Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это время было подготовлено очень большое количество эффективно работающих специалистов. Синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость. Наиболее эффективна работа синекторов в области поиска идей новых товаров, в создании эффективной и необычной рекламы.
Мозговой штурм служит средством порождения значительного количества идей. Слабость метода таится в том, что в нем отсутствуют механизмы и инструменты, позволяющие работать с образами. А ведь именно образы служат источником идей.
Этот недостаток устраняется в синектике, основную силу которой составляют механизмы работы с образами, их порождения и изменения. Генерация идей здесь отходит на второй план, становится производной от найденного представления. Но образы также не первичны, они производны от общей картины мира, от принятых в обществе и потому не воспринимаемых рамок, ограничений, норм. Подобно воздуху они окружают нас и являются естественными до полной "прозрачности". Кажущаяся свобода действий в рамках методов – это свобода в рамках неосознанно ограниченного пространства.
Преодолеть этот уровень ограничений предназначен следующий метод – метод свободного действия. Суть метода не может быть раскрыта в короткой статье. Однако общая направленность используемых механизмов состоит в выявлении внутренних границ и барьеров, стереотипов и их преодолении. Этот метод позволяет корректировать образы и представления, сформированные о объекте, а следовательно выходить за пределы привычного. Именно такого рода преодоления стереотипов и приводили во все времена фирмы – пионеры к идеям новых товаров, открывали новые ниши на рынке, а иногда в принципе меняли само это понятие.
Краткие выводы из книги Уильяма Гордона "Синектика: Развитие творческой способности"4:
1. Синектика - это
наиболее сильный метод активизации изобретательской
деятельности в рамках принципа перебора
вариантов.
2. Метод Синектики не отменяет
перебора вариантов.
______________________________
4. Книга Уильяма Гордона "Синектика: Развитие творческой способности", Нью-Йорк, 1961 г.
22
3. При разработке проблем
теории изобретательства полезно ознакомиться
с Синектикой по книге Уильяма Гордона.
4. Операционные
механизмы воспроизводимы в творческом
процессе и дают положительный результат
при решении конкретных задач.
5. Наиболее действенным механизмом является фантастическая аналогия, а также сравнения с биологией.
6. В ряде мест автор подошел
к понятию "идеальности" 5, но
не сформулировал его.
7. Предложен этап проверки идеи решения
на работающих моделях, который является
необходимым этапом процесса получения
решения задачи.
8. Наряду
с обширным документальным материалом
приведено мало практических задач.
Важным критерием для
отбора членов группы является эмоциональный
тип. Он влияет на то, как человек
подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна
существенная линия отличий синектики
от мозгового штурма. Подбор группы генераторов
мозгового штурма состоит в выявлении
активных творцов, обладающих различными
знаниями. Их эмоциональные типы особо
не учитываются. В синектике же, совсем
наоборот. Скорее будут выбраны два человека
с одним и тем же багажом знаний и опыта,
если при этом они совершенно различны
в эмоциональной сфере. Часто в состав
группы включают авторитетного креативщика,
который призван играть роль "третейского
судьи" или "адвоката" при столкновении
"непримиримых" творческих позиций,
а так же он должен помочь участникам группы
говорить "на одном языке", примирять
чрезмерные творческие амбиции отдельных
синектеров. В режиме "адвоката" авторитет
сразу же - в процессе работы группы - выявляет
и отвергает слабые стороны выдвигаемых
идей, концепций, подходов.
______________________________
5.Книга Уильяма Гордона "Синектика: Развитие творческой способности", Нью-Йорк, 1961 г. ,стр. 17, 98, 124
23
Информация о работе Синектика. Место ассоциаций и аналогий в творческом мышлении