Система и структура управления туризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть систему и структуру управление туризма.
Задачи работы рассмотреть:
1. Система управлением туризма
2. Структура управлением туризма
3. Туристский регион
4. Туристские организации
5. Туристские предприятия

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I. Система и структура управление туризмом……………………….……6
1.1. Система управлением туризма…………………………………………….6
1.2. Структура управлением туризма………………………………………….8
II. Туристические регионы, организации и предприятия……………….12
2.1. Туристский регион…………………………………………………………12
2.2. Туристские организации…………………………………………………..17
2.3. Туристские предприятия…………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………….........................30

Вложенные файлы: 1 файл

))))).docx

— 254.84 Кб (Скачать файл)

Удомельский Техникум Информатики и Вычислительной техники

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Менеджмент»

На тему: «Система и структура  управления туризмом»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

Токарская.Е.В.

Специальность: Менеджер

Проверил: Савелюк.Л.С.

 

 

Удомля  2012г

                              Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

I. Система и  структура управление туризмом……………………….……6

1.1. Система управлением туризма…………………………………………….6

1.2. Структура  управлением  туризма………………………………………….8

II. Туристические  регионы, организации и предприятия……………….12

2.1. Туристский регион…………………………………………………………12

2.2. Туристские организации…………………………………………………..17

2.3. Туристские предприятия…………………………………………………..27

Заключение…………………………………………………………………….28

Список  использованной литературы……………………….........................30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время индустрия  туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм внутренней и международной  торговли услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий только  иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%. Согласно данным всемирной туристической организации, в 1995 году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма  достигло 372 миллиарда долларов (без учёта поступлений от международного транспорта).

Туризм как отдельная  отрасль возникает в XIX веке в  связи с ростом потребности в  туристских услугах. Социальная база туризма  существенно расширилась в XX веке в связи с ростом доходов, развитием  системы социального (в том числе  и пенсионного) обеспечения, перераспределением доходов.

В Европе туризм представляет 5,5% валового внутреннего продукта, около 5% экспортных поступлений и 6% рабочих мест. За последние 10 лет туристическая деятельность возросла на 14%.

В деятельности туристических  фирм, особенно на этапе их выхода на рынок, велико значение правильно разработанной  рекламной компании.

Туристическая компания может  быть направлена на турагентов или на потенциальных клиентов. Информация относящаяся к первому виду, распространяется прежде всего на туристических выставках, где представляют свои продукты все самые крупные компании различных стран.

Очень большое значение в  туристической рекламе имеют  специализированные документы —  листовки, брошюры и пр.

Технология туристской фирмы  представляет собой совокупность методов, форм производства и реализации туристского  продукта на туристском рынке.

Управление в туризме  – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производственно-обслуживающим  процессом в туристской фирме. В  настоящее время наиболее прогрессивным  считается маркетинговый подход к управлению туристской фирмой, заключающийся  в комплексности подхода к  управлению производством, реализацией, организацией потребления, качеством  обслуживания и спросом на туристский продукт, ориентированный на учет требований рынка.

 

 

Основными элементами управления туристской фирмой являются управление процессом создания тура, созданием  портфеля туров и управление персоналом.

Под экономикой туризма понимают систему отношений, возникающую  в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и  потребления результатов туристской деятельности. В этой связи экономикой туристской фирмы следует называть совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского  продукта и оказания других различных  услуг (выполнения работ).

Элементами производственно-обслуживающего процесса являются персонал, основные фонды туристской фирмы и используемая технология. Организация туристской деятельности представляет собой систему  мер, направленных на рациональное сочетание  труда, средств и технологии в  производственно-обслуживающем процессе туристской фирмы.

Продукт туристской фирмы  является нематериальным продуктом, что  позволяет некоторым современным  исследователям (в том числе и  Ф. Котлеру) говорить о том, что продуктом туристской индустрии являются воспоминания. С другой стороны, туристский продукт представляет собой комплекс материальных услуг (проживание, питание), оказываемых с использованием огромной материальной базы. Это противоречие связано с тем, что продукт туристской отрасли – это право временного использования данной базы, которая не является продуктом конченого потребления (например, номер в гостинице в отличие от квартиры).

С точки зрения экономики  отрасли туристская отрасль является отраслью с монополистической конкуренцией, что связано с особенностью туристского  продукта. Как правило, туристская отрасль  характеризуется низкой концентрацией, хотя в последнее время для  нее стали характерны как процесс  укрупнения, так и создание вертикально  интегрированных структур, связанных  с диверсификацией деятельности предприятий туристской индустрии. Так, туристская деятельность в рамках СКК является диверсификацией деятельности санаторно-курортного комплекса и  представляет собой создание вертикально  интегрированной структуры.

 

 

Учитывая важность туристской деятельности в экономике страны и обеспечения охраны прав туристов, существует комплекс стандартов  «Туристско-экскурсионное  обслуживание».

 Основным стандартом  в отношении туризма принято  считать ГОСТ Р50681-94 «Проектирование  туристских услуг». Указанный стандарт  определяет порядок разработки  документации при проектировании  туристских услуг. Результатом проектирования являются технологические документы (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и др.) по отдельным видам услуг (путешествие, поход, экскурсия).

Цель работы рассмотреть систему и структуру управление туризма.

Задачи работы рассмотреть:

1. Система управлением туризма

2. Структура управлением туризма

3. Туристский регион

4. Туристские организации

5. Туристские предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Система и  структура управление  туризмом

1.1. Система управлением  туризма

На основе системной теории попытаемся разложить комплексную  общую систему туризма на составляющие ее подсистемы. Когда говорят системная  теория, то возникает вопрос: что  же вообще представляет собой система? Например, куча песка не является системой. Песок можно перемешать, добавить горсть или забрать, но куча все равно  останется. В системе это невозможно, так как при каких-либо изменениях поменяются связи между ее частями, а, следовательно, и ее целостный  характер.

Чтобы дать определение понятию  система, можно сказать, что система  — это упорядоченная совокупность элементов, между которыми существует или может быть создана тесная взаимосвязь.

Применительно к системе  туризма можно сказать, что это  совокупность и единство отношений  и явлений, происходящих в туристской отрасли. Таким образом, система  туризма представлена системой отношений, в которой туристские предприятия, организации и регионы взаимодействуют  с внешней средой. Схематически взаимозависимости  и воздействия в системе туризма  представлены на рис. 2.1.

В основе системы туризма  лежат две субсистемы: субъект туризма и объект туризма. Под субъектом туризма понимается участник туристского мероприятия, или турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг. Названые услуги предоставляются объектом туризма. Под объектом туризма понимается все то, что может стать для субъекта туризма (туриста) целью путешествия. Это может быть туристский регион широкой специализации со всеми его туристскими структурами.   

 

  Рис. 2.1. Система управления туризмом

Система туризма существует в общественном окружении. Окружающий систему туризма мир представлен  экономикой, экологией, технологиями, политикой и социальной системой. Перечисленные системы общественного  окружения оказывают сильное  воздействие на туризм, хотя они  и не являются единственными. Зависимость  туризма от внешней среды —  одна из самых значительных его характеристик  и особенностей. Как между субсистемами субъект-туризма и объект-туризма, так и между внешними системами и системой туризма существуют определенные взаимосвязи.

Поскольку между системой туризма и внешним миром, в  котором существует туризм, существуют определенные взаимосвязи, то можно  утверждать, что туризм — это  открытая система, которой можно  и нужко управлять, используя методы и принципы современного менеджмента.

Таким образом, туризм как  открытая система находится во взаимосвязи  с внешним миром, представленным такими общественными системами, как  экономика, экология, социальная среда, политика и технологии. Система туризма  разделяется на две субсистемы: субъект управления туризмом и объект управления туризмом.

Рассматривая влияние  на туризм внешней среды, следует  иметь в виду, что оно не везде  одинаково. Для менеджмента важно  выявить наиболее существенные факторы  внешнего воздействия и выработать эффективные способы реагирования на них. Рассмотрим взаимозависимость  системы туризма и внешней  среды (общественного окружения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Структура   управлением туризма

Туризм — это не только важная отрасль экономики, но и сложная  организационная структура. Не всегда можно точно определить, что же относится к туризму: потребители  не замечают тесного взаимодействия туристских структур, а представители  туристских предприятий выделяют в  своей работе лишь часть общей  системы. Между тем структура  туризма определяет место трудовых коллективов и отдельных работников в туристских регионах, организациях и предприятиях. Это своего рода каркас, на котором строятся их отношения. В более широком смысле под структурой управления туризмом понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого. По существу, речь идет о логических взаимоотношениях уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся таким образом, чтобы достичь стратегических целей туристской отрасли.

Управлять туристской структурой — значит оптимально распределить цели и задачи между структурными подразделениями и работниками  организации1. Составляющими организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено прежде всего на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности. В структуре управления организацией выделяются звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи — горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся  структурные подразделения, а также  отдельные специалисты, выполняющие  соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию  деятельности нескольких структурных  подразделений. В основе образования  звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости  и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени  управления принимают решения, которые  конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Пирамидальная структура  управления организацией показана на рис. 2..

Рис. 2.. Уровни управления организацией

Несмотря на то, что все  руководители организации выполняют  управленческие действия, нельзя сказать, что они занимаются одним и  тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование  работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу менеджеров более низкого уровня, и так до уровня руководителя, который  координирует работу неуправленческого  персонала — людей, производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание  разделения труда и образует уровни управления. Форма пирамиды указывает  на то, что на каждом последующем  уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной  высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий  до подразделений и отделов, а  также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как  правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений.

 Это руководители отделений,  бюро, директора предприятий, входящих  в состав организации, начальники  функциональных отделов.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно  над работниками (не руководителями), — чаще всего младшие менеджеры, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства  удельный вес исполнительских функций  понижается. Расчеты показывают, что  на высшем уровне он занимает около 10%, на среднем — 50 и на низшем — около 70% общего времени менеджеров (рис.2.1).

Информация о работе Система и структура управления туризмом