Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:59, контрольная работа
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.
Развитие российского бизнеса и приближение его все в большей степени к цивилизованным стандартам, возможность конкурировать на равных с ведущими мировыми производителями позволяют, на¬конец, УЧР занять свое заслуженное место и в системе российского менеджмента, приводят к осознанию собственниками и руководи¬телями отечественных компаний огромной важности и масштабных возможностей УЧР (управление человеческими ресурсами) как «стратегического и логически последова¬тельного подхода к управлению наиболее ценным активом пред¬приятия: работающими там людьми, ко¬торые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач предприятия», к пониманию того, что способность органи¬зации эффективно управлять своими сотрудниками является залогом ее процветания в современных условиях, ведь вложения в челове¬ческие ресурсы «на любом предприятии... дают больший эффект, чем в такие ресурсы как деньги, материалы и оборудование».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ 5
1.1 Сущность мотивации персонала 5
1.2 Теории мотивации 7
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 20
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Сигнал» 20
2.2. Развитие системы мотивации в ОАО «Сигнал» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ
С июня 2009 г. в связи с финансовым затруднением Общества и не выплатой премии происходит соответствующее снижение заработной платы. В последующие периоды этот темп сохраняется. Фактически произошло снижение ФОТ в 2009 г. по причине перераспределения финансовых средств на другие статьи расходов: коммунальные услуги, аренда, лизинг, охрана, связь. Кроме того, возросли операционные расходы в части курсовой разницы в связи с ростом курса доллара по кредитным договорам в иностранной валюте.
За отчетный год была оказана материальная помощь работникам Общества в сумме 34 тыс. руб. Кроме того из прибыли выплачена компенсация в связи с расторжением трудового договора с работником Общества по соглашению сторон в сумме 21 тыс. руб., к юбилейной дате - 25 тыс. руб., выплаты с выходом на пенсию - 80 тыс. руб.
Деятельность ОАО «Сигнал» является рентабельной в течение изучаемого периода, но, несмотря на результативные показатели, мотивация персонала находится на низком уровне.
Оценка
экономической эффективности
-
низкая эффективность
- фонд экономического стимулирования в Обществе не образуется, и премирование осуществляется стихийно;
-
работники не несут
-оперативным управлением производственного подразделения занимаются люди, не имеющие специального образования для осуществления данного вида деятельности;
-неполное использование способностей работников, отсутствие проработанной системы продвижения по службе и развития карьеры.
Таким образом, система мотивации персонала, рассмотренная на примере ОАО «Сигнал», позволяет сделать вывод о том, что для повышения уровня экономического стимулирования существующая на сегодня система оплаты труда должна быть дополнена активным участием работников в прибыли организации и построением управления персоналом по целям, на основании достижения которых будет оцениваться эффективность труда каждого работника.
В качестве методов, способствующих повышению стимулирования труда работников ОАО «Сигнал», можно было бы предложить следующее:
-отчисление процента от суммы прироста выручки предприятия на формирование переменной части оплаты труда по системе участия работников в прибыли предприятия;
-усовершенствование действующего списка социальных выплат. Дополнительными социально-экономическими выплатами и гарантиями в настоящий момент на ОАО «Сигнал» могут стать: оплаченные праздничные дни; медицинское страхование; дополнительное пенсионное страхование; страхование от несчастных случаев; предоставление бесплатных стоянок для автомобилей; помощь в повышении образования, профподготовке и переподготовке; покупка работниками акций на льготных условиях.
В моей курсовой работе были рассмотрены различные категории мотиваций: первоначальные, содержательные и процессуальные, трудности в применении этих концепций.
Мотивация - одна из основных функций управления, то есть обособившийся вид деятельности, представляющий собой процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение целей организации. Развитие мотивации приводит к повышению производительности труда не в меньшей степени, чем технологическое перевооружение. Важнейшими понятиями концепции мотивации являются: потребность, мотив, мотивирование, стимулы.
Ни
одна организация не достигнет успеха,
если не будет грамотно смоделирована
и разработана система
Побуждения, стимулирующие человека к активной деятельности, достаточно сложны. Жизнь не стоит на месте, поэтому изменяется и действенность разных методов стимулирования. Те методы, которые казались бесспорными в первой половине века и отражали социально-экономические реалии того времени, постепенно утратили свою силу. Люди развитых стран все менее озабочены достижением материального благополучия, и это приводит к изменению в соотношении материального и нематериального стимулирования их деятельности.
Мотивация персонала лежит на перекрестье, как проблем, так и достижений организации. В некотором смысле развитие мотивации приводит к повышению производительности деятельности не в меньшей мере, чем технологическое перевооружение. Более того, в истории известны примеры, когда преимущество достигалось не посредством передовой технологии, а как раз вопреки ей - на основе эффективно работающей системы моральных и материальных стимулов.
Востребованность концепции мотивации и методик стимулирования столь велика, что практика менеджмента готова принимать к использованию концепции мотивации, появившиеся не только из психологической среды, но и разработанные в рамках самого менеджмента. Воззрения на природу мотивации развиваются достаточно интенсивно на протяжении последнего столетия. Можно выделить несколько направлений в этом процессе.
Во-первых, это всевозможные содержательные теории мотивации (А.Маслоу, Ф.Герцберг и др.), делавшие акцент на факторах, оказывающих внимание на мотивацию. Среди этих теорий необходимо особо выделить Абрахама Маслоу, по праву считающегося основателем содержательного направления мотивации и наиболее полно охарактеризовавшего эту сферу менеджмента.
Во-вторых, это процессуальные, или процессные, теории мотивации, концентрирующиеся, в основном, на процессе мотивирования работников. Эти теории весьма и весьма разнообразны, многие из них мало известны.
Эффективность той или иной мотивационной системы в практической деятельности во многом зависит от органов управления, хотя за последние годы сделаны определенные шаги к повышению роли самих предприятий к разработке собственных систем мотивации, которые на конкретном отрезке времени позволяют претворять в жизнь стоящие перед предприятиями цели и задачи в условиях рыночных отношений.
Менеджеру, занятому разработкой мотивации труда, важно знать личные и общественные интересы сотрудников, мотивационную структуру человеческого поведения; знать, к каким последствиям могут привести вводимые им меры. Важно, чтобы любое решение в сфере мотивации труда было гласным, известно из первых рук, понятно и правильно, даже если на первых порах это решение ущемляет чьи-либо интересы.
Была рассмотрена система мотивации на предприятии ОАО «Сигнал».
1.Боковня А.Е.Мотивация – основа управления человеческими ресурсами.- М.: ИНФРА-М., 2011.- 144с. – (Научная мысль);
2.Герчикова И.Н.Менеджмент: учебник для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 511с.;
3. Гончаров В.И.Менеджмент: учебное пособие - М.: Современная школа, 2010.- 624с.;
4.Дорофеев В.Д. и др. Менеджмент: учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2008.- 440с.;
5.Дорофеева Л.И., Бгашев М.В. Менеджмент: Учебник – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.– 403 с.;
6.Егоршин
А.П. Основы менеджмента:
7.Кравченко А.И.История менеджмента: учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект: Трикста, 2005.- 560с.;
8.Круглова
Н.Ю.Основы менеджмента:
9.Лучшие HP- решения: сборник статей.- М.: Вершина, 2006.- 272с.;
10.Максименко Г.Б. Менеджмент: учебное пособие - М.: Дашков и К, 2007.- 364с.;
11.Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента /Пер с англ. - М.: Дело, 2001.- 800с.;
12.Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник. -2-е изд., доп. и перераб. /Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2008. -330 с. - (Высшее образование);
13.Райченко А.В.Общий менеджмент: Учебник.- М.: ИНФРА-М,2009.- 384с.;
14.Самоукина Н. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах - М.: Вершина, 2007.- 224с.;
15.Соломадина Т.О., Соломадин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом» 2005.- 278с.;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рисунок
1
Иерархия
потребностей по А.Маслоу
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1
Теории мотивации Ф.Герцберга
Факторы | Описание |
А.Регуляторы мотивации, или гигиенические факторы | |
Рабочая среда | Рабочее место, уровень шума, фоновое звучание музыки, эргономика, столовая, дизайн, удобства, физические условия. |
Вознаграждение | Зарплата и прочие выплаты, выходные, дополнительные выгоды, медицинское обслуживание, социальные выслуги |
Чувство безопасности | Опасение стать лишним, ощущение принадлежности к компании, уважение и одобрение окружающих, приемлемый стиль управления, отношение к коллегам, осведомленность о том, как в организации обращаются с работниками |
Б.Главные мотиваторы | |
Личностное развитие | Ответственность, эспериментирование, новый опыт, возможности для обучения |
Чувство причастности | Владение информацией, консультации, совместное принятие решений, коммуникация, представительство |
Интерес и вызов | Интересные проекты, развивающий опыт, возрастающая ответственность, обратная связь с продвижением к цели, содержание вызова |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 2
Определение
мотивации труда в современных
работах российских ученых
|
|
Мотивация
труда — это стремление работника
удовлетворить свои потребности (получить
определенные блага) посредством трудовой
деятельности |
Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. — М.: Приор, 1998. |
Мотивация трудовой деятельности — совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей | Управление персоналом: Энциклопедический словарь. —М.: ИНФРА-М, 1998. |
Мотивация как совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении осуществления определенных целей | Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Гардарики, 1999. |
Формирование мотивации трудового поведения работников предполагает сочетание внутренних и внешних побудителей к направленности их действий. Потребности тогда становятся внутренним побудителем того или иного типа трудового поведения, когда они осознаются работниками в качестве интереса, т.е. отражают потребность как стремление удовлетворить ее посредством участия в трудовом процессе | Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. |
Мотивация — это воздействие на поведение человека по достижению личных, групповых и общественных целей | Генкин Б.М. Экономика и социология труда. — М.: НОРМА-ИНФРА-М.1998. |
Формирование
мотиваций определяется, с одной
стороны, реакцией личности на воздействие
внешних факторов, с другой — через раскрытие
его внутреннего мира и мотивации поведения,
лежащих в плоскости его потребностей,
устремлений и ценностей. Поведение человека
детерминировано его мотивациями и поэтому
является предметом социального управления.
В содержание мотива включается сознательный
выбор цели и средств ее достижения, учитываются
внешняя среда и условия реализации, определяются
линия и программа поведения, оцениваются возможные последствия |
Кулинцев И.М. Экономика и социология труда. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. |
Мотивация — это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового поведения | Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. — М.: ЮНИТИ, 1999. |