Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа
Целью работы является решение проблемы, связанной с системой управления как объектом управления. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСМЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1. Организация как сложная система
1.2. Субъекты и объекты управления
1.3. Методология и организация исследования систем управления
1.4 Основные направления совершенствования систем управления
Глава 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СИСМЕТА УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОАО "Газпром"
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО "Газпром"
2.2. Анализ системы управления ОАО "Газпром"
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО "Газпром"
3.1 Разработка концепции исследование систем управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО
Филиал в г.Орле
Факультет |
Кафедра | |
Менеджмент и маркетинг |
Менеджмента |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Исследование систем управления»
на тему: «Система управления как объект исследования»
Студент_____________________ |
Полохина Наталия Николаевна | |
|
(Ф.И.О.) | |
№ л/д 08ММБ02632 | ||
Руководитель_________________ |
к.э.н., доцент Мигунова Г.С. | |
(подпись) |
(Ф.И.О.) | |
Допустить к защите |
||
Оценка |
Орел 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСМЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ. |
6 |
1.1. Организация как сложная система |
6 |
1.2. Субъекты и объекты управления |
9 |
1.3. Методология и организация исследования систем управления 1.4 Основные направления совершенствования систем управления Глава 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ Сисмета управления как объект исследования оао "Газпром" |
12 15 |
17
| |
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО "Газпром" |
17 |
2.2. Анализ системы управления ОАО "Газпром" |
19 |
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО "Газпром" |
24 |
3.1 Разработка концепции исследование систем управления |
24 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
30 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
33 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
35 |
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.
Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации. Это:
- рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
- рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
- финансовый рынок;
- рынок труда;
- окружающая природная среда.
Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.
В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.
Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.
Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:
- обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем. что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий — больше;
- быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
- учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
- учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;
- учитывать изменение структуры издержек производства;
- принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.
Это далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. Для реализации их существует объективная необходимость в исследованиях, анализе системы управления организации.
Вопросу исследования систем управления, а также исследование систем как объекта управления предприятием посвящены работы как отечественных экономистов А.В Игнатьевой, М.М Максимцова, Э.М Короткое, и др., так и труды таких зарубежных авторов, как Г Кунц, Т Питера, Р. Оутермен и др.
Вышеизложенное подчеркивает актуальность, и важное значение темы курсовой работы.
Целью работы является решение проблемы, связанной с системой управления как объектом управления. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучение теоретических основ системы управления как объекта
управления;
- выявление особенностей системы управления;
-сформулировать предложения по совершенствованию систем управления организации .
Объект исследования -
Предмет исследования –система управление.
Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные положения и научные работы зарубежных и отечественных ученых: А.В Игнатьевой, М.М Максимцова, Э.М Короткое, Г Кунц, Т Питера, Р. Оутермен и другие.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили: материалы Федеральной службы государственной статистики, региональных органов статистики, нормативно-справочная литература, рекомендации научных учреждений, документация ЗАО «Протон-Альфа» и другая информация по данной проблеме.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСМЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.
Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений.
Любая организация представляет собой сложную
организационно-
Система - это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям:
- поведение каждого элемента влияет на поведение целого;
- поведение элементов и их взаимодействие на целое взаимозависимы;
- если существуют подгруппы элементов, то каждая из их влияет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо.
Далее необходимо рассмотреть основные принципами системы. К ним относят такие принципы, как:
- Целостность - не сводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и не выводимость из последних свойств целого.
- Структурность - возможность описания системы через установление её структуры, то есть обусловленность поведения системы не столько поведением её отдельных элементов, сколько свойствами её структуры.
- Взаимозависимость структуры и среды - система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом активным элементом взаимодействия.
- Иерархичность - каждый элемент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая система представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы.
- Множественность описания каждой системы, дающее макроскопическое, микроскопическое, иерархическое, функциональное и процессуальное представление о системе.
В связи с этим
задачей системного подхода
Система управления организацией с позиции системного подхода может быть определена как:
- концептуальная, если
она рассматривается как
- эмпирическая, если рассматривается конкретная организация;
- искусственная, поскольку она создана и используется людьми;
- «человеко-машинная»,
поскольку в контур управления
включена автоматизированная
- замкнутая или открытая в зависимости от решаемых задач и используемой для этого информации - только внутренней или связанной с окружающей средой;
- временная, поскольку она периодически подвергается формальным или неформальным изменениям.
Термин «система» наиболее часто употребляется в значении интегральной системы. Меньшие системы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие - элементами или компонентами.
Система управления организацией состоит из отдельных подсистем, каждая из которых может быть описана как некоторая система, однако в ней, возможно, выделить компоненты, которые существуют на самом нижнем уровне иерархии организации. Компоненты системы обладают определёнными свойствами или характеристиками. Эти характеристики воздействуют на функционирование организации, её динамичность, точность, надёжность, гибкость и другие параметры, что предопределяет многовариантность построения организации.
Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:
- детерминированность элементов системы - взаимодействие подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управления. например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и является лишним в системе управления;
- динамичность системы - способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии;
- наличие в системе управляющего параметра;
- наличие в системе контролирующего параметра;
- наличие в системе каналов обратной связи.
Следовательно, система управления как объект исследования обладает следующими признаками: состоит из множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных иерархически; элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; система — это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней, имеются фиксированные связи системы с внешней средой.
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй в позиции объекта управления[8, c.140].
Субъект управления представляет собой управленческий аппарат, объединяет в себе сотрудников, разрабатывающих планы, вырабатывающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение.
Объект управления представляет собой непосредственно предприятие, которое осуществляет выполнение поставленных перед ним задач. В задачу объекта управления входит выполнение планов, выработанных управленческим аппаратом, т.е. реализация той деятельности, для которой создавалась система управления.
Информация о работе Система управления как объект исследования