Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа
Целью работы является решение проблемы, связанной с системой управления как объектом управления. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСМЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1. Организация как сложная система
1.2. Субъекты и объекты управления
1.3. Методология и организация исследования систем управления
1.4 Основные направления совершенствования систем управления
Глава 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СИСМЕТА УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОАО "Газпром"
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО "Газпром"
2.2. Анализ системы управления ОАО "Газпром"
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО "Газпром"
3.1 Разработка концепции исследование систем управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Общество создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. № 1333 «О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. № 138 «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром».
Правовой статус Общества, права и обязанности его акционеров определяются настоящим Уставом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации».
Особенности правового положения Общества, как Общества, которое создано при приватизации государственного предприятия и более 25 процентов акций которого находится в государственной собственности, определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Общество учреждено на неограниченный срок деятельности.
Общество является коммерческой организацией,
основной целью деятельности которой
является организация эффективной
работы и получение прибыли в
сфере обеспечения
Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
ОАО «Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки.
Общество обеспечивает:
- проведение единой научно-технической и инвестиционной политики в области реконструкции и развития Единой системы газоснабжения;
- строительство и финансирование газопроводов-отводов высокого давления для газификации села;
- контроль за функционированием Единой системы газоснабжения;
- разработку текущих и долгосрочных прогнозов, целевых научно-технических, экономических, социальных и иных программ развития комплекса;
- приобретение лицензий на разведку и пользование недрами на территории Российской Федерации, а также на ее континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также за рубежом;
- недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих Обществу газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- совершенствование управления Единой системой газоснабжения, форм и методов хозяйствования в этой области;
- разработку и проведение мероприятий, направленных на охрану окружающей природной среды, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, а также рациональное использование энергетически эффективных и экологически чистых технологий и энергосберегающей техники при освоении месторождений, добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья и осуществлении другой производственно-хозяйственной деятельности.
защиту прав и законных интересов Общества, оказание юридической помощи его дочерним обществам.
Уставный капитал Общества
составляет 118367564500 руб. Уставный капитал
Общества разделен на 23673512900 обыкновенных
именных акций номинальной
Далее необходимо рассмотреть систему управления предприятия.
2.2. Анализ системы управления ОАО "Газпром".
Система управления компании «Газпром» строится в соответствии с действующим российским законодательством, Уставом компании (Приложение), а также положениями Кодекса корпоративного поведения, рекомендованного к применению Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
По состоянию на 31 декабря 2010 г. списочная численность работников «Газпрома» составила 400,6 тыс. человек, в том числе 21,3 тыс. человек занято в компаниях, зарегистрированных за пределами территории России. При этом списочная численность работников по добыче, транспортировке, подземному хранению и переработке газа составила 217,1 тыс. человек.
На основе этих данных можно отметить общую структуру персонала организации (рис. 2).
Рисунок 2. Структура персонала ОАО «Газпром».
С Однако для наиболее полного изучения систем управления необходимо наиболее подробно рассмотреть структуру управления персоналом (рис. 3).
Высшим органом управления ОАО
«Газпром нефть» является Общее собрание
акционеров, в функции которого входит
формирование Совета директоров, избрание
Ревизионной комиссии, утверждение аудитора,
утверждение годового отчета и годовой
бухгалтерской отчетности, распределение
прибыли, в том числе выплата (объявление)
дивидендов. В настоящее время аудитором
Компании является PricewaterhouseCooper
Групп
Рисунок 3. Структура управления ОАО «Газпром»
Совет директоров курирует общее руководство деятельностью Компании. Основными задачами Совета директоров являются: определение приоритетных направлений деятельности и стратегии развития Компании, направленной на повышение ее капитализации и инвестиционной привлекательности, утверждение перспективных планов и основных программ деятельности Компании, определение принципов распоряжения активами и обеспечение эффективной системы контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности.
В целях предварительного рассмотрения и углубленной проработки наиболее важных вопросов, при Совете директоров сформированы два комитета.
Комитет по аудиту содействует Совету директоров в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Компании; процессом подготовки и предоставления финансовой и иной отчетности; ее полнотой и достоверностью; созданием и эффективным функционированием систем внутреннего контроля и управления рисками; обеспечением конструктивной коммуникации с внешним аудитором, органами контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Компании, подразделениями внутреннего аудита Компании; соблюдением Компанией норм действующего законодательства и утвержденных внутренних документов.
Комитет по кадрам и вознаграждениям содействует в рассмотрении вопросов корпоративного управления, кадровой политики и социальной сферы.
Текущее руководство деятельностью Компании возлагается на исполнительные органы, являющиеся ключевым звеном структуры корпоративного управления: генерального директора (единоличный исполнительный орган) и Правление (коллегиальный исполнительный орган).
Исполнительные органы
обеспечивают ежедневную оперативную
работу Компании в соответствии с
принятым финансово-хозяйственным
планом и эффективное и своевременное
Для стимулирования высшего
управленческого звена ОАО «
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОАО «ГАЗПРОМ»
3.1 Разработка концепции исследование систем управления.
Программно-целевое исследование систем управления требует создания конкретных организационных механизмов управления. Четкий организационный механизм необходим в условиях становления рыночных отношений в целях повышения эффективности управления. Любое сокращение аппарата управления, изменение его функций в конечном итоге должно быть регламентировано до такой степени, при которой обеспечивается персональная ответственность за принятие управленческих решений. Хозяйственный механизм определяется экономическими законами и практической деятельностью людей. Это означает, что трудно говорить об одинаковых механизмах в разных организациях, реализующих одинаковые цели. Как же выходить из такого положения, что положить в основу конструирования организационного механизма?
Под организационным механизмом понимается социально-управляемая система, обусловленная экономическими законами, наделенная соответствующими полномочиями, ресурсами, имеющая определенную структуру и позволяющая управлять коллективами людей путем принятия решений. Такое определение нацеливает аналитиков и проектировщиков систем управления на исследование «статики» и «динамики» механизма управления, под которыми соответственно понимается организационная структура управления и процессы выработки управленческих решений в рамках существующей структуры управления.
Практически организация управления — это система принятия решений, являющаяся фундаментом, на котором можно достаточно полно анализировать всю систему управления и обеспечивать оптимальные условия для принятия управленческих решений, от сбора исходных данных, исследования действующих организационных процедур и схемы принятия решений и до поиска путей совершенствования системы управления — результата решения.
Анализ такого рода всегда целесообразно проводить в начале работы, направленной на перестройку системы управления. Как показал опыт, анализ оказывается наиболее эффективным, если он содержит шесть этапов. Рассмотрим их подробнее.
На первом этапе производится обследование организации управления. Изучается вся документация, регламентирующая процесс управления, должностные инструкции, в которых в общем виде представлены сведения о работах, выполняемых в каждом подразделении, изучается существующая система управления подразделениями, производится сопоставление этих подразделений с функциями, изложенными в должностных инструкциях и Положениях. В результате выявляется степень соответствия управленческой практики ее модели (выявляется проблема) и, в случае необходимости, производится соответствующая корректировка. На этом этапе также необходимо выяснить и зафиксировать документально потоки информации, циркулирующие в каждом подразделении.
Второй этап — разработка организационных процедур принятия управленческих решений. На этом этапе составляется схема каждой организационной процедуры дается ее описание, формируется перечень документов, используемых в этой процедуре. При построении схемы организационной процедуры следует зафиксировать документы, действующие в процедуре, указать, откуда поступают эти документы, какими документами она завершается; для выполнения такой процедуры необходимы выходные документы данной процедуры.
Третий этап — выяснение взаимосвязей между процедурами принятия решений н построение блок-схемы принятия решений.
На четвертом этапе составляется схема принятия решений конкретных подразделений организации, в которой фиксируются уровни руководства, схемы действующих процедур принятия решений.
Разумеется, реальную схему принятия решении надо проверить — подвергнуть логическому анализу. В этом и состоит пятый этап работы, на котором на основе логики и здравого смысла предусматриваются все управленческие процедуры, выполняемые в подразделении, документация, необходимая для выполнения каждой организационной операции и хранящаяся на каждом уровне управления. Логический анализ схемы принятия решений позволяет судить об эффективности организации управления,
И, наконец, шестой этап — непосредственная разработка всей документации, которая регламентирует деятельность управленческого аппарата отдельного подразделения организации.
Остановимся кратко на задаче проектирования системы управления организаций.
Первостепенная задача — формирование его целей функционирования. Проблема формирования целей функционирования имеет принципиальное значение при проектировании организационных систем по многим причинам. Во-первых, потому, что по своей природе все реальные организации многоцелевые. Во-вторых, период действия целей функционирования различен, а следовательно, спроектировать организацию необходимо только исходя из целей, период действия которых сопоставим с периодом проектирования организации. В-третьих, проектирование организации управления под все цели функционирования слишком трудоемко, а следовательно, число целей функционирования должно быть по возможности ограниченным.
Выбор целей с помощью экспертных методов требует применения специальной методики. Прежде всего осуществляются оценка и выбор глобальных целей функционирования. Наиболее приемлемым с практической точки зрения способом оценки является анонимное анкетирование, так как оно обеспечивает наибольшую независимость суждений. Структуризация целей функционирования должна быть осуществлена путем исследования функций управления, реализующих конкретные цели на каждом уровне управления. Задача проектирования системы управления предполагает также моделирование управленческих решений, структуры которых мы выявили на стадии обследования.
Информация о работе Система управления как объект исследования