Система управления персоналом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях, когда человеческий ресурс становится основным ресурсом предприятия, особо важное значение приобретает деятельность каждого члена коллектива. Среди факторов, способствующих трудовой активности людей или, наоборот, препятствующих этому, важную роль играет их межличностная совместимость. В психологии это понятие стали использовать при изучении процессов и результатов межгрупповых коммуникаций, общения, динамики межличностных отношений и других социально-психологических явлений.
Совместимость как процесс взаимной деятельности реализуется в течение определенного отрезка времени и характеризуется адаптивными личностными возможностями членов группы.

Содержание

Введение………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования трудового коллектива……………………………………………………………4……….......1.1. Понятие и основные признаки коллектива………………………………………. 6
1.2 Принципы формирования трудового коллектива……………………………………...8
Глава 2. Модели управления трудовым коллективом………………………………………………...17
2.1 Управление трудовым коллективом………………..17
2.2 Руководители низового и среднего звена…………… 22
2.3 Организационная культура предприятия…………….28
2.4 Развитие персонала…………………………………..28
2.5 Стратегия управления персоналом…………………… 33
Глава 3. Анализ формирования и управления деятельностью команды менеджеров в организации (на примере Сбербанка России)
3.1 Исследование процесса формирования и управления команды менеджеров на предприятии……………………………………………………………………..35
Заключение …………………………………………………………………………36
Список использованных источников ……………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 54.70 Кб (Скачать файл)

5. как в любом коллективе  обязанности каждого участника  команды уточняются, но достаточно  гибко; в процессе выполнения  плановых заданий распределение  функций, как правило, постоянно  изменяется;

6. подбор участников командного  коллектива осуществляется, в первую  очередь, по психологической совместимости;

7. управление командой  осуществляется коллективно; за  руководителем закрепляются функции  координации и представления  ее интересов во внешней сфере.

Создание эффективно действующей команды обычно начинается с образования временных групп работников для выполнения конкретных заданий, имеющих поисковый характер, формирования новых служб. Такой коллектив включает в себя специалистов из разных подразделений. Участие в этом коллективе расценивается как основная нагрузка на каждого специалиста.

При этом важнейшие функции по месту главной его деятельности с работников снимаются. Все члены рабочей группы принимают самое живейшее участие в создании новой службы, помогают подбирать работников, консультируют и т.д., т.е. действуют как отдельное подразделение.

 

 

 

 

Глава 2. Модели управления трудовым коллективом

2.1 Управление трудовым  коллективом

В словаре по экономике и финансам управлению персоналом дано следующее определение: это сфера деятельности руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, направленная на повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности работы с ее сотрудниками психологическими, правовыми, экономическими и другими методами.

Управление персоналом заключается в:

1. формировании системы управления персоналом;

2. планировании кадровой работы;

3. проведении маркетинга персонала;

4. определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.

Традиционно в индустриальных структурах стран, подобных Канаде и США, как малые, так и крупные фирмы придерживались открытой политики «входа-выхода», означавшей, что процедуры подбора кадров не были слишком сложными, так как рабочий мог быть уволен или перемещен, если этого требовали экономические обстоятельства.

Предполагалось, что внедрение новых технологий может быть спланировано без особого учета отношения к ним рядовых работников. В силу изложенных взглядов политика управления персоналом ограничивалась такими инструментами, как наем и увольнение работников, зарплата, надзор, регулирование условий труда. Значительно меньшее внимание уделялось мотивационным и социальным факторам, среди которых признание заслуг, распределение ответственности, система поощрения.

2.2 Руководители низового  и среднего звена

Руководители низового и среднего звена управления фирмами, загруженные работой по оперативному руководству производственным процессом, все в большей степени вынуждены были делегировать наверх не только вопросы стратегического плана, но и решение текущих проблем.

Характерной особенностью управления становилась ситуация, при которой небольшая группа высших управляющих принимала решения, которые становились обязательными для «серой массы» исполнителей -- рядовых работников фирм.

Соответственно сформировался определенный стиль поведения этой категории работников -- нежелание проявлять инициативу, брать на себя ответственность, рисковать. Работник как бы прятался за спину всей организации, растворялся в массе, получал возможность уйти от личной ответственности. Обратной стороной этой позиции исполнителей стало усиливающееся противоборство отношений «управляющие -- рабочие», «управляющие -- исполнители».

Однако наряду с этими негативными чертами «рыночный» подход к управлению персоналом вооружал работодателей эффективным средством управления численностью работников, позволявшим компенсировать издержки, связанные с конкуренцией на рынке труда, высоким оборотом кадров и сопротивлением технологическим переменам.

Все прояснилось, когда японские фирмы стали вытеснять американские на внешнем рынке главным образом из-за высокого качества своих товаров. Оправившись от шока, американские ученые и менеджеры стали углубленно изучать причины создавшегося положения. Оказалось, секрет прост -- японский менеджмент в передовых фирмах базируется в первую очередь на учете человеческого фактора. Япония первой в мире стала развивать современный менеджмент с «человеческим лицом», вовлекая всех работников в дела предприятий и фирм, в изготовление качественной продукции с низкими издержками.

На многих предприятиях Японии управленческий персонал и рабочих призывают к тому, чтобы исполнитель каждой операции рассматривал исполнителя последующей операции как своего потребителя и поэтому выполнял свою часть производственного процесса особенно тщательно.

Эти качественные изменения в менеджменте на многих японских предприятиях, учитывающие психологию людей и их социальный статус, не могли не дать толчка кардинальному совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой.

В крупных фирмах ФРГ кадровая политика проводится специальными службами, численность которых зависит от числа занятых: на 130--150 работников -- один сотрудник. В подавляющем большинстве фирм кадровые службы занимаются не только кадровыми вопросами: им вменены в обязанности и некоторые экономические функции, например расчет заработной платы. В последнее время наметилась тенденция к росту численности аппарата кадровых служб на предприятиях.

Немецкое общество по управлению кадрами ежегодно проводит традиционный опрос представителей различных фирм по вопросам, связанным с деятельностью кадровых служб на предприятиях. Совершенствование профессиональной подготовки кадров рассматривается во многих фирмах ФРГ как непрерывный процесс: происходящие повсеместно изменения в области экономики и в других областях постоянно побуждают работников стремиться соответствовать новым требованиям.

 

 

 

2.3 Организационная культура  предприятия

Культура организации - свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников. Компонентами культуры организации являются:

1. принятая система лидерства;

2. стили разрешения конфликтов;

3. действующая система  коммуникации;

4. положение индивида  в организации;

5. принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.

Главная цель организационного поведения - помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. Для реализации данной цели требуется, кроме всего прочего, сформировать ценностные установки личности, организации, отношений и т.д.

Речь идет о нормах, правилах, или стандартах, на организационном поведении. Любое поведение должно оцениваться или самооцениваться по наиболее общественно прогрессивным меркам.

Это довольно большая область приложения сил и для теоретиков, и для практиков. Актуальность изучения и применения таких норм, правил и стандартов несомненна. В результате из организационного поведения начинает выделяться новое научное направление - организационная культура, которая всегда будет его составной частью.

Характеристика организационной культуры охватывает:

1. индивидуальную автономность - степень ответственности, независимости  и возможностей выражения инициативы  в организации;

2. структуру - взаимодействие  органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;

3. направление - степень формирования  целей и перспектив деятельности  организации;

4. интеграция - степень, до  которой части (субъекты) в рамках  организации пользуются поддержкой  в интересах осуществления скоординированной  деятельности;

5. управленческое обеспечение - степень, относительно которой  менеджеры обеспечивают четкие  коммуникационные связи, помощь  и поддержку своим подчиненным;

6. поддержку - уровень помощи, оказываемой руководителями своим  подчиненным;

7. стимулирование - степень  зависимости вознаграждения от  результатов труда;

8. идентифицированность - степень отождествления работников с организацией в целом;

9. управление конфликтами - степень разрешаемости конфликтов;

10. управление рисками - степень, до которой работники поощряются  в инновациях и принятии на  себя риска.

Основной организационный фактор, к которому должны адаптироваться новые сотрудники, - культура принимающих их групп. Организации, как и нации, имеют свои культурные характеристики - представления (нормы и правила), привычки и поведенческие особенности, отличающие их от других организаций.

2.4 Развитие персонала

Развитие персонала - центральная сфера деятельности менеджмента персонала. В отличие от маркетинга персонала, который часто неправильно ассоциируется с рекламой мест работы, развитие персонала всегда воспринимается положительно, так как оно стремится к развитию кадрового потенциала.

В экономически нестабильные периоды проблема развития персонала иногда отодвигается на задний план, но именно в условиях кризиса выработка его концепций создает предпосылки экономического роста. Развитие персонала традиционно основано на учебных процессах, которые управляются и финансируются тем предприятием, для которого эти учебные процессы предназначены.

Цель обучения - развитие интеллектуального потенциала сотрудников. При этом сам процесс получения образования и повышения квалификации не менее важен, чем его формальный результат или достигнутый уровень образования.

Развитие персонала означает:

1. способность сотрудника  осознать необходимость регулярной  учебы, чтобы соответствовать растущим  требованиям;

2. способность коллектива  осознать необходимость командного  или группового управления при  активном участии всего персонала, а не только руководителей;

3. способность организации  осознать решающую роль каждого  сотрудника и необходимость развития  его потенциала.

Развитие персонала для каждого предприятия является существенным элементом производственных инвестиций. Посредством поощрения обучения предприятие открывает своим сотрудникам возможность повышать профессиональные навыки и тем самым создает костяк квалифицированного персонала и осуществляет его опережающую подготовку.

Без развития сотрудников не может быть успешного развития организации. Необходимо также отметить, что объектом инвестиций в персонал становятся именно сотрудники, а не собственники фирмы.

Причинами приоритетных инвестиций в развитие персонала являются:

1. необходимость повышения  деловой активности каждого сотрудника  с целью выживания организации;

2. сохранение конкурентоспособности  предприятия невозможно без новых  технологий, а обучение работе  с новой техникой невозможно  без значительных инвестиций  в развитие персонала;

3. мероприятия по развитию  персонала обеспечивают рост  производительности труда, следовательно, их финансирование соответствует  принципу экономической эффективности  расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Стратегия управления  персоналом

Стратегия управления персоналом в организации призвана связать между собой многочисленные аспекты управления персоналом, чтобы лучше стимулировать и оптимизировать их влияние па работников, особенно на их трудовые качества и квалификацию и создать тем самым единую, соответствующую конкретной целевой группе комбинацию элементов политики управления персоналом.

Как только хотя бы один элемент окажется неудачным, следует ожидать неудачи и в использовании остальных инструментов. Таким образом, изолированное, несогласованное использование экономических инструментов в управления персоналом может повлечь за собой нежелательные последствия.

Иными словами, принципы взаимосвязи отдельных элементов в их «системной» комбинации основывается, прежде всего, па том, что применение конкретных элементов воспринимается работниками как элемент единой системы управления персоналом организации.

При использовании организационных инструментов нужно исходить, прежде всего, из того, что сотрудники являются индивидуумами. Что касается мотивации и квалификации, то организационные инструменты должны «направлять» поведение работников в процессе труда в русло интересов предприятия, предопределяя тем самым желаемые результаты.

Кроме самих работников, объектами стратегического управления в отношении персонала могут быть также структура персонала, условия труда и др. При среднесрочном и долгосрочном управлении структурой персонала нужно постараться выявить оптимальную с точки зрения многочисленных аспектов эффективности структуры.

Важнейшими критериями структурирования коллектива являются возраст, квалификация, пол и, возможно, национальность. На основе этих критериев можно выявлять группы персонала, влияющие на достижение конкретных целей политики управления персоналом.

Так, например, наличие на фирме относительно большого числа сотрудников, принадлежащих к возрастной группе от 60 до 65 лет, означает, при условии стабильности заказов, необходимость привлечения новой рабочей силы и возможность введения тем самым в коллектив молодых сотрудников, обладающих иными качествами.

Относительно большое наличие на руководящих постах сотрудников, принадлежащих к возрастной группе от 34 до 44 лет, говорит о том, что для их подрастающей смены путь к руководству будет закрыт на долгое время, и т.д. Управление персоналом в условиях развитой рыночной экономики -- явление более объемное, чем понятие «работа с кадрами».В новых условиях философия управления персоналом, сохраняя известные классические задачи администрирования кадров, должна соответствовать основной стратегической концепции по руководству организацией.

Информация о работе Система управления персоналом организации