Совершенствование организационной структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучить не только основные типы организационных структур управления, но и пути их совершенствования. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;
2. провести анализ организационно-управленческой структуры на примере предприятия ООО «The Coca – Cola Company»;
3. раскрыть пути совершенствования организационных структур управления и перспективы развития.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия 3
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия 3
1.2 Типология организационных структур управления. Их преимущества и недостатки 4
Виртуальная организационная структура (ВОС). 10
Глава 2. Анализ организационной структуры системы управления подразделением предприятия “The Coca – Cola Company”. 11
2.1 Краткая характеристика компании 11
2.2 Описание деятельности и анализ информационных потоков отдела сбыта. 12
2.3 Анализ организационной структуры отдела сбыта. 16
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления отделом сбыта предприятия «Кока – кола Боттлерс Красноярск». 20
Заключение 22
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ Курсак.docx

— 234.33 Кб (Скачать файл)

Стоит отметить, что современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной литературе получили название «виртуальных» компаний (организаций). Под ними понимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам) предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому границы между входящими в них организациями становятся «прозрачными», и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом.

1.2 Типология организационных структур управления. Их преимущества и недостатки

В зависимости  от характера связей между подразделениями  организации различают следующие  типы организационных структур:

    • линейную;
    • функциональную;
    • линейно-функциональную;
    • матричную.

Линейная  организационная структура управления - это одна из простейших организационных  структур управления. При линейной структуре во главе производственного  звена любого уровня стоит руководитель — единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется  по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается подчиненность  руководителей различных уровней  по вертикали (линия), которые осуществляют административное и функциональное управление одновременно.

Эта структура  характерна для малых предприятий, где круг решаемых вопросов незначителен и производственных связей немного. Когда же масштабы производства больше, а круг решаемых проблем все возрастает, повышается технический и организационный  уровень, линейная структура оказывается  неэффективной, так как руководитель не может знать все и поэтому  не может управлять хорошо. Схема  линейной ОСУ представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 –  Схема линейной организационной структуры управления.

 

Линейная  организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки:

Преимущества:

    • единство и четкость распорядительства;
    • согласованность действий исполнителей;
    • простота управления;
    • оперативность в принятии решения;
    • четко выраженная ответственность;
    • личная ответственность руководителя.

Недостатки:

    • высокие требования к руководителю;
    • отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
    • затруднительные связи между инстанциями;
    • концентрация власти в управляющей верхушке.

Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.

Функциональная  организационная структура управления организацией. Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций  по конкретным вопросам возлагается  на специалистов, т. е. каждый орган  управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

Исполнители находятся в двойном подчинении. Так, рабочий обязан выполнять одновременно указания своего линейного начальника и функционального специалиста. При функциональной структуре управления линейный руководитель имеет возможность  больше заниматься вопросами оперативного управления, так как функциональные специалисты высвобождают его от решения специальных вопросов. Но команды управления поступают от многих функциональных служб в одно производственное подразделение или  к одному исполнителю, и поэтому  возникает проблема взаимного согласования этих команд, что создает определенные трудности. Кроме того, снижается  ответственность исполнителей за выполнение своих обязанностей. Схема функциональной ОСУ представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 –  Схема функциональной организационной  структуры управления.

 

Как и линейная, функциональная структура имеет  свои преимущества и недостатки:

Преимущества:

    • высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
    • освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
    • стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
    • исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
    • уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

Недостатки:

    • чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений;
    • трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
    • появление тенденций чрезмерной централизации;
    • длительная процедура принятия решения;
    • относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

Недостатки  как линейной, так и функциональной структур управления в значительной мере устраняются линейно-функциональными  структурами.

Линейно-функциональная (штабная) структура управления. Специалисты  образуют при линейном руководстве  штаб, который готовит для них  данные в целях компетентного  решения специальных вопросов. В  этом случае функциональные органы находятся  в подчинении линейного руководителя. Их распоряжения отдаются производственным подразделениям только после согласования с последним. Это дает возможность  решать вопросы более компетентно. Но при линейно-функциональной структуре  управления резко увеличивается  нагрузка на линейного руководителя, который должен исполнять роль посредника между функциональными службами и подчиненными ему производственными  подразделениями. Он воспринимает потоки информации от подчиненных подразделений, дает задания функциональным службам, вырабатывает решения, отдает команды сверху вниз.

В настоящее  время штабная структура в  промышленности играет ведущую роль. Основу этой структуры составляет линейное управление. Роль же функциональных органов  меняется в зависимости от уровня управления. Чем выше уровень, тем  большую роль играют функциональные органы. На уровне управления участком влияние функциональных служб незначительно, но на уровне управления предприятием они выполняют огромную работу по планированию, технической подготовке производства, выработке управленческих решений. Схема линейно-функциональной ОСУ представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 –  Схема линейно-функциональной организационной  структуры управления.

 

Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные  и отрицательные стороны:

Преимущества:

    • более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;
    • освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;
    • возможность привлечения консультантов и экспертов.

Недостатки:

    • отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями;
    • недостаточно четка ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации;
    • чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно - подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации.

Дивизиональная  структура управления.

В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений. 
Недостатки:

рост расходов на управленческий персонал;

 сложность информационных связей.

Дивизионная структура управления строится на основании выделения  подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее  время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных  корпорациях.

Дивизионы могут  выделяться по нескольким признакам, образуя  одноименные структуры, а именно:

    • продуктовая. Отделы создаются по видам продукции. Характерна полицентричность. Такие структуры созданы в «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс», частично в «Русском Алюминии». Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток — дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются вертикальные и горизонтальные связи;
    • региональная структура. Отделы создаются по месту расположения подразделений компаний. В частности, если у фирмы есть международная деятельность. Например, Coca-Cola, Сбербанк. Эффективна для географического расширения рыночных зон;
    • организационная структура, ориентированная на потребителя. Подразделения формируются вокруг определенных групп потребителей. Например, коммерческие банки, институты (повышение квалификации, второе высшее образование). Эффективна для удовлетворения спроса.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Дивизиональная структура управления.

 

 

 

Матричная организационная  структура управления.

В матричной  структуре совмещается два вида структур: линейная и программно-целевая. По вертикали (линейная структура) строится правление по отдельным сферам деятельности (производство, снабжение, сбыт). По горизонтали (программно-целевая структура) осуществляется управление программами, проектами, темами. При определении горизонтальных связей назначается руководитель программы  или проекта и его заместители  по отдельным темам, ответственный  исполнитель в каждом специализированном подразделении и организуется специальная  служба управления программой.

Работа обеспечивается путем создания целевых подразделений, где объединяются ведущие специалисты  для совместной разработки программы. Руководитель программы определяет, что и когда должно быть сделано, а кто и как будет выполнять  ту или иную работу решает линейный руководитель.

Таким образом, матричная структура управления дополнила линейно-функциональную организационную структуру новыми элементами. Это создало качественно  новое направление в развитии программно-целевых и проблемно-целевых  форм управления. Эти формы способствуют подъему творческой инициативы менеджеров в деле повышения эффективности  производства. Матричные структуры  управления способствуют перестройке  производства на основе новейших технологических  процессов и более производительного  оборудования. Схема матричной ОСУ представлена на рисунке 4.

Рисунок 5 – схема матричной организационной структуры управления.

 

Матричная структура  имеет свои преимущества и недостатки:

Преимущества:

    • возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации;
    • рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности;
    • усиление контроля за отдельными задачами проекта;
    • сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий;
    • повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов.

Недостатки:

    • сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение;
    • трудность приобретения навыков необходимых для работы по новой программе.

При этой структуре  управляющий производственным отделением обязан вести подготовку производства, рационально организуя труд, при  оптимальном использовании сырьевых, материальных и энергетических ресурсов и осуществлять контроль за работой  подчиненных.

В настоящее  время типы организационных структур предприятия значительно расширяются. Представим некоторые из них.

Сетевая организационная структура - гибридное  решение, объединяющее дивизиональную и матричную структуры, объединяющую преимущества и дивизиональной (адаптивность), и матричной (единое управление по основным функциям) структур.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры предприятия