Совершенствование системы мотивации персонала на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой является разработка рекомендаций по улучшению системы мотивации персонала на производстве. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить данную проблему по литературным источникам и понять, на что обращали внимание исследователи по данной проблеме;
дать характеристику объекту исследования, разобрать его структуру управления и сферу производства;
рассмотреть состояние и проанализировать систему мотивации персонала на данном предприятии;
на основе проанализированных данных и с учетом известных исследований данной проблемы разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала.

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Модное и вместе с тем  пугающее всех слово «стресс» («нажим») пришло к нам из мира инквизиции, где означало степень физического  давления с помощью натисков, чтобы  во время пыток вырвать из жертвы признание. И, хотя инквизиция давно  прошла, психологические и психофизиологические пытки, которые мы испытываем во время  стресса, не только не прошли, но в процессе развития цивилизации даже усилились. Едва ли сегодня найдется человек, который  в той или иной степени не испытывал  бы стрессовые переживания. С ним  особенно хорошо знакомы все те, кто работают в бизнесе, в мелких, и в крупных компаниях –  от простых исполнителей до менеджеров по управлению персоналом и руководителей  фирм. Стресс не знает границ, он интернационален  и пронизывает все государства, цивилизации и культуры и самые  высоко развитые, и наиболее бедные. По данным американских социологов, примерно 20% издержек и потерь, связанных с текучестью кадров, прогулов, сопротивлением организационным переменам и падением производительности труда порождены профессиональными неврозами и стрессами. Ежегодный национальный ущерб от стрессовых факторов американские экономисты оценивают в 500 миллионов долларов! В России по данным социологических исследований каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13 % работников – практически ежедневно.

Так же стресс бывает еще  и положителен для компании в  котрой работает сотрудник. Работнику может пойти на пользу не большой стресс или критическая ситуация.

В данной работе мы рассмотрим не только причины стресса и методы борьбы с ними, но еще и множество  методов мотивации персонала. Цель данной работы- раскрыть современный взгляд на проблемы стресса и мотивации персонала.

С понятием «управление персоналом»  неразрывно связано и понятие  мотивации.

Мотивация труда ,как и система стимулирования персонала, которая зависит от постоянно изменяющихся ценностей и потребностей людей, нуждается в постоянном обновлении. Необходимость обновления и переоценки ранее использовавшихся методов управления можно объяснить многими факторами, например, изменениями в структуре экономики, переходом (применительно к нашей стране) от командно-административного типа к рыночному. Но нельзя утверждать, что в рамках одного типа экономики система мотивации не должна подвергаться пересмотру. Даже при неизменности экономической политики государства мотивы трудовой деятельности у населения могут изменяться.

Именно поэтому руководителю-менеджеру  и необходимо совершенствовать систему  мотивации персонала того предприятия, на котором он работает.

Целью курсовой является разработка рекомендаций по улучшению системы  мотивации персонала на производстве. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить данную проблему по литературным источникам и понять, на что обращали внимание исследователи по данной проблеме;
  • дать характеристику объекту исследования, разобрать его структуру управления и сферу производства;
  • рассмотреть состояние и проанализировать систему мотивации персонала на данном предприятии;
  • на основе проанализированных данных и с учетом известных исследований данной проблемы разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала.

Объектом исследования является одна из крупнейших мировых компаний в сфере быстрого питания ООО  «Макдоналдс». Предметом исследования является система мотивации персонала, работающего на данном предприятии и посвятившего «Макдоналдс» лучшие годы своей жизни.

Таким образом, решив поставленные нами задачи, мы сможем определить сильные  и слабые стороны системы мотивации  в корпорации «Макдоналдс» и предложить определенные этапы по ее улучшению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СТРЕСС НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

    1. Понятие и причины стресса

 

В переводе с английского  языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический  словарь [1] дает следующее толкование стресса: “состояние напряжения, возникающее  у человека или животного под влиянием сильных воздействий”.

Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.).  Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют «ю-стресс» – от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки (по терминологии канадского ученного Ганса Селье).

Что же такое стресс? Первооткрыватель стресса Г. Селье [5] дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».

Классическая модель синдрома общей адаптации включает три  стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса  уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные  эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса  или попытка получить сведения о  них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.

Таким образом, в контексте  данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю  ситуацию, которая приводит к физическим, психологическим и / или поведенческим  изменениям у работников организации.

Причины стресса:

Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

v  факторы стресса вне организации;

v  групповые факторы стресса;

v  факторы стресса, связанные с организацией;

Рассмотри их подробнее. Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы – работников – естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

Так, можно сказать, что  неудовлетворительное финансовое положение  может побуждать людей брать  дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и  усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные [10, 11] о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

Групповые факторы стресса.

К групповым факторам стресса  можно отнести следующие [4, 9, 12]:

1) отсутствие групповой сплоченности – отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов – наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

Факторы стресса, связанные  с организацией;

Причины связанного с работой  стресса исследуются уже немалое  время, и перечень потенциальных  факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место  во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также  массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией  трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:   

неуверенность в завтрашнем дне – для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине [3, 9];   

невозможность влиять на свою работу – как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников [3, 4, 8-10];   

характер выполняемой  работы – сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников [4, 9-11];   

ролевая двусмысленность  и ролевой конфликт – оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе [2-4, 9-11];   

специфическая организационная  структура – например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей [2, 9, 11];   

стрессогенный стиль управления – частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных [2, 11, 12];   

давление рабочего графика – сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях [2-4, 10].

Все вышеперечисленные условия  являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически  вызывают стресс. Реакции на эти  стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

 

    1. Эффекты стресса на рабочем месте

 

 

Имеются данные [2, 4, 9], что  стресс далеко не всегда оказывает  вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком низкий уровень  стресса может привести даже к  снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное  перемещение, может оказать положительное  воздействие, поскольку вынуждают  работника мобилизоваться для самоутверждения  в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений  кадровой политики является регулярная ротация кадров [11]. Легкий стресс также  улучшает кровообращение, приводит к  усилению активности и, в конечном итоге, новым производственным успехам.

Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное  вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую  стороны жизнедеятельности человека.

Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом, ментальном или эмоциональном состоянии. Эти реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с вопринимаемой угрозой своему благополучию (стрессором). До поры до времени все хорошо – но, если стрессор не устранен, а энергия не рассеивается каким-либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов стресс вызывает упадок сил и/или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в большом количестве литературе достаточно подробно, я не буду останавливаться на этом вопросе.

В то время как взаимосвязи  между стрессом и физическим здоровьем  человека уделялось пристальное  внимание, особенно медиками, воздействие  стресса на психологическое состояние  исследовано не столь подробно. В  то же время имеются данные [4], что  имеется прямая зависимость между  высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

Информация о работе Совершенствование системы мотивации персонала на производстве