Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:37, курсовая работа
Актуальность проведения настоящего исследования на примере организаций банковского сектора обусловлена рядом факторов. В частности, разветвленная кадровая структура банков позволяет качественно и углубленно изучить основные проблемы управления персоналом организации. Развитие отечественного хозяйственного комплекса на современном этапе характеризуется выраженным акцентом на повышение конкурентоспособности банков, которые во многом определяют динамику развития экономики страны посредством влияния на деятельность организаций. Несмотря на ряд особенностей кредитно-финансовой сферы, процессы управления персоналом в банковском секторе, проблемы и предложенные в диссертации пути их решения могут успешно проецироваться на крупные коммерческие организации практически любой сферы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие, цели и функции системы управления персоналом
Методы построения системы управления персоналом
Концепция управления персоналом
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КГАУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕЖИТИЯМИ ПЕРМСКОГО КРАЯ»
2.1. Организационно-правовая форма, история создания, цели и задачи организации
2.2. Структура управления организацией и основные виды деятельности
2.3. Анализ основных показателей деятельности организации
(включая характеристику персонала, показатели движения персонала - текучесть и др., оплату труда)
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ КГАУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕЖИТИЯМИ ПЕРМСКОГО КРАЯ»
3.1. Анализ управления персоналом в организации
(начиная с характеристики службы, которая занимается управлением персоналом, содержание ее работы по всем функциям или кадровым технологиям с показателями и возможными расчетами. См. Кибанова "Основы управления персоналом")
3.2. Предложения по совершенствованию управления персоналом в организации
(По каким кадровым технологиям работа не ведется, то и нужно предлагать. Например, нет аттестации, нет повышения квалификации и др.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
• графики очередности отпусков работников кадровой службы.
Заместитель директора по управлению персоналом подписывает:
• приказы о назначении, перемещении и увольнении руководителей и специалистов, кроме директоров филиалов и заместителей директоров организации;
• приказы об увольнении за нарушение трудовой и производственной дисциплины по статьям, предусмотренным ТК РФ;
• приказы о назначении пособий женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, в пределах утвержденных смет; документа цию на выплату ежемесячного пособия неработающим матерям при воспитании детей в возрасте от рождения до 6 лет, а также семьям, имеющим детей в возрасте до 16 лет;
• приказы о материальном поощрении юбиляров в пределах утвержденных смет;
• приказы о предоставлении отпусков с сохранением (и без сохранения) заработной платы;
• поручения и документацию при оформлении пенсий; приказы о выделении единовременного вознаграждения при выходе на пенсию;
• приказы об обучении работников организации, подготовленные отделом обучения; приказы об организации практического обучения студентов вузов, учащихся техникумов и ПТУ, подготовленные отделом обучения; договоры с институтами повышения квалификации, учебными комбинатами, высшими и средними учебными заведениями и другими обучающими организациями в пределах утвержденных смет;
• приказы о присвоении квалификационных разрядов, подготовленные отделом обучения на основании протоколов квалификационных комиссий;
• договоры с научно-исследовательскими институтами и организациями на проведение НИР своей службы;
• приказы о сокращении штатов, согласованные с соответствующими службами и подразделениями;
• положение об оплате труда руководителей, специалистов и служащих службы управления персоналом; расчетные ведомости социального страхования, справки, относящиеся к заработной плате и социальному страхованию;
• исходящую служебную корреспонденцию и телеграммы; статистические отчеты и различные справки, исходящие из службы; заявки на приобретение наглядных пособий, методической, информационной литературы, технических средств по охране труда и пожарной безопасности;
• договоры о санитарной обработке подразделений организации; комплексный план улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;
• другие приказы, подготовленные отделами службы управления персоналом, относящиеся к их компетенции.
Заместитель директора по управлению персоналом согласовывает;
• с директором назначение директоров филиалов и заместителей директоров организации, организацию обучения и стажировки работников организации за границей, сроки и программы обучения руководителей высшего уровня;
• с заместителем директора по экономическим вопросам сметы доходов и расходов, использование средств фонда потребления, заключение договоров и использование денежных средств;
• с заместителем директора по коммерческим вопросам обеспечение службы управления персоналом оргтехникой;
• с директорами филиалов мероприятия по коллективному договору, штатные расписания, планы перспективного развития
численности сотрудников и уровня оплаты труда, структурные изменения.
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб — отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации, деятельности по управлению человеческими ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и др.
Безусловно, функциональная структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами организации, особенностями выпускаемой продукции,
На ряде организаций формируются функциональные структуры управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами. На рис. 2.6 приведен состав функциональных подсистем системы управления персоналом организации, объединяющих однородные функции, носителями которых являются различные подразделения по работе с кадрами. В зависимости от размеров организации состав подразделений будет меняться: в крупных организациях функции каждой подсистемы обычно выполняет отдельное подразделение, а в небольших и средних организациях функции всех подсистем, как правило, сосредоточены в одном подразделении — отделе управления персоналом. В табл. 2.4 приведен фрагмент схемы функциональных взаимосвязей отдела управления персоналом с другими подразделениями организации.
В заключение остановимся на характеристике содержания функций менеджера по персоналу кадровой службы организации.
Менеджер по персоналу должен обладать знаниями в области управления персоналом в организационном, управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом аспектах, которые позволяют ему осуществлять весь цикл работ с персоналом: начиная с изучения рынка труда и найма на работу и заканчивая уходом на пенсию и увольнением. Он должен быть готов выполнять следующие функции:
• разрабатывать стратегию управления персоналом;
• разрабатывать кадровую политику и планировать кадровую работу;
• анализировать кадровый потенциал, прогнозировать и определять потребности в рабочих кадрах и специалистах, проводить маркетинг персонала;
• поддерживать деловые связи со службами занятости и организациями по рекрутингу персонала;
• комплектовать руководящими, рабочими кадрами и специалистами организацию с учетом перспектив ее развития;
• планировать, организовывать и контролировать подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих, специалистов и руководителей;
• оценивать профессиональные, деловые и личностные качества
работников в целях рационального их использования;
• создавать условия для наиболее полного использования и планомерного роста работников, планировать карьеру и служебно-профессиональное продвижение персонала;
• участвовать в разработке организационной структуры, штатного расписания организации и предложений по подбору и расстановке специалистов;
• организовывать учет и движение персонала;
• изучать причины текучести персонала и разрабатывать меры по ее снижению;
• управлять занятостью персонала;
• оформлять прием, перевод и увольнение работников;
• заниматься мотивацией и стимулированием труда работников;
• участвовать в разработке и внедрении планов социального развития организации;
• работать по профориентации;
• формировать трудовой коллектив организации (групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат,, единство методов и умений в достижении конечной цели, личная и коллективная заинтересованность);
71
Рис. 2.6. Состав подсистемы управления персоналом организации и их важнейшие функции
Таблица 2.4
Фрагмент схемы функциональных взаимосвязей отдела управления персоналом с другими подразделениями организации
№ пп
|
Наименование функций отдела управления персоналом
|
Функциональные подразделения и должностные лица | ||||||||||
Юридический отдел |
Отдел безопасности |
Канцелярия |
Финансово-экономический отдел |
Отдел социально-бытового обслуживания |
Отдел управления персоналом |
Лаборатория социологических исследований |
Бухгалтерия |
Второй отдел |
Начальник отдела управления персоналом |
Руководитель организации | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Подбор и расстановка кадров |
У |
О |
С |
Р | |||||||
2 |
Составление плана потребности в персонале |
п |
П |
П |
П |
П |
О |
П |
п |
П |
Р |
|
3 |
Оформление приема, перевода, увольнения работников |
С |
С |
О |
с |
С |
Р | |||||
4 |
Изучение причин текучести кадров |
П |
О |
П |
р |
|||||||
5 |
Контроль за правильным использованием персонала |
п |
О |
У |
р |
|||||||
6 |
Создание резерва кадров и его обучение |
О |
р |
|||||||||
7 |
Ведение учета личных дел |
О |
с |
р |
||||||||
8 |
Оформление документации для награждений |
У |
с |
У |
О |
п |
с |
Р | ||||
9 |
Работа по профессиональному продвижению кадров |
п |
п |
П |
п |
п |
О |
п |
п |
п |
с |
Р |
Продолжение табл. 2.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 | |
10 |
Рассмотрение писем жалоб, заявлений |
П |
О |
С |
р | ||||||||
11 |
Трудовая мотивация персонала |
П |
П |
п |
п |
п |
О |
п |
п |
п |
С |
р | |
12 |
Совершенствование стиля и методов работы с персоналом |
О |
С |
р | |||||||||
13 |
Анализ профессионального, возрастного, образовательного состава персонала и т.д. |
П |
п |
п |
п |
п |
О |
п |
п |
п |
Р |
Условные обозначения:
О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее выполнение, подготавливает и оформляет необходимые документы;
П - представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;
У - участвует в выполнении данной функции;
С - согласовывает подготовленный документ по функции;
Р - принимает решение, утверждает, подписывает документ.
организовывать трудовую адаптацию молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием и новых работников, организовывать работу по их закреплению и использованию;
оценивать работу персонала, формировать резерв, проводить аттестации;
применять положения практической социологии при формировании и воспитании трудового коллектива, диагностировать социально-психологический климат;
разрабатывать и применять современные методы управления персоналом;
использовать новые информационные технологии управления персоналом;
применять законы о труде, решать правовые вопросы в трудовых отношениях;
управлять социальными и производственными конфликтами и стрессами;
обеспечивать соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда, организационной культуры; обеспечивать безопасные условия труда, экономическую и информационную безопасность; проводить работу с увольняющимися работниками.
Методы построения системы управления персоналом - выработанный наукой и практикой инструментарий изучения состояния действующей системы управления персоналом, проектирования, обоснования и реализации новой системы (табл. 2.3).
Раскроем сущность методов построения системы управления персоналом.
Системный анализ служит методическим средством системного подхода к решению проблем совершенствования системы управления персоналом. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы управления персоналом в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Внешней средой для управления персоналом являются не только другие подсистемы системы управления данной организацией (например, подсистема управления внешними хозяйственными связями и т.п.), но и внешние организации (поставщики и потребители, вышестоящие организации и т.п.).
Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение в глубь явления и определение его сущности. Например, систему управления персоналом можно расчленить на подсистемы, подсистемы - на функции, функции - на процедуры, процедуры - на операции. После расчленения необходимо воссоздать систему как единое целое, т.е. синтезировать. При этом применяется метод декомпозиционного моделирования, где модели могут быть логическими, графическими и цифровыми.
Метод последовательной подстановки позволяет изучить влияние на формирование системы управления персоналом каждого фактора из тех, под действием которых сложилось ее состояние, в отдельности, исключая действия других факторов. Факторы ранжируются и отбираются наиболее существенные.