Совершенствование управления первичными трудовыми коллективами на основе социально психологических методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Подходя к изучению менеджмента как стрежневого звена организации, а именно определяющего сущность организации как субъекта хозяйствования, следует отметить, что характерные черты которыми обладает организация несомненно заслуга или безудержное порицание аппарата управления, а именно, стрежневого звена организационной структуры. Менеджмент часто называют искусством, ведь это проявление радикальных идей управленческого персонала, направленных на продвижение организации. История видела не мало случаев когда стоящая на “коленях” организация последним верным ходом видела её продажу, но при смене руководства становилась на “ноги”, и стремительными шагами достигала успеха на рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Методы управления, их классификация…………………………………….
Понятие методов управления, их классификация…………………………5
Административные методы ………………………………………………….…8
Экономические методы …………………………………………………..10
Социально-психологические методы …………………………………..12
Организационно-экономическая и финансовая характеристика предприятия...
Коллектив как объект социально-психологического воздействия……….
Совершенствование управления первичными трудовыми коллективами на основе социально психологических методов управления………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются и  содержание, и направленность, и  организационная форма. В связи  с этим можно выделить следующие  методы управления:

организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

экономические, обусловленные  экономическими стимулами;

социально-психологические, применяемые  с целью повышения социальной активности сотрудников.[2, c.94-95] Исходная классификация является традиционной и общепризнанной, поэтому, почти каждый источник характеризует именно данные методы управления.

Деление на административные, экономические и социально-психологические  методы является условным, так как  четко разграничить каждый метод  не предоставляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В тоже время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.[1, с. 49]

Экономические, административные и социально-психологические методы управления требуют четкой обоснованности своего использования, руководители должны четко знать их сущность, в каких случаях и при каких обстоятельствах требуется “спустить курок” и принять соответствующие меры на основании этих методов.

 

Административные  методы.

Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления, которые ни редко называют организационно-административными и организационно-распорядительными. Объективной стороной использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их постоянство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации деятельности подчиненных. Мы совершенно справедливо критиковали и критикуем рычаги административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы, не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.

Подход, согласно которому сфера возникновения экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерной ни с научной, ни с практической точки зрения, так как механизмы их действия принципиально различаются. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на представленное ему в этом право. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми с субъективными методами руководства, то есть администрированием. 

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются: правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и работников в соответствии с КЗоТ и другими законодательными актами.

В рамках организации возможны три  формы проявления организационно-административных методов:

1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

2) согласительные (консультация, компромисс);

3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснения, предложение, общение и т.п.).

Как правило, это прямые задания  и распоряжения вышестоящих органов  управления (волевое воздействия  руководителя на подчиненных), которые  направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов. Организационно административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательные для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. По существу организационно-административ-ные методы - это методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд превратится в первую жизненную потребность.  

В общем виде система  организационно-административных методов  может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления) и на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Организационно воздействие  на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.

Наибольший интерес для нас представляет организационное воздействие руководителя на процесс управления (2-й элемент). По сути это методы распорядительного влияния руководителя на коллектив в целом и личность в частности. Необходимость в таком распорядительстве в возникает в связи с отклонениями в системе управления от ранее заданных или желаемых режимов работы, неизбежно возникающими под воздействием как субъективных, так и объективных факторов.

В зависимости от функционирующих  в коллективе методов руководства  формируется соответствующая им система подчинения. Понятно, что в процессе управленческой деятельности происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения, а иногда и стрессов, что исключает всякое взаимопонимание между субъектом и объектом управления.

В практике управленческой деятельности административное воздействие  связано, как правило, с тремя типами подчинения:

1) вынужденное и внешне  навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимания подчиненным как нажим “сверху”.

2) пассивное. Для него  характерно удовлетворение, связанное  с освобождением от принятия  самостоятельных решений;

3) осознанное, внутренне обоснованное.

В целом организационно-административные методы руководства существуют в  форме организационного и распорядительного  воздействия.

Анализ содержания управления организацией показал, что, в сущности, вся система пронизана организационно-распорядительной деятельностью. Организационно административное воздействие включает в себя следующие компоненты: виды и типы воздействия, адресат, постановка задания и определение критерия его выполнения, установление ответственности, инструктаж подчиненных и т.д.

В организациях эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благополучные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям прямого воздействия относятся непосредственная связь руководителя и подчиненного. Однако в целом прямые воздействия в конечном счете ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.[2, c. 95-98]

Экономические методы.

Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Принципиальный  вопрос коллективной организации труда в фирме - овладение экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

Чтобы экономические  методы управления были действенными, необходимо как минимум обеспечить "отзывчивость" организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации В свою очередь расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при которых бы экономические методы были действенны и целенаправленны.

Вся сложность  проблемы состоит в обеспечении  комплексной субординации хозяйственных  связей и экономических зависимостей трудового коллектива в отношениях с организациями, учреждениями, иными структурами народнохозяйственного комплекса и членами своего коллектива. Выпадение или ослабление какого-либо звена в этой системе связей снижает эффективность экономического руководства.

Перестройка экономического механизма по совершенствованию планирования, экономического стимулирования и управления должна обеспечить необходимые социально-экономические предпосылки реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом должны измениться методология и технология планирования, в основе которых лежит нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации для решения различных экономических и социальных задач. Т.е. после осуществления обязательных отчислений и платежей (отчислений от доходов в бюджет и отчислений органам управления для образования централизованных резервов и фондов, предназначенных для финансирования мероприятий по развитию всей системы подведомственных предприятий, а также для оказания помощи предприятиям, имеющим финансовые затруднения) образуются фонды производственного и социального развития и оплаты труда. В конечном итоге формируются доходы (прибыль) организации. В некоторых рыночных структурах эти фонды не выделяются, а образованная прибыль по решению трудового коллектива распределяется на развитие производственной и материальной сфер.

Основной смысл  всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых бы они могли максимально полно учитывать экономические последствия их управленческой и производственной деятельности.

Таким образом, основная задача изменения хозяйственного механизма состоит в том, чтобы  создать такие экономические  и организационные условия, при  которых бы организация выполняла возложенные на нее функции на самом высоком уровне.

В отличие от организационно-административных экономические  методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей  и средств их достижения.

Это своего рода экономический механизм в хозяйственных  отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

В условиях рынка  экономические методы руководства получат дальнейшее развитие, расширится сфера их действия, будет преодолен формальный хозрасчет, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными. Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией.

Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.

Для решения  экономических задач в управлении организацией широко применяются и экономико-математические методы, поскольку основным свойством экономических задач является большое число ограничительных условий и множество решений. Их экономическую сущность может выразить математическая модель, представляющая собой систему ограничительных условий, налагаемых на неизвестные переменные.

С помощью экономико-математических методов можно получить конкретные данные, характеризующие то или иное экономическое явление, и найти наиболее эффективные решения. Здесь налицо своеобразная "обратная связь": не только математика служит развитию экономики, но и экономика способствует развитию математики. Однако в этой области пока существует определенный разрыв: потребности экономики опережают возможности математики.

Информация о работе Совершенствование управления первичными трудовыми коллективами на основе социально психологических методов управления