Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:11, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является совершенствование процесса управления ценовой политикой на ОАО «Сафоновский хлебокомбинат».
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
Определить понятия ценовой политики и ценообразования, их суть и основные цели.
Рассмотреть основные факторы, оказывающие влияние на ценовую политику организации.
Рассмотреть процесс управления ценовой политикой на примере ОАО «Сафоновский хлебокомбинат».
Разработать рекомендации по усовершенствованию ценовой политики ОАО «Сафоновский хлебокомбинат».
Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы ценовой политики предприятия………..….5
1.1.Понятие ценовой политики предприятия…………………………...…………5
1.2.Факторы, влияющие на ценовую политику предприятия………………….…7
1.3. Стратегии, тактика и методы ценообразования на предприятии……………9
Глава 2. Анализ хозяйственной и экономической деятельности предприятия ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»………………………….14
2.1.Общая характеристика ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»……………...14
2.2.Организационная структура ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»………..16
2.3.Анализ экономической деятельности ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»…………………………………………………………………….18
2.4.Анализ действующей ценовой политики на ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»…………………………………………………………………….19
Глава 3. Совершенствование ценовой политики на предприятии ОАО «Сафоновский хлебокомбинат» ……………………………………….…22
Заключение………………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………………….27
Коммерческий
директор осуществляет руководство
финансово-хозяйственной
2.3 Анализ экономической деятельности предприятия
Для изучения организации производственной и коммерческой деятельности предприятия, необходимо произвести анализ производства и реализации продукции. Для этого рассчитываются такие показатели как:
Показатели реализации продукции предприятия представлены в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1.
Анализ производства и реализации
Показатели |
2010 год |
2011 год |
Темп роста, % |
1.Выпуск продукции в натуральном выражении, тонн |
452,00 |
1390,00 |
67,48 |
2. Товарная продукция, тыс. руб. |
1832,00 |
6928,20 |
73,55 |
3. Реализованная продукция (объем продаж), тыс. руб. |
1832,00 |
6928,20 |
73,55 |
4. Средняя цена тонны выпущенной продукции, руб. |
4053,10 |
4984,20 |
18,68 |
Из данных таблицы следует, что выпуск продукции в натуральном выражении в 2011 году составил 1390 тонн, что на 67,48 % больше, чем в 2010 году. Товарная продукция за анализируемый период увеличилась на 73,55 % за счёт увеличения выпуска продукции в натуральном выражении и за счёт роста цен на производимую продукцию. Так за счёт роста цен стоимость товарной продукции увеличилась на:
(4984,2–4053,1)*1390=1294,2 тысяч рублей,
а за
счёт изменения выпуска продукции
в натуральном выражении
(1390–452)*4053,1 = 3801,8 тысяч рублей
Таким образом, ОАО «Сафоновский хлебокомбинат» за период с 2010 года по 2011 год сумело правильно организовать свою производственную и коммерческую деятельность.
2.4 Анализ действующей ценовой политики ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»
На анализируемом предприятии в качестве метода ценообразования применяется «метод надбавок». Данный метод с учетом полных издержек на производство продукции основан на определении полной себестоимости, включающей как переменные, так и постоянные издержки. Суть метода состоит в суммировании совокупных издержек: переменные (или прямые) плюс постоянные (или накладные), и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить.
Главное преимущество данного метода — его простота и удобство. Это связано с тем, что у производителя всегда имеются данные о собственных затратах.
Разрабатывая ценовую стратегию, предприятие ОАО «Сафоновский хлебокомбинат» преследовало следующие цели:
Итак, основой расчета цены продукции ОАО «Сафоновский хлебокомбинат» являлась себестоимость (издержки на реализацию). При расчете себестоимости для целей ценообразования руководство ОАО «Сафоновский хлебокомбинат» обращает внимание на классификацию затрат, включаемых в себестоимость.
Рассчитав себестоимость, ориентируясь на цены конкурентов, руководство ОАО «Сафоновский хлебокомбинат» приступает к определению цены товара. Цена должна полностью возмещать издержки (себестоимость), а так же обеспечить получение определенной нормы прибыли. При этом используется методика ценообразования «средние издержки + прибыль», которая заключается в начислении наценки на себестоимость товара.
Таким образом, оптовая цена 1т торта «Чародейка» равна 55934 руб. (она состоит из полной себестоимости и прибыли); свободно-отпускная цена с НДС равна 67121 руб. (это оптовая цена плюс НДС); розничная цена равна 74000 руб. (это свободно–отпускная цена плюс торговая наценка плюс налог с продаж). Один торт «Чародейка» весом 1 кг стоит 74 руб.
Торт «Чародейка» - прибыльный. Если взять фактическую себестоимость и сравнить с оптовой ценой, то оптовая цена за 1т равна 55934 руб., фактическая себестоимость – 49036 руб. Прибыль равна 6898 руб. (55934 руб. – 49036 руб.) Можно определить рентабельность:
6898 руб. * 100% / 49036 руб. = 13 %
Это хороший показатель.
На предприятии ОАО «
Таким образом, для кондитерских изделий высокого качества, например тортов, используется стратегия ценообразования, основанная на ценности (качестве) товара (стратегия снятия сливок.). Сущность данной стратегии в том, что товар высокого качества, обладает эксклюзивными, индивидуальными свойствами, отличается от других товаров-заменителей и предлагается потребителю по максимально высокой цене.
Высокая цена на товар устанавливается на небольшом сегменте рынка, и снимаются сливки в виде высокой рентабельности продаж. Цена держится высокой для того, чтобы новые покупатели, входящие в данный сегмент рынка выходили на качественно новый, более высокий уровень.
Что касается продукции для среднего сегмента рынка, то здесь при установлении цены используется стратегия следования за спросом. Сущность данной стратегии в том, что цена под строгим контролем снижается. Цена удерживается на каждом новом сниженном уровне достаточно долго, чтобы удовлетворить весь существующий спрос.
Так, ОАО «Сафоновский хлебокомбинат» имеет ряд цен в рамках групп товарного ассортимента. В глазах покупателей это разница в качестве продукции.
Таким образом, основные проблемы в области ценовой политики ОАО «Сафоновский хлебокомбинат» состоят в следующем, во-первых это жесткая зависимость уровня цен от суммы расходов на сырьё и материалы, во-вторых, это непроработанная система скидок.
Глава 3. Совершенствование ценовой политики на предприятии ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»
Стратегические формы ценовой политики предприятия и варианты ее осуществления непосредственно вытекают из проводимой рыночной стратегии. В зависимости от применяемой комбинации вариантов рыночной стратегии избирается конкретная форма осуществления ценовой политики или соответствующая комбинация таких форм.
Стратегия дифференцированных цен предусматривает сезонные скидки, скидки за количество, скидки постоянным партнерам и т.д.; установление разного уровня цен и их соотношения по различным товарам, представляя собой весьма сложную и кропотливую работу по согласованию товарной, рыночной и ценовой политики.
Предлагается в рамках стратегии дифференцированных цен применить систему скидок (5-10%) на ОАО «Сафоновский Хлебокомбинат» для различных групп потребителей и продукции с целью увеличить объем реализации.
Система ценовых скидок - это действенный инструмент ценовой политики фирмы. Цель предоставления скидок - создать для покупателей дополнительные стимулы к совершению покупки. Основными видами скидок являются такие как: скидка за больший объем приобретаемого товара; скидка за всесезонную покупку; скидка за ускорение оплаты; скидка для поощрения продаж нового товара; скидка на пробные партии и заказы; скидка при комплексной закупке товаров; скидка для верных и престижных покупателей; и др.
Необходимо рассчитать возможные приросты объемов реализации продукции ОАО «Сафоновский хлебокомбинат» с учетом коэффициентов ценовой эластичности по группам продукции. Мы можем определить данные коэффициенты, изучив динамику реализации и цен продукции за два года (таблицы 3.1 – 3.2).
Таблица 3.1.
Динамика средних цен реализации отдельных групп продукции, руб./кг
Наименование продукции |
Средняя цена, руб. |
Изменение, +, – | ||
2010 г. |
2011 г. |
руб./кг |
% | |
Хлебные изделия в т.ч. |
||||
– хлеб формовой |
12,5 |
15,5 |
+3 |
24 |
– хлеб подовый |
12,5 |
15,5 |
+3 |
24 |
Булочные изделия Батон и булки |
11,5 |
14,50 |
+3 |
26 |
Кондитерские изделия: – пряники, кексы, печенье |
58 |
65 |
+7 |
12 |
– торт бискв., пирожные |
68 |
74 |
+6 |
8,8 |
– сухарь панировочный |
50 |
55 |
+5 |
10 |
– сухари – гренки |
51 |
56 |
+5 |
9,8 |
Тесто |
48 |
56 |
+8 |
16,7 |
Булки кондитерские |
9 |
13 |
+4 |
44,4 |
Таблица 3.2.
Динамика реализации отдельных групп продукции, т
Наименование Продукции |
Объем реализации |
Изменение, +, – | ||
2010 г. |
2011 г. |
тонн |
% | |
Хлебные изделия в т.ч. |
162 |
585 |
423 |
261,1 |
– хлеб формовой |
50 |
206 |
156 |
312 |
– хлеб подовый |
51 |
208 |
157 |
308 |
Булочные изделия Батон и булки |
39 |
52 |
13 |
33,3 |
Кондитерские изделия: – пряники, кексы, печенье |
48 |
126 |
78 |
162,5 |
– торт бискв., пирожные |
42 |
118 |
76 |
181 |
– сухарь панировочный |
32 |
108 |
76 |
237,5 |
– сухари – гренки |
25 |
88 |
63 |
252 |
Тесто |
46 |
105 |
59 |
128,3 |
Булки кондитерские |
58 |
208 |
150 |
258,6 |
Итого |
452 |
1390 |
938 |
207,5 |
Для количественной оценки такого влияния следует рассчитать для отдельных групп продукции и в целом показатель эластичности спроса по цене, который определяется по формуле:
(3.1),
где Э - эластичность,
Р - цена,
Q - количество.
Результаты расчетов приведены в таблице 3.3.
Таблица 3.3.
Эластичность спроса по цене, %.
Наименование Продукции |
Изменения |
Эластичность спроса по цене | |
Q - кол-во |
Р - цены | ||
Хлебные изделия в т.ч. |
|||
– хлеб формовой |
312 |
24 |
13 |
– хлеб подовый |
308 |
24 |
12,8 |
Булочные изделия Батон и булки |
33,3 |
26 |
1,3 |
Кондитерские изделия: – пряники, кексы, печенье |
162,5 |
12 |
13,5 |
– торт бискв., пирожные |
181 |
8,8 |
20,5 |
– сухарь панировочный |
237,5 |
10 |
23,7 |
– сухари – гренки |
252 |
9,8 |
25,7 |
Тесто |
128,3 |
16,7 |
7,7 |
Булки кондитерские |
258,6 |
44,4 |
5,8 |
Из таблицы 3.3 видно, что в целом по всем видам продукции ценовая эластичность спроса больше 1, и это означает, что спрос «эластичен» по отношению к цене.
Далее рассчитаем возможные приросты объемов реализации продукции ОАО «Сафоновский хлебокомбинат» за счет применения скидок. На предприятии будет применены скидки в размерах 5 и 10%.
Экономический эффект от применения скидок выражается в том, что уровень рентабельности при применении скидок на 5 и 10% составит 12,5% и 10,5% соответственно.
Информация о работе Совершенствование ценовой политики на предприятии