После того как необходимая
информация собрана, кандидату нужно дать
возможность сказать то, что, по его мнению,
не было досказано, раскрыть что-то более
подробно, задать вопросы о работе и т.п.
Затем ему сообщается ход последующих
событий: сроки решения его вопроса и способы
оповещения о результатах.
После собеседования нужно
немедленно приступить к его осмыслению
и обсуждению результата (если интервьюировала
комиссия), поскольку полученная информация
быстро улетучивается или искажается
и упорядочить ее впоследствии будет очень
трудно. И только после этого можно начинать
работу с другой кандидатурой. Окончательные
решения принимаются после ознакомления
со всеми претендентами путем систематического
исключения из списка наименее подходящих
из них. Не следует торопиться, а тем более
принимать решение в первые минуты беседы
и сразу же предлагать работу.
Прошедшим предварительную
отборочную беседу дают заполнить специальную
анкету, составить более подробную автобиографию
и проч.; не прошедшим направляется официальное
письменное уведомление об отказе с выражением
уважения, надеждой на сохранение добрых
отношений в дальнейшем. Причины отказа
при этом не сообщаются.
стремление к самооправданию;
нетактичность; незрелость; желание получить
все сразу; невежливость; презрительное
отношение к прежней работе и работодателям;
неумение ориентироваться в обществе;
выраженное нежелание учиться; недостаточная
живость; отведение взгляда; вялое рукопожатие;
нерешительность; безделье во время отпуска;
неудачная семейная жизнь; трения с родителями;
неряшливость; отсутствие целеустремленности;
желание получить работу на короткое время;
отсутствие чувства юмора.
1.3 Методы оценки
персонала.
Понятие и виды оценки
персонала.
Эффективная оценка персонала
играет огромную роль в управлении им,
являясь основой множества процедур: приема
на работу (здесь она позволяет снизить
текучесть кадров на 90%), внутренних перемещений,
увольнений, зачисления в состав резерва
на выдвижение, материального и морального
стимулирования, применения санкций, переподготовки
и повышения квалификации, контроля персонала,
совершенствования организации управленческого
труда, приемов и методов работы, улучшения
структуры аппарата. Отсутствие надежных
систем оценки может привести к тому, что
организация потеряет способного работника
и приобретет неспособного.
Процедуру оценки можно классифицировать
по нескольким направлениям.
1. По объекту,
т.е. по тому, что оценивается:
1) деятельность (сложность,
эффективность, качество, отношение
к ней и проч.);
2) достижение цели, количественный
и качественный результат, индивидуальный
вклад и вклад в общие итоги
подразделения и организации в целом;
3) наличие у работника
тех или личных иных качеств
(знаний, навыков, черт характера), степени
их выраженности и овладения
сотрудником теми или иными
функциями.
2. По источникам,
на данных которых базируется
оценка:
1) документы (автобиография,
резюме, характеристика, проверочное сочинение),
на основании изучения которых может быть
дана оценка с надежностью, как считают
специалисты, 0,2;
2) результаты кадровых
собеседований (интервью);
3) данные общего и специального
тестирования;
4) итоги участия в дискуссиях;
5) отчеты о выполнении
производственных заданий или
поведении в специальных ситуациях;
6) графологическая и физиогномическая
экспертизы;
7) астрологические прогнозы.
3. По способам
осуществления процедуры оценки
с использованием сведений, полученных
из данного источника.
4. По критериям, в соответствии
с которыми происходят оценка
и выбор лучшего или худшего
показателя.
5. По субъектам (кандидат
или работник, осуществляющий самооценку;
его коллеги, руководители, подчиненные,
члены специальной комиссии).
6. По степени охвата
контингента. Здесь различают его
глобальную оценку — в целом и локальную,
относящуюся к группе лиц или отдельному
человеку.
7. По периоду. Можно оценивать
человека не только за определенный
календарный срок, но и за время работы
в организации, подразделении, данной
должности.
Основными принципами эффективной
оценки считаются направленность на улучшение
работы; тщательная подготовка; конфиденциальность;
всестороннее непредвзятое обсуждение
итогов работы (или испытания), деловых
и личных качеств человека, их соответствия
должности, перспектив на будущее; разумное
сочетание похвалы и критики; надежность
и унифицированность критериев, достоверность
методов.
Методы оценки должны соответствовать
структуре организации, характеру деятельности
персонала, целям, стоящим перед оценкой,
быть простыми и понятными, предусматривать
использование количественных показателей
(оптимально 5—6), сочетать письменные
и устные задания.
Методы оценки подразделяются
на традиционные и нетрадиционные. Первые
сфокусированы на отдельном работнике
вне организационного контекста и основываются
на субъективном мнении руководителя
или окружающих. Сегодня все более широко
внедряются нетрадиционные методы, основанные
на том, что сотрудники оцениваются в рамках
группового взаимодействия, где в результате
имитации конкретной деятельности они
могут полностью раскрыть себя и свои
способности. При этом учитываются достижения
группы в целом, а также степень развития
и освоения субъектом новых навыков.
Кадровая политика — это вытекающий
из миссии и стратегии фирмы комплекс
работ с целью формирования и эффективного
использования мотивированного и высокопроизводительного
персонала, способного адекватно реагировать
на воздействие внешней и внутренней среды.
Любая организация разрабатывает
и осуществляет кадровую политику. Такой
подход характерен для крупных частных
компаний и систем государственной службы:
именно в этих организациях наиболее последовательно
реализуется принцип соответствия кадровой
политики стратегии развития организации.
Причинами повышения значения
кадровой политики являются:
с точки зрения интересов предприятия:
рост требований к качеству выполняемой
персоналом работы, сокращение рынка узкоспециализированной
рабочей силы, непрерывный рост расходов
на содержание персонала предприятия,
рост социального давления на руководство
персоналом.
с точки зрения интересов отдельной
личности: значительный рост в течение
последних десятилетий уровня жизни, особенно
в развитых странах, и как результат рост
уровня и содержания требований населения
к профессиональной деятельности.
Кадровая политика обосновывает
необходимость использования на практике
тех или иных конкретных методов набора,
расстановки и использования кадров, но
не занимается детальным анализом их содержания
и спецификой проведения практической
работы с кадрами.
В настоящее время кадровая
политика начинает охватывать области,
ранее не учитывавшиеся в кадровой работе.
Это сфера трудовых конфликтов и взаимоотношений
с администрацией, с новыми общественными
организациями в ходе решения производственных
проблем, роль социальных программ, осуществляемых
организацией в рыночных условиях, оказывающих
влияние на производственную отдачу персонала
и т.д. Поэтому в настоящее время разработке
кадровой политики организации уделяется
особое внимание. Кадрово-политические
решения пронизывают все функциональные
сферы организации.
Управление персоналом
традиционно осуществляется на основе
принципов:
демократического централизма;
единства распорядительства;
отбора, подбора и расстановки
кадров;
сочетания единоначалия и коллегиальности,
централизации и децентрализации;
линейного, функционального
и целевого управления;
контроля исполнения решений
и др.
радиционно выделяют
три группы методов управления персоналом:
социально-психологические.
Административные
методы управления персоналом
Группа
административных методов базируется
на применении власти и нормативном обеспечении
трудовой деятельности. Административные
методы управления реализовываются в
форме организационного и нормативного
воздействия.
Организационное
воздействие включает в себя:
организационное регламентирование
(разработка положений о подразделениях,
определяющих их функции, права и обязанности,
разработка штатного расписания);
организационное нормирование
(разработка различных нормативов, например,
трудовых (разряды, ставки), нормативы
рентабельности, правила внутреннего
распорядка и т.д.);
организационно-методическое
инструктирование (должностные инструкции
методические указания к выполнению работ,
рабочие инструкции и т.д.).
Акты организационного нормирования и организационно-методического
инструктирования являются нормативными.
Распорядительное
воздействие выражается в форме приказа,
распоряжения или указания, которые являются
правовыми актами ненормативного характера.
Они издаются в целях придания юридической
силы управленческим
решениям. Приказы издаются линейным руководителем
организации, распоряжения и указания
— руководителями подразделений.
Приказ — это письменное или устное требование
руководителя решить определенную задачу.
Распоряжение — это письменное или устное требование
к подчиненным решить отдельные вопросы,
связанные с поставленной задачей.
Экономические методы
управления персоналом
Под
экономическими методами понимают элементы
экономического механизма, с помощью которого
обеспечивается функционирование и развитие
организации. Роль экономических методов управления персоналом заключается
в мобилизации трудовых ресурсов на достижение
определенного результата.
Здесь
важнейшим методом является мотивация
трудовой деятельности, заключающая в
большинстве случаев вматериальном
стимулировании работников. Основным мотивационным
фактором, как правило, является заработная
плата. Кроме того, существенный инструментарий
управления персоналом представляет собой
система выплат, надбавок, льгот и т.д.,
предоставляющая дополнительные экономические
рычаги воздействия на мотивацию сотрудников.
Также к экономическим методам можно отнести элементы социального
обеспечения сотрудников (например, оплата питания, проезда, отдыха,
предоставление различных видов страхования,
в том числе медицинского и т.д.).
Применение
экономических методов должно строго
базироваться на их окупаемости. Это означает,
что инвестирование средств в материальное
стимулирование сотрудников должно принести
прибыль организации за счет повышения
качества выполняемых работ в планируемом
периоде.
Социально-психологические
методы управления персоналом
Социально-психологические
методы управления персоналом основаны
на использовании закономерностейсоциологии и психологии и заключаются преимущественно в воздействии
на интересы личности, группы, коллектива.
Для осуществления воздействия на отдельную
личность используются психологические
методы, для воздействия на группу, коллектив
— социологические.
К
наиболее важным результатам применения психологических
методов можно отнести минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид,
стрессов и т.д.), управление формированием
карьеры на основе психологических особенностей
каждого сотрудника, обеспечение здорового
климата, формирование организационной
культуры на основе норм поведения и образа
идеального сотрудника.
Социологические методы позволяют установить назначение и место
сотрудников в коллективе, выявить лидеров,
связать мотивацию с результатами трудовой
деятельности, обеспечить эффективные
коммуникации, разрешить производственные
конфликты. Социологические методы также
являются научным инструментарием в работе
с персоналом и позволяют собрать необходимые
данные для подбора, оценки, расстановки
и обучения персонала, а также обоснованно
принимать кадровые решения. Инструментарий
социологических методов составляет анкетирование,
интервьюирование, социометрический метод,
метод наблюдения и т.д.
Методы управления персоналом также можно классифицировать по
признаку принадлежности к функциям управления (нормирования,
планирования, организации, координации,
стимулирования, контроля, анализа, учета).
По этому признаку выделяются методы:
обеспечения организации персоналом;
организации оплаты труда;
профессионального обучения;
управления дисциплинарными
отношениями;
обеспечения безопасных условий
труда.