Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:44, курсовая работа
Целью работы является анализ и разработка предложений по совершенствованию системы стратегического управления в ООО ПФ «Гелиос».
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
исследовать роль стратегического управления в современной экономике;
изучить теоретические основы формирования конкурентных стратегий в рыночной экономике;
проанализировать реальное состояние осуществления стратегического и текущего планирования в деятельности конкретного предприятия – ООО ПФ «Гелиос»;
разработать конкурентную стратегию для данного предприятия.
Особенность процесса выполнения стратегии состоит в том, что он не является процессом ее реализации, а лишь создает базу для реализации стратегии и достижения фирмой поставленных целей. Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Таким образом, выполнение стратегии – это проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.
Оценка и контроль выполнения стратегии является логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.
Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы.
Практика бизнеса показала, что каждое предприятие уникально в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждого из них по-своему уникален, так как зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще много другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Конечно, всегда следует помнить, что стратегическое управление – это, в первую очередь, продукт творчества высшего руководства, но в то же время можно говорить о некой теории стратегического управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.
Теоретические аспекты
системной организации стратеги
Помимо этого можно
отметить противоречивость в подходах
авторов, описывающих системы
Главная проблема любой компании состоит в обеспечении эффективности деятельности, конкурентоспособности, перспективности бизнеса. Она может быть успешно решена через разработку системы стратегического управления развитием рыночных возможностей компании. Иметь рыночные возможности означает располагать соответствующими условиями, средствами для реализации избранного поведения на рынке, укрепления на нем конкурентных позиций.
Анализ большого количества публикаций, учебников и учебных пособий по стратегическому менеджменту, теории систем, теории фирм позволяет автору сделать следующее определение понятия «система стратегического управления организацией». Система стратегического управления организацией представляет собой совокупность определенных взаимосвязанных элементов (целей, организационной структуры, функций и др.) и подсистем управления, взаимодействующих между собой для выработки и осуществления перспективных решений (стратегий), направленных на развитие рыночных возможностей компании и укрепление ее позиций.
Назначение системы
управления состоит в выработке
и осуществлении управляющих
воздействий на объект управления.
Воздействие выступает как
Назначение объекта управления состоит в реализации предписаний (планов, распоряжений и т.д.) системы управления. Степень реализации зависит от того, в какой мере, то есть насколько точно и своевременно, он их воспринимает и выполняет. Чем полнее и точнее восприятия, тем больше управляемость объекта. Инструментом, способствующим увеличению управляемости объекта, служит обратная связь.
Система стратегического управления организацией является одной из составляющих комплексной системы управления компанией, поэтому при ее организации и функционировании применимы основные законы управления: закон единства и целостности системы управления, закон обеспечения необходимого числа степеней свободы, закон необходимого разнообразия, закон соотносительности управляющей и управляемой систем. Законы управления отражают степень познания управленческих отношений, связей, процессов функционирования и эволюции и выступают как условие самоорганизации систем.
Целевая функция системы стратегического управления состоит в создании условий для возрастания стоимости компании на основе рыночного роста, достигаемого путем эффективного использования ее конкурентных преимуществ.
Главным в содержании деятельности системы стратегического управления является поиск и выбор такой модели функционирования объекта управления, которая обеспечивала бы необходимый уровень конкурентоспособности предприятия в рамках избранной стратегической позиции. Необходимым условием при этом выступает достижение состояния динамического равновесия между внешней и внутренней составляющими рыночных возможностей компании. В случае нарушения соответствия ожидаемый результат не будет достигаться и, следовательно, компания будет нести потери как материальные, так и в виде снижения доверия к производителю товара, торговой марке и т.д.5
Следует отметить, что система стратегического управления имеет многофункциональный характер и ее задача состоит в принятии комплексных решений по созданию конкурентных преимуществ. Интегрирующая роль стратегического управления состоит в том, что деятельность по управлению персоналом, разработке инноваций, финансовому планированию и другим функциональным областям осуществляется не сама по себе, изолировано, а в рамках формируемой стратегии развития рыночных возможностей компании.
В ней можно выделить следующие аспекты6:
Функциональный аспект
дает содержательное понимание того,
какие виды работ по управлению следует
выполнять, какова их структура, то есть
как действует система
А. Общие функции стратегического управления (стратегическое планирование, стратегическая организация, стратегическая мотивация, стратегическая координация, стратегический контроль), отличающиеся направленностью действий, используемой информацией и другими особенностями.
Целью стратегического планирования является выработка стратегической ориентации предприятия, определение путей укрепления его позиций на рынке и способов развития потенциала (создания конкурентных преимуществ). Эта цель трансформируется затем в систему стратегических целей, способы достижения которых принимают форму стратегий.
Цель стратегической
организации в том, чтобы сформировать
структуру объекта
Стратегическая координация направлена на обеспечение непрерывности функционирования объекта и субъекта управления и сохранение их целостности.
Стратегическая мотивация направлена на побуждение фирм-партнеров и работников предприятия к деятельности в желательном направлении и с должной эффективностью. Мотивация внешних партнеров заключается в создании для них возможностей, которые позволят им иметь конкурентное преимущество в цене, дифференциации товара, создании временной монополии на рынке.
Мотивами для сотрудничества также могут быть: стремление снизить неопределенность и сложность внешней среды, достигаемое путем установления долгосрочного сотрудничества с определенным предприятием, получение выгод и льгот, благодаря сотрудничеству (получение льготных кредитов, совместное формирование условий на рынке и др.); получение ресурсов на более выгодных условиях; возможность использования производственных мощностей, опыта партнеров.
Мотивация персонала предприятия осуществляется в соответствии с рекомендациями психологов, экономистов, социологов и основана на известных теориях мотивации А. Маслоу и других специалистов.
Стратегический контроль
имеет целью проведение диагностики
и оценки хода реализации стратегий,
достигнутых результатов во внешней
и внутренней среде и разработку
и осуществление корректировочн
Б. Конкретные функции стратегического управления (маркетинг, управление исследованиями, управление производством, управление финансами, управление персоналом и др.).
Процессный аспект необходим для того, чтобы выбрать способ объединения функций и установить порядок их выполнения, спроектировать технологию управления.
Типовая последовательность этапов процесса стратегического управления: стратегический анализ, определение целей, планирование деятельности по достижению целей (формирование стратегических альтернатив, выбор стратегии), организация и осуществление деятельности (реализация стратегий), контроль и оценка достигнутых результатов.
Элементный аспект необходим для установления роли и значения каждого элемента в управлении, проектировании связей и отношений между ними и создания на этой основе комбинированной модели их взаимодействия. Объектами рассмотрения будут: техническая оснащенность системы управления, организационная структура, методы и стиль управления, организационная культура, информационное и правовое обеспечение и другие (рис. 2 с. 19).
Особенности объекта стратегического управления и свойства рыночной среды определяют тип системы управления. Существуют три типа систем стратегического управления:7
Рис. 2. Элементная структура системы стратегического управления
На многих отечественных
предприятиях еще предстоит создать
системы стратегического
Переход на стратегический образ мышления и практическая его материализация возможны в результате совместных усилий органов государственной, региональной и местной власти, определяющих общий коммерческий климат в стране и риски предпринимательской деятельности, а также руководителей предприятий, менеджеров и других участников единого производственного процесса, от которых зависит устойчивое экономическое развитие.
1.2. Исследование места и роли конкуренции
«Конкуренция» в переводе с латинского означает «сталкивание». Впервые теория конкуренции была обобщена А. Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.) и определена как соперничество, повышающее цены (при сокращении предложения) и уменьшающее цены (при избытке предложения). В последствии свои формулировки и трактовки конкуренции предложили Д. Рикардо, Д. Миаль, Дж. Кейнс, Дж. Робинсон, П. Хайне, Ф. Хайек, К. Макконнелл, М. Портер и другие9.
Информация о работе Совершенствования системы стратегического управления в ООО ПФ «Гелиос»