Совершенствования товарной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение теоретических основ товара, анализ особенностей и характеристик товара на примере конкретного предприятия, разработка мер по совершенствованию товарной политики предприятия.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучение теоретических аспектов товара как объекта предпринимательства в сфере коммерции;
проведение анализа товарного ассортимента и товарной политики;
предложение мер по совершенствованию товарной политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательская деятельность является эффективной, когда про.doc

— 554.00 Кб (Скачать файл)

Торговый ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной  торговой сети. Он включает ассортимент  товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).

Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.

В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворяла бы потоварную структуру спроса населения.

Формирование товарного  ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях — сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазинах, относятся покупательский спрос и производство товаров.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения (в первую очередь — наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина [2].

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и  роста основных экономических показателей  деятельности товарного предприятия  в значительной степени зависит  от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора  для реализации в магазине различных  групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным  признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

В процессе подбора для  магазина необходимого ассортимента товаров  следует руководствоваться рядом  общих принципов:

  • обеспечение соответствия ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.
  • рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».
  • обеспечение достаточной широты и глубины ассортимента. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
  • обеспечение устойчивости ассортимента товаров. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
  • одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы [10].

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

  1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
  2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
  3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
  4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемому контингенту покупателей.

Перечень основных групп  и подгрупп товаров, реализуемых  в магазине, зависит от формы его  товарной специализации и специфики  обслуживаемого контингента покупателей.

Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов  для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик  этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

 

Выводы

 

Рассмотрев теоретические аспекты товара как объекта предпринимательской деятельности можно сделать следующие выводы:

  1. Рыночные отношения внесли серьезные изменения как в понятие о самом товаре в целом, так и о его месте на потребительском рынке.
  2. Товар – это продукция, удовлетворяющая какой-нибудь спрос, имеющая свою цену и предназначенная для продажи на рынке.
  3. В условиях постоянно меняющихся запросов покупателей, технологий и конкурентного окружения выживание компании напрямую зависит от того, насколько успешно она разрабатывает и внедряет на рынок новые товары. Необходимо применять к нему правильные стратегии по мере того, как он проходит стадии своего жизненного цикла: рождение, рост, зрелость и постепенное вытеснение с рынка товарами, лучше удовлетворяющими потребительские нужды.
  4. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – это время существования товара на рынке. На ЖЦТ могут оказывать влияние внешние факторы среды (макросреда), микросреда, маркетинговая активность предприятия.
  5. Важным направлением деятельности предпринимателя  в сфере коммерции является изучение спроса – это построение и проверка гипотез о поведении групп покупателей, исследование зоны деятельности магазина.
  6. Состояние рынка товаров определяется его конъюнктурой. Постоянное изучение и прогнозирование конъюнктуры – необходимое условие для успешной торговли. Знание конъюнктуры позволяет рационально маневрировать и использовать ресурсы, продавать товар по выгодным ценам, в соответствии с ожидаемой обстановкой на рынке расширять или сокращать производство товаров.
  7. Руководителям торговых предприятий стоит уделить особое внимание вопросам, касающимся разработки стратегии, размещения магазинов, выбора товарного ассортимента и предоставляемых услуг, а также ценообразования, продвижения и предоставления товаров в магазине.
  8. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.
  9. Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильной товарной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ особенностей и характеристик товара как объекта предпринимательства  в сфере коммерции (на примере  магазин мебели «Макс» ИП Волков М. В.)

 

2.1. Характеристика объекта исследования

 

Объектом данного исследования является магазин мягкой и корпусной  мебели «Макс» ИП Волков М. В. (в дальнейшем просто магазин «Макс»), который  образовался  в январе  2007 года, и располагается по адресу: Ивановская область, г. Иваново, ул. Кузнецова 11/38.

 Магазин «Макс»  является юридическим лицом и  строит свою деятельность на  основании свидетельства о регистрации  и действующего законодательства  Российской Федерации. 

Магазин  занимается продажей мягкой и корпусной мебели, и предметов интерьера. Покупателям предоставляется большой ассортимент товара и широкий спектр услуг по доставке, установке и сборке мебели, а также разъяснению функциональных возможностей, особенностей и  гарантийному обслуживанию.

Магазин имеет в собственности  обособленное имущество, а также взятое в договорную аренду и  учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Магазин «Макс» вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Основной целью деятельности магазина является получение прибыли. Для получения прибыли и для обеспечения собственных нужд они вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.

Основными видами деятельности магазина являются:

  • реализация мебели различных  фирм-производителей (мебель из Костромы, Нижнего Новгорода, Вичуги и др.);
  • реализация предметов интерьера (картины, гобелены);
  • доставка мебели на дом и в офисы клиентов;
  • занос мебели на этажи;
  • сборка мебели на дому и в офисах клиентов;
  • гарантийное обслуживание мебели в течение срока эксплуатации.

Возглавляет работу, а  также осуществляет общее руководство  директор магазина  —   Волков Максим Владимирович.  В его подчинении находится несколько продавцов, бухгалтер и технический  персонал. Продавцы выполняют роль консультантов, кассиров, грузчиков и осуществляют другие  задачи по  продаже  и обслуживанию мебели. За выполненную работу они отчитываются и  ежедневно предоставляют отчет, в котором содержатся данные об объеме реализации, сведения о посещаемости магазина, о спросе на тот или иной товар, расходов на аренду магазина, охрану и т.д.

В обязанности  продавцов-консультантов  входит:

  • следить за внешним видом магазина. Необходимо чтобы покупатели чувствовали себя комфортно, непринужденно. Хорошее эстетическое восприятие магазина способствует благожелательному и доверчивому расположению клиентов ко всей организации;
  • заниматься расс<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size

Информация о работе Совершенствования товарной политики предприятия