Современная Российская модель муниципального менеджера с разработками системных критериев, показателями, теста оценки его качества и рез

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Специфика решаемых задач предполагает преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда. Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров выступают, прежде всего, средства работы с информацией.

Содержание

1. Деятельность современного менеджера
2. Качества менеджера
А.Личные качества
Б.Профессиональные качества
В.Организаторские и деловые качества
3. Управленческий стиль менеджера
4. Факторы, определяющие особенности Российского менеджмента
5. Оценка деловых и личностных качеств менеджеров методом
тестирования.
6. Разработка общей модели современного менеджера.

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе.docx

— 47.02 Кб (Скачать файл)

   И наконец, в  заключение необходимо остановиться  на тех моментах, которые  определяют  эффективность  работы менеджера. Положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач  вместо  непосредственного  руководства.

    Отрицательно  влияет на результативность работы  менеджера отсутствие коллегиальности  при обсуждении и решении важнейших  вопросов, присвоение себе результатов  работы коллектива, администрирование  вместо убеждения, пристрастное  отношение  к  сотрудникам.

 

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ   СТИЛЬ   РУКОВОДИТЕЛЯ

    Особенности администраторских  и лидерских качеств руководителя определяет и его управленческий стиль. Здесь существует определенная классификация.

    1.Авторитарный. Наилучший с точки зрения  администратора, который в любом деле,  прежде  всего,  ценит единоначалие.

    2.Авральный. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведет к конфликтам, недовольству  в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.

    3.Деловой. Противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это, не содержит неожиданных  сюрпризов  и  поддается  прогнозу.

    4.Демократический. К нему склонны лидеры-организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения — одна из возможных». Именно  такой стиль способен давать наилучшие результаты, но до известных  границ, за  которыми  дело  подменяется  его  обсуждением.

    5.Либеральный. Годится для сплоченного коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности  и уверенности, что «работа не  волк».

    6.Компромиссный. В его   основе  — способность   руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится.

    Взаимоотношения  подчиненных с руководителем,  психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого  руководителем.

    Выделяют  также   следующие  стили  управления.

    Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков  больше, чем  достоинств:

    1)высокая  вероятность   ошибочных  решений;

    2)подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность  сотрудников;

    3)неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;

    4)благоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую  нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые  военные  действия  и  т. п.).

    Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения   принимаются на  основе   обсуждения  проблемы, учета мнений  и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем и самими сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное  внимание  к  личности  сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.  Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.

    Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций  не  стремятся  достичь), а с другой стороны, «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются; нет контроля за их реализацией, все  пущено  на  «самотек», вследствие  чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем. Психологический  климат  в  коллективе  неблагоприятный, нет  никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы  работы  складываются  из  отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие  подгруппы.

    Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный  и  т. п.), что  обусловливает  крайне  низкие результаты работы  и  максимальное  количество  конфликтов  и  проблем.

 

 

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

 

1. Менеджмент как тип управления  в условиях либеральной экономики  может и должен использоваться  в условиях реформ и дальнейшего  экономического развития России.

2. Не следует в чистом виде  переносить в российскую действительность  модель западного менеджмента.  Практика развития многих стран  свидетельствует о необходимости  учета конкретной специфики, поиска  варианта сочетания общего и  особенного. Только это может  дать действительный эффект.

3. В российской истории и действительности  существует множество факторов  как благоприятствующих использованию  опыта менеджмента, так затрудняющих  его понимание и практическое  осуществление. 

4. Российский менеджмент – это  творческая интерпретация мирового  опыта управления в условиях  либеральной экономики. 

5. Российский менеджмент должен  быть вкладом в развитие идей  менеджмента и обогащения опыта  управления современными процессами  развития экономики. 

Факторы, определяющие особенности российского менеджмента

Все факторы, характеризующие особенность  российского менеджмента надо рассматривать  в систематизированном виде, надо сбалансировано оценить, что затрудняет, а что благоприятствует менеджменту  в России.

1. Регионально-политический аспект  развития экономики России создает  трудности менеджмента. Экономические  связи оказываются в сильной  зависимости от политических  процессов, затрудняют коммуникации, создают атмосферу опасения при  инвестировании, иногда наблюдается  явное преувеличение национально-региональных  целей и особенностей экономики,  центробежные тенденции. Процессы  развития рыночных механизмов  происходят неравномерно по разным  регионам.

Но при этом существует в России развитая склонность к благотворительности  и спонсорству. В сложных ситуациях  переходного периода она играет определенную роль в решении проблем  реконструкции управления.

2. В менеджменте важную роль  играет профессионализация управления, которая определяется в первую  очередь подготовкой кадров менеджеров, экономистов, финансистов. В России  система подготовка профессиональных  кадров менеджеров при бурном  ее развитии все-таки находится  еще в стадии становления и  поиска содержания этой специальности,  а также методов их подготовки.

Однако в системе образования  России есть хорошая традиция, которая  может ускорять процессы подготовки менеджеров и работать на высокое  качество их образования. Это сложившаяся  десятилетиями традиция ориентации на фундаментальную подготовку, научность  профессионального образования  в отличие от сугубо прагматической подготовки, которая существует во многих западных странах .

3. В каждой стране складываются  собственные традиции в организационной  культуре. Это проявляется в отношении  к тем или видам организации. Наиболее заметны в мире особенности организационной культуры в Германии, Японии. Россия также имеет собственную организационную культуру, которая складывалась исторически и которая накладывает отпечаток на современное управление.

Нередко в российском менеджменте  сталкиваются западная и российская организационные культуры.

Но есть и такое качество российской культуры, которое способствует менеджменту. Это высокий научно-интеллектуальный потенциал, который признан во всем мире, и который может сыграть  положительную роль в понимании  менеджмента и эффективном его  использовании. Ведь чем глубже способен человек понять, что ему необходимо делать, тем лучше он сделает работу.

4. Современное состояние экономики  России характеризуется деформированной  структурой. В нашем народном  хозяйстве много высококонцентрированных  производств, хозяйственных комплексов, предприятий ВПК. Но до настоящего  времени оказываются неразвитыми  предприятия малого и среднего  бизнеса. Многое в менеджменте  зависит от структуры экономики. 

Однако мы имеем и хороший  опыт государственного регулирования  экономики. Если его использовать в  соответствии с новыми задачами реформирования экономики и управления, это может  иметь необходимый эффект, способствовать формированию нового управления. Опыт надо уметь использовать, понимая  позитивные и негативные его стороны. Это для нас сейчас актуально.

5. Существуют еще в России  и прежние традиции технократического  подхода к управлению, который  характеризуется смещением центра  внимания руководителя на проблемы  техники и технологии производства  в ущерб решению конкретных  проблем экономической и социально-психологической  мотивации. Это управление, не  сбалансированное по экономическим  факторам развития, способствующее  усилению административного подхода  к решению проблем. Руководитель  – командир производства и  у него все должны работать  как часы.

В то же время наш опыт освоения высокий технологий, управления этими  процессами не может не пригодится в построении нового управления. Развитие высоких технологий зависит от управления и, если мы смогли освоить эти технологии, значит есть в нашем опыте управления те черты, которые необходимы в управлении научно-техническим прогрессом.

6. В экономическом развитии наша  страна стремительно движется  к рыночной экономике, но так  или иначе мы переживаем еще  переходный период, когда существуют и действуют и прежние и новые методы управления. Это также создает определенные трудности для менеджмента.

Но дух предприимчивости не исчез  за многие годы командно-административного  управления. Он вспыхнул с новой  силой в процессах экономических  реформ и играет очень важную роль в утверждении менеджмента как  типа управления. Ведь не может быть менеджмента без предприимчивости и предпринимательства.

7. Российский менталитет также  характеризует определенные особенности  в решении проблем, их выборе, подходах, реакции на те или  иные ситуации. Он отличается  от западного и влияет на  использование моделей западного  менеджмента, создает при этом  определенные трудности. Но есть  в нашем менталитете и такие  качества, которые хорошо согласуются  с идеями менеджмента и отвечают  условиям этого типа управления. Мы имеем в виду потребность  в целеустремленности, понимании  миссии. Многое в истории России  способствовало закреплению этого  свойства в российском менталитете.  Сегодня оно должно сыграть  свою роль в экономической  реформе и совершенствовании  управления.

Особенностью для российского  менеджмента являются и масштабы внешней среды каждой из российских организаций. Велика Россия и ощущение этого является элементом нашей  культуры и сознания.

Специфически влияет на нас и  внешняя среда мировых связей. Находясь между Европой, и Азией  мы постоянно выбираем модели управления и пытаемся соединить их в российском менеджменте.

 

 

ОЦЕНКА ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРОВ МЕТОДОМ ТЕСТИРОВАНИЯ

 Прежде всего, в тест должны входить вопросы о том какой вы менеджер. В этот тест должны входить вопросы о личных ,организаторских и деловых качеств менеджера, вопросы о стиле управления менеджера. Второй тест должен показать о том, как менеджер решителен в своей работе. Третий тест должен показать, как вы будете работать в коллективы насколько вы ”шершавы”.

 
ТЕСТ 1. КАКОЙ ВЫ МЕНЕДЖЕР 
1. Охотно ли Вы беретесь за управленческие задачи, не имеющие типовых 
схем решения? D 
2. Трудно ли было Вам отказаться от тех приемов управления, которыми Вы 
пользовались, работая на более низкой должности? N 
3. Долго ли Вы оказывали предпочтение ранее возглавляемому Вами 
подразделению, уйдя на повышение? N 
4. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы выработать универсальный стиль 
управления, подходящий для большинства ситуаций? N 
5. Умеете ли Вы (в основном безошибочно) дать целостную оценку своим 
подчиненным (руководителям более низкого уровня), квалифицировав их 
как сильных, средних или слабых руководителей? D 
6. Легко ли Вам выйти за рамки личных симпатий или антипатий, решая 
кадровые вопросы? N 
7. Считаете ли Вы, что универсального стиля управления нет или нужно 
уметь сочетать различные стили в зависимости от специфики 
управленческих ситуаций? D 
8. Считаете ли Вы, что Вам легче избежать конфликта с вышестоящим 
руководством, чем с подчиненными? D 
9. Хочется ли Вам сломать стереотипы управления, сложившиеся в 
возглавляемом Вами подразделении? N 
10. Часто ли оказывается верным Ваше первое интуитивное представление о 
качествах человека как руководителя? 
11. Часто ли Вам приходится объяснять неудачи в управлении объективными 
неблагоприятными факторами (нехваткой жилья, перебоями в материально- 
техническом снабжении и т. д.)? N 
12. Часто ли Вы ощущаете, что для эффективной работы Вам не хватает 
времени? D 
13. Считаете ли Вы, что если бы Вы имели возможность чаще бывать на 
объектах, то эффективность Вашего руководства значительно повысилась 
бы? N 
14. Предоставляете ли Вы подчиненному Вам сильному руководителю 
значительно больше полномочий и самостоятельности в решении вопросов, 
чем слабым, хотя те и другие имеют тот же должностной статус? D 

Информация о работе Современная Российская модель муниципального менеджера с разработками системных критериев, показателями, теста оценки его качества и рез