Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 07:07, курсовая работа
С помощью системного анализа можно определить необходимость создания организации, установит, к какому уровню сложности она относит-ся, определить наиболее эффективные методы научной организации труда.
Системный анализ может также представлять собой методологию построения организаций, поскольку они могут рассматриваться как реализующие методологию решения проблем.
Введение………………………………………………………………………………….. 3
1Системный анализ - основной метод исследования систем управления…………………………………….………………………………………….5
1.1 Методология системного анализа…………………………………………………5
1.2 Нормы системного анализа……………. ………………………………………….7
2 Современная методология исследования систем управления……………...………14
2.1 Познавательные модели реальности…………..………………………………….14
2.2 Подходы к исследованию систем управления……………………………………17
Заключение.........................................................................................................................23
Глоссарий………………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…………………………………………………...27
Cодержание
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1Системный анализ - основной метод исследования систем управления…………………………………….……………
1.1 Методология системного анализа…………………………………………………5
1.2 Нормы системного анализа……………. ………………………………………….7
2 Современная методология исследования систем управления……………...………14
2.1 Познавательные модели реальности…………..………………………………….
2.2 Подходы к исследованию систем управления……………………………………17
Заключение....................
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время необходимость проведения исследования систем управления признается всеми. Базовым методом исследования систем управления является системный анализ, который можно считать главным универсальным методом анализа деятельности сложных технических, экономических, социальных и других систем.
Исследование систем управления организациями направлено на совершенствование эффективности принимаемых управленческих решений. Система управления играет определяющую роль в деятельности организации, от неё зависят конечные показатели (выручка, прибыль и другие). Система управления в условиях рыночной экономики во многом определяет конкурентоспособность фирмы. Поэтому исследование систем управления представляет важную и актуальную задачу для любой организационной системы. Основным методом в исследовании и проектировании систем управления выступает системный анализ.
Создание сложных систем и управление ими потребовало организации междисциплинарных исследований, привлечения специалистов разных научных профилей: экономистов, психологов, социологов, математиков и т.д. В результате необходимости изучения сложных систем - технических, экономических, биологических, социальных и других - возникла дисциплина системный анализ. Истоки системного анализа находятся в тех дисциплинах, которые занимаются проблемами принятия решений – теории исследования операций и методов теории управления.
Исследование систем управления организациями направлено на совершенствование эффективности принимаемых управленческих решений. Система управления играет определяющую роль в деятельности организации, от неё зависят конечные показатели (прибыль, выручка и другие). Система управления во многом определяет конкурентоспособность фирмы в условиях рыночной экономики. Поэтому исследование систем управления представляет важную и актуальную задачу для любой организационной системы.
С помощью системного анализа можно определить необходимость создания организации, установит, к какому уровню сложности она относится, определить наиболее эффективные методы научной организации труда.
Системный анализ может также представлять собой методологию построения организаций, поскольку они могут рассматриваться как реализующие методологию решения проблем.
Основная часть
1 Системный анализ – основной метод исследования систем управления
1.1 Методология системного анализа
Развитие кибернетики привело к оформлению новой познавательной модели реального мира – системной модели. Первые основательные исследования с применением системного подхода были осуществлены в биологии, хотя можно привести примеры системного мышления из очень далеких времен. В 30-е годы ХХ века при создании службы телевизионного вещания использовался системный подход. Во время и после второй мировой войны многие группы исследователей внесли свой вклад в методологию системных исследований. В США организация «РЭНД Корпорайшен», которая была создана в 1946 году, оформила и выдвинула концепцию системных исследований под названием «системный анализ». Постепенно развиваясь, эта концепция оформилась как научная дисциплина и нашла широкое применение сначала в сфере разработки и применения сложных видов вооружения, а затем, примерно с середины 60-х годов, и в гражданских отраслях экономики.
Дисциплина системный анализ сформировалась в конце XIX и начале XX века, когда появились первые работы по теории регулирования, когда в экономике возникло понятие оптимального решения, целевой функции (функции полезности), был сформулирован принцип компромисса Парето. В конце шестидесятых годов XX века из системного анализа выделились научные направления, которые рассматривали проблемы управления социально-экономическими системами.
Системный анализ – это совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом представив его в качестве системы, подготовить и обосновать управленческие решения.
Системный анализ тесно связан с теорией систем, которая представляет собой многоуровневую понятийную схему и разнообразные средства анализа систем. На верхнем уровне этой схемы расположены абстрактные модели систем, где вводятся понятия «элемент», «связь», «структура», «целостность». Более частные модели систем формируются вокруг понятия «процесс», где вводятся понятия «вход», «выход», «процессор», «внешняя среда». Модели целенаправленных систем (с участие человека) являются еще большей конкретизацией теории систем. В этих моделях вводятся понятия «проблема», «цель», «альтернатива», «критерий», «решение», «функция», «метод», а также определяются необходимые для решения проблемы функции. Собственно, применение моделей целенаправленных систем для решения технических, организационных, экономических и других проблем породило методологию решения проблем, которая называется системным анализом. В рамках этой методологии процесс решения проблемы определяется как система. Проблема в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. Тем самым системный анализ позволяет представить процесс решения проблем как процесс проектирования, изготовления и использования систем. Ранние формы применения системного анализа (до 1960 года) для исследования управления организацией были эпизодическими, выполнялись, как правило, приглашенными специалистами, а не сотрудниками организации. Затем, когда был накоплен опыт исследования проблем управления и появились специалисты в самих организациях, системный анализ стал применяться систематически, и получил широкое распространение. Значительный вклад в развитие и распространение системного анализа при исследовании систем управления внесли такие ученые, как Дж. Форрестер, А.Холл, С.Оптнер, М.Месарович, С.Янг (США), С.Бир (Великобритания), И.Хойслер (Германия), А.И. Берг, В.М. Глушков, П.Г. Кузнецов, С.П. Никаноров, Г.Н. Пивоваров и другие (Россия).
Наряду с системным анализом, более широкое понятие приобрела новая научная методология - системный подход, который оказывается наиболее важным и продуктивным для исследования социально-экономических явлений. Системный подход – это подход к исследованию объекта как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, а цели каждого элемента определены исходя из цели всей системы.. Системный подход позволяет руководителю сосредоточить внимание на наиболее существенных сторонах проблемы и ослабить внимание к тем областям, которые могут быть исследованы методами системного анализа.
1.2 Нормы системного анализа
Чтобы понять содержание методологии системного анализа, необходимо осознать спектр его центральных норм и характер исследуемых проблем.
1 Лицо, принимающее решение.
Для решения любой проблемы как на производстве, так и в повседневной жизни важно выделять такого человека, кто стоит перед проблемой, того человека, кому предстоит принимать решение. Выявление лица, принимающего решение, и взаимодействие с ним при исследовании систем управления является принципиально значимой нормой системного анализа, которая в силу ряда причин выпадает из поля внимания в отечественной практике.
Смысл термина «лицо, принимающее решение» состоит в том, что это некий реально существующий человек или группа людей, которых не устраивает существующее состояние дел или перспектива их будущего состояния и которые имеют потребность, а также полномочия действовать таким образом, чтобы изменить ситуацию.
Например, заместителя директора предприятия, который отвечает за сбыт продукции, не устраивает появившаяся тенденция к снижению объема продаж. Потенциально он является лицом, принимающим решение в научном смысле, он является носителем потребности в увеличении объема продаж. Если он действует как принимающий решение, то он должен обладать желанием и полномочиями, достаточными для того, чтобы изменит структуру расходов на организацию продаж, предпринять организационные действия, направленные на повышение объема продаж.
Как справедливо отмечается в курсах маркетинга, установление потребности требует сложного социального взаимодействия, ибо анализ и выявление потребностей – это социальная проблема.
Самое трудное и самое главное – это «снять информацию» от всех заинтересованных в удовлетворении потребности субъектов деятельности. Дело в том, что разные социальные позиции ведут к разному видению ситуации и разному видению проблем, диктуют разные потребности. Важно их зафиксировать и соотнести с целью установления социально значимой проблемы, актуальной и экономически и экономически оплачиваемой потребности, то есть имеющей спрос.
Практически необходимо выявить главных действующих лиц, субъектов деятельности производства, которые реально могут влиять на ситуацию, на производственный процесс, на хозяйственную деятельность фирмы. Как правило, это первые лица фирм-заказчиков, руководителя органов власти, финансовых организаций, высший менеджмент предприятия. Именно поэтому основное правило системного анализа гласит: «Необходимо прямое взаимодействие с первым лицом фирмы, чтобы понять его потребности и интересы!»
Обычно имеется заказчик на проведение исследования системы управления. В качестве заказчика могут выступать руководитель организации, высший менеджмент корпорации, в которую входит организация, а также иные физические или юридические лица, например, учредители новой фирмы, инвесторы.
Желание и потребность лица, принимающего решение, направленное на достижение некоторого состояния дел в будущем, обычно формулируется как цель. Цель является основанием для выявления проблем при ее достижении. Нередки также ситуации, когда выявляется сначала проблема, а затем формулируется цель деятельности.
2. Цель является тем центральным моментом, центральной нормой организации, ориентируясь на которую принимаются решения всей пирамидой власти. Цель придает целостность деятельности всей организации, она позволяет согласовать, синхронизировать действия подразделений, персонала. В силу сказанного, цель является одной из центральных норм системного анализа. Освоению понятия «цели» способствует иллюстрация его представления на философском, методологическом, методическом и житейском уровнях рассмотрения.
На философском уровне понятие «цель» характеризует способность человека предвосхищать в мышлении результаты своей деятельности или поведения.
На методологическом уровне «цель» - это осознанная человеком потребность.
В житейском обиходе подчас в качестве цели используются мало определенные объекты или состояния жизнедеятельности, например, «Наша цель – рыночная экономика», что не может рассматриваться как цель по определению.
Цели различают по степени определенности желаемых результатов на количественные и на качественные.
Качественные цели – это цели, в формулировке которых отсутствуют количественные показатели желаемого состояния. По определению – это не цели бизнеса, не цели менеджмента, но в практике такие виды целей встречаются, поэтому для полноты представления о спектре возможных целей мы их называем.
Количественные цели обладают наибольшей степенью определенности, поэтому их труднее достичь, труднее спланировать процесс их достижения. Именно это обстоятельство порождает стремление и персонала, и руководителя формулировать качественные, слабо определенные цели. О достижении таких целей выполняемых проектов в разных отраслях промышленности показывает, что по статистике количественные цели выполняются на 30-40%, в то время как качественные – на 90-95%.
3. Окружение, внешняя среда системы.
Третьей центральной нормой системного анализа является представление о взаимодействии системы с ее окружением. Система – это множество процессов, объектов реальности вместе со связями между ними, которые признаны значимыми для достижения цели. Процессы и объекты, входящие в систему, могут иметь разную природу: атомы веществ, пружины и провода, математические переменные и уравнения, производственные коллективы и экономика.
Информация о работе Современная методология системного исследования