Современная методология системного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 07:07, курсовая работа

Краткое описание

С помощью системного анализа можно определить необходимость создания организации, установит, к какому уровню сложности она относит-ся, определить наиболее эффективные методы научной организации труда.
Системный анализ может также представлять собой методологию построения организаций, поскольку они могут рассматриваться как реализующие методологию решения проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….. 3
1Системный анализ - основной метод исследования систем управления…………………………………….………………………………………….5
1.1 Методология системного анализа…………………………………………………5
1.2 Нормы системного анализа……………. ………………………………………….7
2 Современная методология исследования систем управления……………...………14
2.1 Познавательные модели реальности…………..………………………………….14
2.2 Подходы к исследованию систем управления……………………………………17
Заключение.........................................................................................................................23
Глоссарий………………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 289.65 Кб (Скачать файл)

          Связи объединяют процессы и объекты в систему, в единое целое.

          Окружение системы составляют множество процессов и объектов вне системы, взаимодействующих с системой следующим образом: изменение их свойств влияет на систему и поведение системы может изменять их свойства. Система вместе с окружением образует пространство интереса системного аналитика и руководителя, изучающего систему управления фирмой. Разделение этого пространства на два множества – систему и окружение – может выполняться многими способами. Какую из возможных конфигураций принять за систему, зависит от проектировщика, исследователя системы. Система и ее окружение тесно взаимосвязаны между собой. Это хорошо видно в сфере изучения биологических систем, так как жизнь предполагает обмен энергией между организмом и средой.

         Итак, одним из важнейших аспектов системного анализа является оптимальное проведение двух границ: границы, содержащей мир нашего интереса, и граница между системой и окружением.

          4. Принятие решений на рациональной основе, то есть осознанное, построенное на расчете достижение цели. 

          Рационализация в повседневной жизни, в производственной деятельности начинается каждый раз как попытка осознанно, на основе расчета преодолеть какое-то жизненное препятствие, проблему.

Рационализм происходит от латинского слова ratio, что означает разум, то есть формирование более целесообразного поведения, целесообразной организации чего-либо. Например, рационализм системы управления производством предполагает организацию процессов принятия решений в соответствии с заранее разработанными алгоритмами, правилами, нормами. Рационализм как философское направление признает разум основой действий и поведения людей.

Как противопоставление рационализму используется другое представление об организации мыслительной деятельности человека: иррационализм. Иррационализм предполагает освоение реальности через интуицию, инстинкт, озарение.

Типы мыслительной деятельности имеют особые сферы эффективного применения при принятии решений: либо упреждающие решения на основе рационального научного подхода; либо на основе интуиции и опыта, сильных впечатлений после диалогов и обсуждений проблем.

Рационализм означает:

1) осознание ситуации и действий в ситуации, а также самоопределение в сложившейся ситуации;

2) логически последовательное моделирование пространства деятельности;

3) действия по организации процессов, то есть упорядочение действий по какому-либо признаку, как правило, по признаку достижения цели;

4) обоснование и вербализацию содержания деятельности для того, чтобы вовлечь других участников ситуации в прочесе достижения цели.

Норма «принятие решений на рациональной основе» требует выполнения ряда условий: наличие альтернатив, количественного их измерения, наличие критериев выбора, определенной последовательности действий и документального представления их результатов.

Альтернатива – это возможность действия, исключающая другие варианты действий.

Наличие спектра альтернатив и сомнения по поводу того, какая из них лучшая, определяют сущность любой проблемы, сущность процесса принятия решений.

Рациональный способ действий основан на предложении – все можно познать и выполнить на основе расчета. При этом опираются на изложенные выше принципы рационализации. Принципы рационализации определяют, как человек в своей деятельности может преобразовать информацию об окружающей действительности в разумные, осознанные действия по достижению поставленных им целей. Человек создает рациональные и формальные правила действий, поведения, в которых обобщен предыдущий опыт деятельности. Это позволяет экономить время и энергию на принятие решений, учесть ошибки и опыт неудачных решений.

Кроме описания основных норм системного анализа исследование систем управления обобщенно можно представить в виде последовательно выполняемых этапов.

1-й этап. Определение целей и задач исследования систем управления. Для этого проводятся консультации с высшим менеджментом предприятия, и фиксируется одна из основных норм системного анализа: список лиц, принимающих решения по проблемам управления организацией, а также определяется заказчик изучения системы управления.

2-й этап. Формулирование описания системы управления как подсистемы предприятия, фирмы: выявление цели предприятия и его системы управления; задачи, которые решает система управления, связи системы управления с другими подсистемами предприятия и с внешней средой; выявление элементов системы управления и взаимосвязи между ними.

3-й этап. Выявление, измерение, сбор данных о характеристиках системы управления и ее составляющих, которые влияют на результаты деятельности организации, а также характеристик условий, в которых работает система управления и организация в целом.

4-й этап. Разработка формализованного описания системы управления в виде принципиальной схемы или в виде блок-схемы, в которой отражаются существенные для целей данного исследования элементы системы управления, их взаимосвязи, а также необходимые характеристики.

5-й этап. Разрабатываются экономико-математические, имитационные или иные, соответствующие целям исследования, модели системы управления и ее вклады в результаты деятельности организации.

6-й этап. Изучение характеристик системы управления по модели, как правило, в диалоге с ЭВМ, а также в активном диалоге с заказчиком. Выявляются нерешенные проблемы управления, несовершенные блоки системы управления, подготавливаются рекомендации по улучшению характеристик системы управления, по ее реорганизации или замены на более совершенную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              2 Современная методология  исследования систем управления

 

2.1              Познавательные модели реальности

 

Чтобы различать особенности системного анализа среди других методов исследования систем управления, необходимо иметь представление о спектре познавательных моделей, которые используются в современной методологии научной деятельности. Поэтому рассмотрим современную методологию познания реальности и раскроем ее особенности через спектр применяемых познавательных моделей.

Современная методология познания реальности оперирует рядом познавательных моделей. Познавательная модель – это совокупность утверждений и приемов взаимодействия с окружающим миром, которые настолько наглядны и самоочевидны, что через них принято объяснять, ими моделировать остальные факты и понятия. Мир (природа и общество) воспринимаются через ту познавательную модель, которой владеет человек, специалист, профессиональная группа, общество. Познавательные модели дают возможность раскрыть особенности процесса познания как социального явления.

В современной методологии исследований различают ряд познавательных моделей, на основе которых люди воспринимают мир, то есть формируют сове мировоззрение (рис.1) (см. приложение А).

Этико-эстетическая познавательная модель (донаучная) представляла собой логически неформальное почитание природы как благого или как злобного начала. В ее рамках мир состоял как бы из двух составляющих (добра и зла), а весь мир (природа и общество) понимался как храм. Эта модель существовала  в обществе до рождения европейской науки. В рамках этой модели стоял вопрос не столько познания мира, сколько вопрос судьбы, кому повезет. Например, с позиции этой познавательной модели, случай не отличался от судьбы, и поэтому вопросы об исчислении случайного, а также о различии и изучении типов случайности не возникали.

Знаковая (семиотическая) познавательная модель рассматривает мир как текст, а познание как расшифровку этого текста. Ее модельный объект – алфавит. Это исторически первая научная модель, она была исходной для европейской науки. Это познавательная модель позволила вести в науку представления о законах природы и идею математизации научных знаний. Семиотическая модель преобладала в период Возрождения.

Механическая («ньютонова») познавательная модель сформировалась в XVI – XVII вв. В рамках этой модели мир (природа и общество) понимается как механизм. ЕЕ модельный объект – часы. В ее рамках утвердились принцип причинности и идея эволюции. До сих  пор мы говорим «понять механизм явления», хотя явление не механическое. Вспомним также распространенные термины как «экономические рычаги», «хозяйственный механизм».

Статистическая модель ориентирует человека на восприятие мира как совокупность балансов, средних и инвариантов. Ее модельный объект – весы. С нею вошли в науку такие понятия как закон сохранения, торговый баланс, баланс природы, однородное и изотропное пространств, равновесие властей, процент. Эта модель распространилась в научных исследованиях в XVIII - XIX вв., когда баланс стали трактовать как равнодействующую случайных действий.

Системная познавательная модель позволяет воспринимать мир как целостность, уподобляет мир организму. Ее модельный объект – организм. С нею вошли в науку идея оптимальности и идея самоорганизации.

Диатропическая познавательная модель ориентирует на восприятие мира как разнообразия, восприятие природы как сада или как ярмарки, то есть моделирует реальность сообществами, совокупностями. В этих сообществах ни один элемент не обязателен, но в то же время в сообществах существует некоторая трудно уловимая целостность. Идее оптимальности она противопоставляет идею множественности, плюрализма.

В конкретный исторический период обычно преобладает одна из познавательных моделей, иногда две. В настоящее время статистическая познавательная модель начинает уступать место системной познавательной модели.

Таким образом, методология системного исследования является частью современной методологии освоения человеком природы и общества. Её основанием является системный принцип описания и изучения реальности.

Системный принцип «видения» реальности применительно к хозяйственной сфере состоит в следующем: любая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными интересами, целями. Руководитель понимает, что достичь целей организации можно только в том случае, если рассматривать ее как целостное единство. Он стремится понять и оценить взаимодействие ее частей и объединить эти части на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно добиться общих целей. Из чего следует, что некоторые подразделения организации, возможно, не смогут наилучшим образом решать свои задачи так, как они их понимают. Потому что то, что хорошо для системы в целом, не всегда хорошо для каждого ее элемента.

Системный принцип сформировалась во второй половине ХХ века. Он лежит в основании системного подхода к исследованию объектов и процессов реальности, в том числе систем управления.

Системный подход — это  направление методо­логии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как  целостной  социально-эко­номической системы. Системный подход обычно понимают как более широкое понятие, чем системный анализ.

Системный подход в сфере деловой активности, в промышленности – это логически непротиворечивая совокупность методов и приемов, позволяющая структурировать неопределенные, слабо структурированные проблемы и свести их к обозримому и количественно оцениваемому виду. Это расширяет возможность руководителя в выборе эффективных направлений действий и повышает качество принимаемых решений. Системный подход позволяет ему сосредоточить внимание на наиболее существенных сторонах проблем и ослабить внимание к тем областям, которые могут быть исследованы методом системного анализа. Такое сочетание научных методов позволяет видеть ситуацию, в которой действует фирма, в необходимой перспективе, не вынуждая тратить энергию на несуществующие детали. Системный подход ориентирована на решение проблем части с учетом целого, то есть решение частной проблемы с учетом ее места в целом.

 

2.2              Подходы к исследованию систем управления

 

Исследования систем управления относятся к прикладным исследованиям и носят теоретически - эмпирический характер. Они предполагают изучение с использованием научных подходов явлений и процессов, протекающих в элементах и системе в целом. Рассмотрим каждый из этих подходов подробнее.

Системный подход обычно понимают как более широкое понятие, чем системный анализ. Особенность системного подхода заключается в том, что система управления  рассматривается как средство решения проблем организации. В этом подходе используется методология системного анализа.

При исследовании системы управления на основе данного подхода изучаются входы, процессы, выходы организации. При этом производится оценка решений по степени их влияния на выходы организации. Полагая, что совершенных систем управления нет, высшее руководство стремится улучшить систему управления. Для этого регулярно осуществляется контроль и диагностика системы, изучаются процессы, происходящие в системе управления. Затем ее сравнивают с предлагаемыми усовершенствованиями, с возможными вариантами построения новых систем управления. Таким образом, применение системного подхода позволяет организовывать процесс принятия решений в системе управления.

Информация о работе Современная методология системного исследования