Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:38, курсовая работа
Управление персоналом – относительно молодая научная дисциплина, которая зародилась в 20 веке и бурно развивалась на протяжении ста последних лет. Уместно заметить, что если в начале своего развития данная дисциплина зачастую оценивалась, как одна из рядовых составляющих мэнеджмента, (стоящих в одном ряду с логистикой, производством и продажами), то сейчас большинство экспертов оценивают её как один из самых важных или даже, как ключевой аспект управления предприятием. Этот подход вполне логичен ведь те же самые продажи, логистика и производство осуществляются людьми и функции контроля и управления этим процессом также возложены на сотрудников предприятия. Человеческий фактор присутствует в любом процессе, без исключений!
Введение
Глава 1. История возникновения и становления теории управления персоналом.
1.1. Период древнего мира, средневековье.
1.2 Становление управления персоналом как научной дисциплины и ее развитие в XX веке
Глава 2. Современные концепции и подходы к управлению персоналом: экономический, органический, гуманистический.
Глава 3. Гуманистический подход и теория «человеческого капитала», как главные принципы современного управления персоналом и их реализация на примере государственной корпорации «Роснефть»
Заключение
Библиографический список
Вслед за Тэйлором изучением данной дисциплины занялись многие специалисты и сформировалось несколько различных школ, которые задавали «тон» в развитии данной научной дисциплина на протяжении первых 50 годов XX века. Вот перечень основных из них, в котором указаны годы наиболее широкого распространения и изучения данных теорий:
Научное управление (1885-1920) - наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Ганта. Данные ученые полагали и доказывали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, к примеру, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Представители данной школы изобрели несколько различных приборов, которые позволяли фиксировать буквально каждое движение трудового процесса, чтобы затем провести анализ и оптимизировать его.
Стоит отметить, что научное управление вовсе не пренебрегало человеческим фактором и не сводилось к механистичности труда. Важным вкладом этой школы в науку было предложение систематически использовать стимулирование, с целью заинтересовать работников в увеличении производительности. Предусматривалась также возможность отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, становилось реалистичным и справедливо установленным. Именно благодаря данной концепции руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть использованы для достижения целей организации и оптимизации процессов труда.
Классическая, или административная школа в управлении (1920 -1950) - разработкой ее концепций занимались А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни и ряд других ученых. Данные специалисты имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой было выработать пути к эффективности применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, чтобы определить общие характеристики и закономерности организаций.
Целью этой школы было создание универсальных принципов управления,
следование которым, несомненно, приведет
организацию к успеху.
Эти принципы были связаны с
двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы
управления организацией. Определяя основные
функции бизнеса как финансы, производство
и маркетинг, представители классической
школы считали, что могут выработать некий
универсальный способ разделения организации
на подразделения, отделы или группы.
Представители классической школы уделяли если не огромное, то достаточно большое внимание взаимоотношениям руководства и персонала предприятия. Даже по сей день широко известны 14 принципов управления Анри Файоля9, раскрывающих данную тематику. Автор считал, что ключевыми аспектами взаимодействия с работниками являются: разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядительства (командования), единство руководства, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива и единение персонала. Эти постуалаты, впервые сформулированные Файолем, широко используются в современном менеджменте и управлении человеческими ресурсами и получили в них более широкую трактовку.
Школа человеческих отношений (1930-1950) – самыми яркими представителями которой, считаются Мери Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо, а впоследствии также Абрахам Маслоу. Даная научная школа уделяла наибольшее внимание исследованию психологии труда. Маслоу, к примеру, считал, что главным движущим фактором развития являются, в основном, не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные психологические потребности (одобрение, комфортная атмосфера в коллективе, доверительные отношения между руководителем и подчиненными и др.), которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения и консультаций на работе.
Логическим продолжением данной тематики стало появление школы поведенческих наук, сразу после второй мировой войны, когда бурное развитие психологических и социологических дисциплин позволило значительно улучшить методы исследования в данной сфере. Среди авторов данного направления можно назвать Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни.
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся, прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Сторонники нового подхода стремились в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, методами нематериального стимулирования.
Вклад различных «школ» в становление теории управления персоналом систематизирован в приведенной ниже таблице:
Школа научного управления |
1. Использование научного
анализа для определения 2. Отбор работников, лучше
всего подходящих для 3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач. 4. Систематическое и правильное
использование материального 5. Отделение процессов планирования и анализа труда от точки непосредственного выполнения работы. 6. Формирование механизмов нормирования труда и контроля и контроля за производительностью. Введение в практику управления механизмов непрерывного анализа функционирования персонала и текущей оптимизации данной сферы деятельности предприятия. |
Классическая школа управления |
1. Развитие принципов управления организацией
в целом и роли 2. Описание функций управления. Их анализ с прагматической точки зрения, основанный на непосредственном опыте. 3. Выработка систематизированного подход к управлению всей организацией. |
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук |
1. Применение приемов
управления межличностными 2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован, в соответствии с его потенциалом. |
В 50-60-е годы прошлого столетия в развитии дисциплины управления персоналом наступил новый этап. Количество теоретиков сильно выросло и на основе базовых концепций стало появляться множество новых, большинство из которых «синтезировали» уже имеющиеся знания и привносили некий новый взгляд в их осмысление.
Более того, вопросы управления персоналом все чаще обсуждались, как неотъемлемые элементы менеджмента и экономики – происходил синтез научных дисциплин, который привел в 1961-65 годах к появлению теории человеческого капитала. Она стала, и по сей день является одной, из основополагающих доктрин в современной теории управления персоналом и менеджменте любого уровня: социальном, корпоративном, государственном и т.д.
Суть данной теории состоит в том, что она сформулировала экономический подход к человеческому поведению, объединив такие разносторонние факторы как «интеллект, образование здоровье, знания, труд и качество жизни»10 в единую и стройную систему. В данной теории человеческий капитал определяется чаще как: «..интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития»11.
В общем и целом, теория человеческого капитала утверждает, что личность может добиваться максимально эффективных результатов своего развития и труда лишь в экономически благополучной для себя среде, когда она обеспечена жильем, имеет хорошую профессиональную подготовку, может рассчитывать на эффективное здравоохранение и систему социальной поддержки, и множество других благоприятных условий.
Данная теория оказала огромное влияние на современные концепции управления. Ведь одним из главных ее следствий является тот факт, что любые инвестиции в обучение, поддержку и увеличение уровня жизни работников фирмы способны принести увеличение эффективности их труда и, по меньшей мере, так же эффективны как вложения основные производственные средства: технику, объекты недвижимости, транспорт и т.д. Фактически на выводах из данной теории базируются все современные схемы мотивации, обучения и социальной поддержки на предприятиях и комплекс мероприятий по предотвращению текучести кадров – т.е. по удержанию работников путем создания для них комфортной среды.
Влияние данной теории на современный мир нельзя недооценивать. Ее автор и разработчик Гэри Бэккер был удостоен Нобелевской премии по экономике в 1992 году за исследования в данной области. Роль человеческого капитала и до публикации его трудов оценивалась как очень высокая, но именно его книги вызвали в 60-70 годах прошлого века резкое изменение схем современного менеджмента. Можно даже утверждать, что они стали его новым ориентиром, направив огромное количество финансовых средств различных мировых корпораций в сферу социального развития и обучения, а также на модернизацию существующих управления человеческими ресурсами.
«На формирование человеческого капитала действует множество различных факторов. Но главная роль в его формировании принадлежит менеджменту, если он обладает механизмами сознательного, последовательного и целенаправленного формирования человеческого капитала, если цель и миссия организации, ее культура способствуют этим процессам. Роль человеческого капитала в современном менеджменте исключительно важна» – отмечает Эдуард Коротков, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента в Государственном университете управления 12.
Аналогичная позиция сейчас доминирует в среде мастеров управленцев, как отечественных так и зарубежных. «Многие мировые лидеры современной экономики уже осознали важность и сбалансированность инвестиций в человеческий капитал, их пользу для собственного роста и процветания. Так всемирно известная компания «Дюпон», наряду со многим другими, провозгласила четыре ключевых стратегических направления развития: инвестиции в своих работников; широкое присутствие фирмы в деловых и производственных кругах стран, на территории которых размещены производственные мощности компании; масштабные научные исследования и опытно-конструкторские разработки в различных направлениях деятельности компании; приверженность высоким этическим стандартам, охране труда, безопасности, сбережению окружающей среды», - пишет в одной из своих публикаций журнал «Управление персоналом», который активно и часто обращается к данной тематике13.
На сегодняшний день структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций: образование, подготовка на производстве; здравоохранение; мотивация; поиск информации и миграция; фундаментальные научные разработки; экология и здоровый образ жизни; культура и досуг14. Большинством инвестиционных и организационных мероприятий данных направлений непосредственно занимаются специалисты по кадрам, которых в современном мире чаще именуют HR-менеджерами (от английского (англ. human resources management, HRM – управление человеческими ресурсами).
В свете всего сказанного, можно утверждать,
что данная научная теория оказала огромное
влияние на современную концепцию кадровой
работы. Наиболее ярким ее воплощение
в данной отрасли стало формирование так
называемого гуманистического подхода
к управлению персоналом, который будет
более подробно проанализирован в следующей
главе данной работы.
Глава 2. Современные концепции и подходы к управлению персоналом: экономический, органический, гуманистический.
В современной науке управления персоналом можно выделить множество различных подходов и моделей. Они очень сильно разнятся по методологии, однако имеют общую цель – экономический успех предприятия и максимально полную реализацию трудового потенциала работников. В целом современные модели управления персоналом можно разделить на технократические, экономические, современные15, каждая из которых отражает определенный этап в развитии научной дисциплины и внесла ряд собственных уникальных черт в ее нынешнее состояние. Главные их отличия приведены в нижеследующей таблице:
Кроме того, современные исследователи чаще всего выделяют следующие модели управления персоналом: