Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:42, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение методов управления на примере туристской фирмы «Холидэй Трэвел».
Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие и классификацию методов управления;
2) Провести анализ методов управления туристическим предприятием (на примере ЧУП «Холидэй Трэвел»);
3) Предложить пути совершенствования методов управления на примере данного туристическом предприятии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………....……………………………………..3
Глава 1.Понятие и классификация методов управления в туризме...................5
1.1. Общая характеристика методов управления………………………...…..... 5
1.2. Характеристика методов управления в туризме…………………………...7
Глава 2. Пути совершенствования методов управления (на примере туристического предприятия «Холидэй Трэвел»)………………………….….12
2.1. Общая характеристика туристического предприятия, анализ и оценка использования методов управления в ЧУП «Холидэй Трэвел»……………...12
2.2. Совершенствование методов управления на туристическом предприятии «Холидэй Трэвел»…………………………………………………………...…. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…………………..26
Самоуправление предусматривает не только выбор и самостоятельное принятие коллективом тех или иных решений, но и их обязательное выполнение его членами. Кроме того, каждый член коллектива несет личную ответственность за выполнение решений.
Самоуправление возможно в том случае, если трудовой коллектив включен в так называемую самоуправляющую систему туристической фирмы (рис.1.1.). [5]
Рис.1.1. Комплексная
система коллективного
Глава 2. Пути совершенствования методов управления (на примере туристического предприятия «Холидэй Трэвел»)
2.1. Общая характеристика туристического предприятия, анализ и оценка использования методов управления в ЧУП «Холидэй Трэвел»
Объектом исследования данной работы является туристическое предприятие ЧУП «Холидэй Трэвел». Офис данного предприятия находится по адресу: г. Минск, пр-т Партизанский, 81-1405.
Данная туристическая компания является многопрофильным оператором и работает как на внутреннем, так и на внешнем рынке, и занимается въездным, выездным и внутренним туризмом. Фирма разрабатывает и реализует турпродукты, которые включают в себя:
1) пляжный отдых;
2) бронирование отелей, гостиниц, санаториев;
3) активный отдых на горнолыжных курортах
и экстремальный туризм для профессионалов;
4) обширная экскурсионная программа;
5) деловые поездки и организация конференций,
симпозиумов, семинаров, выставок;
6) лечебно-оздоровительный отдых;
7) комбинированные туры, круизы по морям
и рекам;
8) организация индивидуальных туров;
9) прием и обслуживание в Беларуси индивидуальных
туристов и групп;
10) транспортное сопровождение;
11) услуги переводчика;
12) авиабилеты;
13) визовая поддержка;
14) медицинское страхование.
Приоритетными направлениями деятельности компании являются такие страны как Индия, Китай, Непал и Израиль. Компания «Холидей Трэвел» является партнёром глобальной туристической сети Worldhotel-ink (WHL) в Беларуси.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью.
В основу структуры
управления положена определенная система.
Известно три основные системы управления
производством:
*линейная
*функциональная
*смешанная
ЛИНЕЙНАЯ - представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ - система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять... В чистом виде эта система используется очень редко. [9]
На описываемом
мною предприятии встречается наибол
Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.
Руководитель ЧУП «Холидэй Трэвел» в качестве
основы для организации работы фирмы использует
организационно-
Так же, руководитель, делает замечание подчиненным, высказывается одобрительно в их адрес, распределяя премии, осознавая, что таким образом он оказывает воздействие на будущий результат.
В данном предприятии трудно не заметить дружеской атмосферы, сотрудники вместе справляют праздники и дни рождения, поэтому очевидно использование и социально-психологических методов управления.
Руководство при принятии решений полагается лишь на интуицию, опыт и знания о том, что произошло в сходных ситуациях ранее. Используются также неформальные методы: вербальная информация - информация, получаемая из теле - радиопередач, от поставщиков, потребителей, конкурентов, на выставках, в профессиональных организациях, от юристов, бухгалтеров, консультантов; письменная информация - газеты, журналы, справочники, информационные бюллетени, профессиональные журналы и годовые отчеты. Такая ситуация вполне типична для малых организаций.
С точки зрения
количества, важности, последствий
принимаемых решений менеджерам
В сфере туризма качество услуг, прежде всего, определяется квалификацией исполнителей и их умением работать с клиентами.
Персонал туристической компании «Холидей Трэвел» отвечает всем требованиям:
- имеет профессиональную подготовку и квалификацию, наличие специального образования;
- отлично ознакомлены
с законодательными и
- умеют дать
четкие, точные ответы на поставленные
посетителем вопросы, владеют
информацией, необходимой для
потребителя, и могут ее
- знают свои должностные обязанности.
При формировании туристического предприятия кадровая работа сводится к следующему:
- определение
качественной и количественной
потребности в персонале и
формирование штатного
- разработка правил внутреннего трудового распорядка;
- разработка
должностных инструкций
- подбор персонала;
Сущность подбора персонала заключается в том, чтобы оценить соответствие способностей и личных качеств кандидата его будущей работе, выявить заинтересованность (мотивированность) претендента в данной работе, дать возможность кандидату решить, подходит ли ему эта работа.
Отбор персонала при приеме на работу должен включать следующие этапы:
- выбор источника набора персонала;
- предварительный отбор;
- отборочное собеседование;
- принятие решения.
Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.
Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления. Задачи кадровой стратегии включают:
- поднятие престижа предприятия;
- исследование атмосферы внутри предприятия;
- анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы;
- обобщение и предупреждение причин увольнения с работы. [6]
Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.
Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу. [15]
Кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива. [19]
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
Основной чертой работников туристической сферы является постоянное общение с людьми со всеми его положительными и отрицательными аспектами. Поэтому персонал туристической фирмы обладает такими качествами, как терпение, общительность, доброжелательность, терпимость, выносливость.
Так же руководитель туристического предприятия внедряет повышение трудовой мотивации, что способствует развитию интеллектуального и профессионального потенциала на основе непрерывного образования и переподготовки. Поэтому в бюджете организации предусмотрены средства для реализации программ образования работников, используемые при этом современные методы обучения, например компьютерные программы и т.п.
На туристическом предприятии разрабатываются системы участия работников в управлении организацией. Они внедряются в целях повышения заинтересованности персонала в результатах своего труда. [5] Право участия в принятии решения реализуется в вопросах: организации труда, форм и уровня заработной платы, консультации по вопросам кадровых программ.
Так же в турфирме учитывается, что важной составляющей новой концепции является задача самореализации личности. Так, например, в японской системе персонального менеджмента, используемого в турфирме, выделяются три основных аспекта подготовки кадров:
1) управленческий
- приобретение работниками
2) личностный -
самоутверждение и
3) социальный -
социализация личности и
Таким образом, в турфирме «Холидэй Трэвел» имеет место применение оптимального сочетания всех вышеперечисленных методов управления, но так же есть и существенные пробелы в выборе и применении методов управления персоналом в современных условиях. Это, свою очередь, вызвано ограниченностью персонала турфирмы, отсутствием времени на выполнение функций планирования, знаний в области методов и моделей принятия решений и невозможностью или нежеланием нанять специалиста в области планирования и прогнозирования.
Фирма проявляет значительный интерес к туристской общественной жизни, участвует во всех важных туристских мероприятиях.
ЧУП «Холидэй Трэвел» является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
2.2. Совершенствование методов управления на туристическом предприятии «Холидэй-Трэвел»
Для совершенствования системы управления так же можно использовать такие методы управления как: систематизация процесса нахождения идей по развитию системы управления персоналом внедрение гибкого рабочего времени и гибкого рабочего места, разделение должностей, специальные программы стимулирования работников организации.
Использование такого метода, как систематизация процесса нахождения идей по развитию системы управления персоналом, в рассматриваемой турфирме, окажет существенное положительное влияние.
В этом методе каждый из шести членов экспертной группы излагает на бумаге по три идеи и передает их остальным членам группы, те в свою очередь на основе уже предложенных вариантов пишут еще по три и т.д. По окончании этой процедуры на каждом из 6 листов будет записано по 18 вариантов решений, т.е. всего 108. Процедура найма работника в системе управления персоналом должна обеспечивать уменьшение текучести кадров и снижение у работников уровня неудовлетворенности работой и разочарования. Начало этой процедуры - проведение интервью, где 80% времени следует отводить выяснению профессионального уровня кандидата, при этом требования и суть предстоящей работы должны быть четко сформулированы. Например, должностная инструкция менеджера по продажам туров содержит следующие должностные обязанности:
- консультирование клиента по вопросам оказания туристской услуги;
- прием заказа от туриста;
- бронирование тура;
- оформление
договора на оказание
Метод внедрение гибкого рабочего времени и гибкого рабочего места дает возможность для самореализации работника. Гибкое рабочее место в дополнение к скользящему графику, разделение обязанностей одной штатной единицы между двумя работниками позволит увеличить число рабочих мест, что должно привести к росту занятости населения, а также даст возможность работникам выполнять задания дома (это особенно актуально для руководящих работников и специалистов, которые вынуждены оставаться на рабочем месте допоздна) или на другом рабочем месте, если обязанности работника требуют постоянных разъездов.
Разделение должностей - это предоставление одной должности при полном рабочем дне двум работникам, каждый из которых занят, например, еженедельно по два с половиной рабочих дня. Они делят заработную плату и другие материальные ценности, которые положены работникам, занятым полный рабочий день. Этот метод позволяет удержать ценных работников в штате организации, а также создать дополнительные рабочие места. [8]
Информация о работе Современные методы управления туристическим предприятием