Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 15:41, реферат
В теоретической части целью является - изучение современных подходов в управлении: количественный, процессный, системный и ситуационный подходы; а также описание школ менеджмента, их представители и их вклад в теорию менеджмента.
Введение 3
Теоретическая часть. 4
Современные подходы в управлении. 4
1.1.1. Количественнный подход
1.1.2. Процессный подход 5
1.1.3. Системный подход 5
1.1.4. Ситуационный подход 6
Представители школ менеджмента и их вклад в его теорию. 8
Школа научного управления 8
Классическая школа управления 10
Неоклассическая школа управления 12
Математическая школа менеджмента 14
Практическая часть. 16
2.1. Характеристика организации 16
2.2. Использование в управлении магазина системного подхода 23
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Представители: А. Файоль, Л. Урвик, М. Вебер, А.А. Богданов, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А. Вознесенский.
А. Файоль (1841–1925) - основатель классической школы. В своем основном труде «Общее и промышленное управление» (1916 г.) он разработал подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Анализируя административную функцию, он выделил пять ее элементов: 1) предвидеть, т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; 2) организовывать, т.е. строить двойной – материальный и социальный – организм предприятия; 3) распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежащим образом работать; 4) координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия; 5) контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и распоряжениям.
Л. Урвик (1891–1983) сформулировал основные элементы административной деятельности: планирование, организация, укомплектование штата, руководство, координация и составление бюджета. Основное внимание он уделял разработке принципов построения формальной организации, не потерявших актуальность до настоящего времени.
Макс Вебер (1864–1920), немецкий социолог. Его основная работа «Теория общества и экономическая организация» посвящена анализу проблемы лидерства и бюрократической структуре власти в организации. Вебер выделил три основных типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный и идеальный (или бюрократический). Характеристики идеальной (бюрократической) организации, предложенные Вебером, позволили выделить определенные параметры организации и определить направления формирования ее деятельности.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.
Эти принципы затрагивали два основных аспекта:
1. Разработка рациональной
системы управления
2. Построение структуры
организации и управления
Практически аналогично развивалась наука управления в России. Так, за 6 лет до публикации основного труда А. Файоля об администрации в России был выпущен циркуляр Московского технического комитета о стиле работы должностных лиц.
Представители: Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Ротлисбергер, У. Френч, Ч. Белл, Д. Макрегор, Ф. Герцберг, Н.А. Витке.
Школа «человеческих отношений» рассматривала каждую организацию как «социальную систему». Цель сторонников этой школы: попытаться управлять, воздействуя на систему социально – психологических факторов.
Основоположник этой школы
Э. Мейо (1880–1949) считал, что организация
обладает единой социальной структурой
и задача менеджмента состоит
в том, чтобы в дополнение к
формальным зависимостям между членами
организации развивать
Д. Макрегор (1906–1964) в книге
«Человеческая сторона
Ф. Герцберг в книге «Труд и сущность человека» (1960 г.) изложил теорию мотивационной гигиены. В ее основе лежит тезис о том, что труд, приносящий удовлетворение, способствует психологическому здоровью человека.
Самой популярной теорией является теория иерархии потребностей А. Маслоу (пирамида Маслоу). Он предложил классификацию потребностей индивидуума и ранжирование их по степени важности.
Н.А. Витке – отечественный
представитель школы
Отличительной чертой школы «человеческих отношений» является анализ на уровне малых групп, а еще чаще на уровне индивидов. Недостатки Мэйо и его последователей, по мнению Л. Урвика, прежде всего, выражаются в том, что они утратили осознание специфики больших социальных и технологических систем, придерживались предпосылки, будто рабочими можно манипулировать, чтобы вогнать их в существующие промышленные рамки. Они исходили из того, что кооперация и сотрудничество естественны и желанны, обойдя значительно более сложные вопросы социальных конфликтов, ошибочно предполагали, что удовольствие и счастье в будущем вели бы работников к гармоническому равновесию и успеху организации. Достижение школы человеческих отношений - доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной структуры.
П. Дракер объединил классическое
и бихевиоральное направления менеджмента
в единую науку. Он является родоначальником
широко известной школы рационального
менеджмента. Согласно определению
Дракера, менеджмент увязывает между
собой три элемента: сферу бизнеса,
организацию (фирму) и личность менеджера.
Этот треугольник признан
1.2.4. Математическая школа менеджмента (школа количественных методов и системного подхода).
Представители: Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер.
Математическая школа управления сформировалась в начале 40-х гг., при управлении войсками во время 2-й мировой войны. Затем опробованные количественные методы трансформировались применительно к управлению гражданскими организациями. Математическая школа характеризуется использованием в менеджменте исследований операций и моделирования. Исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации, связанное с разработкой модели ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно, что облегчает понимание сложностей реальности, позволяет сосредоточиться на ключевых вопросах проблемы.
Ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными показателями. Также в рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа.
Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ позволили исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и являются более точными.
Влияние школы количественного
подхода было значительно меньше,
чем влияние других школ отчасти
потому, что лишь небольшое число
руководителей ежедневно
II. Практическая часть.
2.1. Характеристика организации.
Магазин «Павлова,2» ООО «Фон» осуществляет реализацию продовольственных товаров населению.
Магазин «Павлова,2» является подразделением ООО «Фон». (обществом с ограниченной ответственностью - юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на определенные доли (размер которых устанавливается учредительными документами)). Участники ООО несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Единственным учредительным документом общества является его устав, в котором указываются размер уставного капитала, адрес и наименование общества, порядок перехода долей и другие обязательный условия.). Адрес магазина «Павлова,2»: улица Павлова,2 город Воткинск Удмуртской республики. Режим работы магазина: с 7.00. до 22.00. без обеда и выходных. Режим работы магазина соответствует интенсивности покупательских потоков. Наибольшие покупательские потоки в обеденный период и в промежуток времени с 17.00 до 20.00. Для пенсионеров с 7.00. до 10.00. утра имеется 5% скидка на все товары, не являющиеся в продаже по специальной акции. Является магазином самообслуживания. Данный магазин находится в здании жилого 5-тиэтажного многоквартирного дома. В основном, он обслуживает жителей района Березовки.
Основными целями деятельности данного магазина являются:
• комплексное
удовлетворение спроса
• получение
прибыли.
Задачами являются: 1) организация бесперебойного поступления товаров, 2) расширение ассортимента реализуемых товаров, 3) соблюдение санитарно-гигиенических норм и сроков хранения продовольственных товаров, 4) обеспечение сохранности, качества и товарного вида продукции, 5) поиск новых, прогрессивных форм обслуживания, обеспечивающих рост товарооборота и повышение качества и культуры обслуживания, 6) организация учета поступления и реализации товаров, 7) внедрение новых технологий обработки информации, 8) своевременное предоставление установленных форм отчетности, 9) своевременная выплата налогов.
Штат магазина сотоит из 17 человек: завдующая, 2 старших менеджера, оператор ЭВМ, 4 кассира торгового зала, 6 менеджеров торгового зала, фасовщица, грузчик, уборщица.
Старшие менеджеры и менеджеры торгового зала несут ответственность:
- за соблюдение ассортимента реализуемых товаров,
- за правильность хранения, сохранность и за качеством товара,
- за соблюдение санитарно-гигиенических норм в торговых залах и подсобных помещениях,
- за соблюдение правил торговли,
- за ведение учетной и отчетной документации вверенного участка работы,
- за ведение учета и контроля рабочего времени сотрудников, находящихся в их подчинении.
Оператор ЭВМ осуществляет контроль поступления и реализации товарной продукции. В его обязанности входит: за введение товаров в компьютер; контроль остатков товаров и своевременное пополнение запасов.
Оператор ЭВМ подчиняется непосредственно заведующему магазина.
Менеджеры торгового зала осуществляют отпуск товаров покупателям в торговом зале. Они отвечают: за сохранность и качество отпускаемых ими товаров, за соблюдение правил торговли, за соблюдение санитарно-гигиенических норм на своем рабочем месте.
Подчиняются менеджеры непосредственно старшим менеджерам и выполняют их распоряжения.
Уборщица обеспечивает чистоту в торговом зале, подсобных помещениях и выполняет распоряжения заведующего, связанные с соблюдением чистоты и порядка в магазине.
Заведующий магазина координирует работу всех отделов и сотрудников, осуществляет их взаимосвязь. Организация труда магазина имеет линейную структуру управления
Линейная организационная
структура относится к
Простота структуры влечет за собой как достоинства, так и недостатки.
Достоинства: оперативность принятия и реализации управленческих решений; относительная простота реализации функций управления; четко выраженная ответственность.
Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей; разобщенность горизонтальных связей в производственных системах; множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка; при большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений; увеличение количества уровней управления при росте организации (см. Приложение 1).