Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 17:13, курсовая работа
Исследование систем управления - научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.
Введение 2
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный 5
1.1. Диалектический подход к исследованию, основные положения 5
1.2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология 7
1.3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования 9
Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления 13
2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование 13
2.2. Рефлексивный подход к исследованию 14
2.3. Системный подход к исследованию, его сущность 21
2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода 27
Заключение 30
Список литературы 33
Между методологическими
подходами к исследованию, как
и между науками и научными
направлениями, нередко нет четких
границ, поскольку они используют
примерно одни и те же способы, приемы,
принципы. Поэтому часть из них
действительно можно рассматривать
как подходы, реально используемые в методологии
исследования, а некоторые из них или являются
частными случаями других подходов, или
только косвенно относятся к одноименным,
методам исследования и управления.
В связи с этим можно ограничиться рассмотрением только тех методологических подходов, которые были раскрыты выше. Ряд из упомянутых в качестве подходов, относящихся больше к методам исследования, будут рассмотрены в последующих материалах.
Заключение
Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.
Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.
Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.
Процессный подход (процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.
В настоящее время для ряда целей исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.
В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой.
Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе.
Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная для обработки объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя.
Системный подход, будучи неразрывно связанным с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода, вместе с тем имеет свою сущность и выступает как отдельный методологический подход. Он предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой.
Кроме рассмотренных методологических подходов, в литературе упоминается ряд других, в частности: параметрический, концептуальный, количественный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, инновационный, динамический, оптимизационный, директивный, поведенческий, маркетинговый.
Между методологическими подходами к исследованию, как и между науками и научными направлениями, нередко нет четких границ, поскольку они используют примерно одни и те же способы, приемы, принципы. Поэтому часть из них действительно можно рассматривать как подходы, реально используемые в методологии исследования, а некоторые из них или являются частными случаями других подходов, или только косвенно относятся к одноименным, методам исследования и управления.
В связи с этим можно ограничиться рассмотрением только тех методологических подходов, которые были раскрыты выше. Ряд из упомянутых в качестве подходов, относящихся больше к методам исследования, будут рассмотрены в последующих материалах.
Список литературы
Аверьянов А.Н. Системное
познание мира: Методологические проблемы.
- М.: Политиздат, 1999.
Баранчеев В.П. Организация
программно-целевого управления НТП в
машиностроении. - М.: МИУ, 1994.
Глущенко В.В.,
Глушенко И.И. Исследование систем управления:
Социологические и
Грачева М.В. Анализ
проектных рисков: Учебное пособие.
- М.: Финстатинформ, 1999.
Игнатьева А.В.,
Максимцов М.М. Исследование систем
управления: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2003.
Короткое Э.М.
Исследование систем управления: Учебник.
- М.: ДЕКА, 2001.
Мельник М.В. Анализ
и оценка систем управления на предприятиях.
- М.: Финансы и статистика, 2003.
Мишин В.М. Исследование
систем управления: Учебное пособие.
- М.: Финансы и статистика, 2002.
Мишин В.М. Управление
качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.
Никулин Ю.Г., Дубицкий
Л.Г. Аналитические методы в бизнесе
и управлении. - М.: Изд-во стандартов,
2000.
Рузавин Г.И. Методология
научного исследования: Учебное пособие.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Справочник по
математике для экономистов / Под ред.В.И.
Ермакова. - М.: Высшая школа, 2000.
Теория организации:
Учебник / Под ред.В.Г. Алиева. - М.: Луч,
1999.
Терехов Л.Л. Экономико-математические
методы. - М.: Статистика, 1999
Томпсон А.А., Стрикланд
А.Д. Стратегический менеджмент: Учебник.
- М.: ЮНИТИ, 2002.
Управление организацией:
Учебник/Под ред.А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой,
Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2003.
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: Бизнес-школа, 2001.
............
Информация о работе Современные подходы к исследованию систем управления