Современные подходы к исследованию систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Исследование систем управления - научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный 5
1.1. Диалектический подход к исследованию, основные положения 5
1.2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология 7
1.3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования 9
Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления 13
2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование 13
2.2. Рефлексивный подход к исследованию 14
2.3. Системный подход к исследованию, его сущность 21
2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода 27
Заключение 30
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовмк 1.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

2) можно декомпозировать  любой изучаемый объект с необходимой  глубиной для достижения цели  исследования, что обеспечивает  выявление всего необходимого  для изучения любого относительно неделимого элемента;

3) создается  более глубокая схема обоснования  и выявления характера и достоверности  связей и отношений в исследуемом  объекте, и при этом формируются  предпосылки для поиска новых  механизмов эффективного функционирования объекта;

4) обусловливается  тесная связь с другими методологическими  направлениями науки, а при  необходимости имеется возможность  совместного интегративного применения  других методологических подходов, что повышает результативность  исследования.

Системный подход к исследованию СУ предполагает использование  в том или ином виде многих наук, научных направлений и методов. К ним можно отнести, например, теорию сложных систем, системотехнику, исследование операций, теорию управления, теорию организации, инноватику, информатику, метрологию, эконометрику; квалиметрию, системный, ситуационный, прогностический, диагностический, детальный и глобальный анализы и др. Между названными науками, научными направлениями и рядом методов исследования нередко нет четких границ, так как они часто используют примерно одни и те же математические методы. Однако все они обладают своей спецификой и имеют определенные особенности. Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. -- М.: ДЕКА, 2001.

Общая теория систем предназначалась для исследования и изучения систем любой сложности и назначения, быть фундаментом системотехники и ряда других смежных с ней научных направлений. В ней используется многовидовая система абстрагирования, включая логико-математический, символический, теоретико-множественный, топологический, теоретико-информационный, эвристический, абстрактно-алгебраический, динамический методы. Использование того или иного вида абстрагирования позволяет получать ответы на вопросы определенной группы. При необходимости следует применять другие виды абстрагирования. Использование теории сложных систем для решения задач исследования СУ доказало ее полезность.

Теория сложных  систем является научно-математической базой системотехники - научно-технической  дисциплины, изучающей вопросы создания, испытаний и эксплуатации сложных автоматизированных систем, к которым в ряде случаев можно отнести и СУ большого масштаба. Возникновение таких сложных систем порождает не только проблемы в рамках ее составных частей, но общесистемные проблемы, связанные с закономерностями функционирования, организацией взаимодействия и взаимосвязей различных подсистем, учетом воздействия внешней среды на систему и ее составляющие части, оптимизации управления подсистемами и системой в целом. Именно решение общесистемных проблем управления сложными системами составляет основное содержание системотехники.

В отечественной  практике накоплен большой методологический и методический потенциал разработки сложных автоматизированных систем, что следует использовать при исследовании СУ. Наиболее эффективно с применением системотехники могут решаться задачи прикладного исследования, связанные с планированием и созданием сложных СУ. Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. -- М.: ДЕКА, 2001.

Проведение исследований социально-экономических систем, различных  управленческих процессов и явлений  требует привлечения широкого круга  специальных научных математических и количественных методов, в том  числе методов моделирования. Значительная часть таких методов объединена в научном направлении под названием "исследование операций".  

Методологическую  основу исследования операций составляют: теория вероятностей, включающей теорию случайных процессов (в том числе  методы моделирования операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний), теорию информации, теорию массового обслуживания, теорию игр, методы сетевого планирования, математические методы оптимизации (например, простейшие методы нахождения экстремумов - максимума и минимума), сложные методы линейного и динамического программирования) и др. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. -- М.: Финансы и статистика, 2003.

Например, теория игр представляет собой такую  теорию, которая рассматривает математические модели принятия оптимальных решений в условиях возникших противоречий. Она может быть использована при исследовании СУ для решения задач, предполагающих:

- определение  величины допустимых отклонений  от максимально заданных параметров  системы;

- поиск методов оперативного устранения недостатков в управлении с учетом ограничений на используемые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые, информационные);

- поиск путей  минимизации затрат на достижение  тех или иных целей управления  в условиях выявленных резервов с учетом ограничений во времени;

- заключение  договоров и реализацию товаров  на внутренних и внешних рынках.

Методология исследования предполагает использование не только системного подхода, но и других, в  частности функционального, целевого, ситуационного, параметрического, нормативного, оптимизационного и пр.

2.4. Интегративно-конвергенциальный  характер системного подхода

Анализ исследовательского опыта показал, что применение только одного какого-либо подхода в его  классическом виде для целей системного исследования не только практически невозможно, но и не дает существенного эффекта. Отсюда объективно вытекает необходимость интегративного сбалансированного использования различных методологических подходов применительно к каждому конкретному исследованию СУ. Данный подход правомерно следует трактовать именно как системный, т.е. как интегративно-конвергенциальный, включающий другие подходы. Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. -- М.: ДЕКА, 2001.

Следовательно, интегративно-конвергенциальный подход к исследованию СУ представляет собой такую методологию исследовательского процесса, которая интегративно использует системный, целевой, процессный, параметрический, функциональный, ситуационный, поведенческий, рефлексивный и другие подходы (рис.4).

Это значит, что  в процессе исследования СУ в зависимости  от целей, вида и объекта исследования в системный подход могут включаться также и целевой, и ситуационный, и функциональный, и другие подходы.

Одним из объективных  случаев конвергенции различных подходов в системный подход является использование, помимо всех прочих, целевого подхода. Целевой подход ориентирован на поставленные перед исследованием цели как на желаемый новый исследовательский результат. Представление целей исследования во многом определяет содержание и меру эффективности практически всех проводимых работ. 1.  Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. -- М.: Финансы и статистика, 2002.

Поэтому применение целевого подхода обязывает определять цели исследования на основе глубокого анализа всех потенциальных возможностей (кадровых, временных, финансовых, организационных и т.п.), имеющихся в распоряжении исследователей. Достижение целевых установок исследования требует концентрации всех усилий и ресурсов.  

Целевой подход  

Процессный подход  

Параметрический подход &...

        Смотреть

 Скачать 
 

ми и наоборот, т.е. в этом случае восприятия соединяются  с происходящими фактами.Д. Сорос  такой подход к определению сущности рефлексивности называет "шнурованным", или перекрестным, соединяющим факты и восприятия, восприятия и факты, как шнурки в ботинках. Такое понимание рефлексивности и его процесса во многом является диалектическим. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000. 

Здесь также  уместно напомнить о терминах "рефлексология" и "рефлексогенность".

Рефлексология (от греч. logos понятие, учение) - одно из направлений в психологии, основанное В.М. Бехтеревым, рассматривающее всю  психическую деятельность как совокупность сочетательных рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему.

Рефлексогенность (от греч. genos - род, происхождение) - явление, вызывающее безусловный рефлекс, в  основе которого раздражение определенных рецепторов в соответствующей зоне организма (например, вид пищи может вызвать раздражение вкусовых рецепторов полости рта, которое всегда вызывает слюноотделение).

Близким по смыслу к приведенным словам является термин "рефлекторный" (если это, например, объект исследования), т.е. реагирующий  на внутренние и внешние раздражители и относящийся к рефлексам (объект имеет соответствующую реакцию на раздражитель).

Обычно СУ носят  рефлекторный характер, так как в  большинстве случаев при проведении исследования всегда можно предугадать  ответную реакцию системы на различного рода воздействия. При этом на более сильное воздействие система отвечает большей реакцией. Соответственно нерефлекторная СУ реагирует на одни и те же воздействия неоднозначно, многовариантно. Нерефлекторной система становится, например, при потере устойчивости в результате неработоспособности какого-либо элемента, стрессового состояния менеджеров, отказах ТСУ и т.п.

Участие человека в управлении делает ситуацию нерефлекторной только в определенных ситуациях, так  как действия индивидуума трудно прогнозировать при наличии у него стресса, ситуаций риска и т.п. Поэтому при исследовании СУ необходимо учитывать особенности основного ее элемента - человека, а это требует проведения аналитических работ социально-экономического и организационно-технического характера и соответственно использования различных исследовательских методов (экономических, математических, психологических, социологических, технических, экономико-математических, социально-экономических и пр). Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Следовательно, исследование любой СУ должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей  устойчивости системы из-за человеческого или техногенного фактора. Для рефлекторной области СУ, т.е. в условиях ее устойчивости, исследования могут проводиться больше математическими методами, для нерефлекторной - методами психологии, мотивации, теорий вероятности, катастроф и т.п.

Очевидно, что  в процессе исследования СУ исследователь  должен решать задачи в условиях неопределенности, что не позволяет пользоваться только фактами. Для принятия рациональных решений и выводов требуется  включение профессионального восприятия реальности и ее осмысления, т.е. существующие причинно-следственные связи событий не ведут буквально от факта к факту, а идут по цепочке от факта к мысленному восприятию и от восприятия опять к факту. При этом восприятие для исследователя не только является отражением самого факта, но и зависит от сложившейся ситуации. Последняя служит, как правило, основой восприятия, что уже не может трактоваться фактом. Следовательно, такой подход во многом сходится с представлениями Д. Сороса. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

Исследователь стремится к рациональности, но она  в ситуации информационной неопределенности ограничивается его знаниями (или  надо иметь большие ресурсы для  сбора объективной информации и  ее глубокого анализа). Поэтому в идеальном случае процесс исследования проводится как рефлексивно, так и интуитивно, т.е. на основе исследовательского "чутья".

Основой рефлексивного  подхода к исследованию служит систематизированная  и доступная для обработки  объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя.

В основе интуитивного подхода к исследованию лежит  ограниченное в объеме явное знание исследователя, что позволяет формировать познавательный процесс в большей части на безусловных рефлексах.

Предпочтительным  представляется рефлексивный подход к  исследованию. Однако в этом случае исследование может иметь мнимую точность. Так, под количественными  показателями плана может скрываться неопределенность его содержания, обусловленная принятыми в плане цифрами на основе интуиции, т.е. будет иметь место мнимая рефлексивность.

От ситуации и объема знаний исследователя зависит  то, какой подход к исследованию доминирует - рефлексивный или интуитивный. Преобладает как правило тот подход, которому отдается предпочтение в конкретном исследовании. Наиболее конструктивен подход, содержащий взвешенный баланс рефлексивности и интуитивности (рис.3). При наличии дисбаланса принятое управленческое решение может оказаться недостаточно рациональным.

Рис.3. Идеальный  вариант использования рефлексивного  и интуитивного подходов к исследованию систем управления

Информация о работе Современные подходы к исследованию систем управления