Кривая опыта
В настоящее время компании
серьезно сокращают издержки за счет
использования передовых технологий,
доступных даже небольшим предприятиям.
Глобализация.
Международная экономическая
интеграция стран и компаний. Усиливается
значимость использования зарубежного
опыта управления. Многонациональными
становятся не только производство и
продажа, но и менеджмент.
Маркетинговая модель менеджмента.
Является, по сути, наднациональной
моделью менеджмента. Основная задача
любой компании состоит не в регулировании
внутренних процессов, а в адаптации
к постоянным изменениям внешней
среды. От того, как компания решает
эту задачу, зависит её благосостояние.
Концепция маркетинга до 70-х
годов: ориентация на отдельного покупателя
Концепция маркетинга до 90-х
годов: социально-этический маркетинг
У маркетинга существует 2 группы инструментов:
- Инструменты по изучению внешней среды (PEST, SWOT)
- Инструменты управления внутри фирмы (4P)
Задача менеджера –
найти нужную модель для управления
фирмой.
Изменение взглядов
на ресурсы
Долгое время в менеджменте
считалось, что все ресурсы имеют
одинаковое значение. Поэтому, обычно
ставилось две задачи. Первая задача
– иметь ресурсы. Вторая задача –
использовать их наиболее рационально.
Сейчас подход к ресурсам меняется.
Обращается внимание на неравнозначность
ресурсов. Ключевым фактором успеха любой
фирмы становится человек – персонал
фирмы.
Сущность новой концепции
заключается в рассмотрении человека
как главного объекта интереса менеджмента.
Лучшее удовлетворение потребностей персонала.
Фирма крутится вокруг сотрудника,
пытаясь его сохранить. Новый
подход к управлению персоналом требует
решения двух задач:
- Изучение человека на предприятии: социальном, экономическом, организационном аспекте
- Разработка программы действий, направленных на наилучшее выполнение потребностей наилучших сотрудников
Конечный результат такой
деятельности проявляется в том,
что каждый член коллектива станет
лучше работать. В России такая
модель встречается редко, у нас
персонал – это работник, который
должен выполнять то, что ему поручили.
Усиление роли
неформального менеджмента
Признаки формального
менеджмента: опора на действующие
структуры, которые могут не меняться
десятилетиями, использование административных
методов воздействия, жесткий постоянный
контроль, учет только тех факторов
работы, которые укладываются в установленный
порядок, как производительность. Увеличение
роли формального менеджмента ведет
прежде всего к бюрократизму, менеджмент
становится бездушным, что снижает его
эффективность. Поэтому стремление работать
только формально сегодня рассматривается
как отрицательное явление, что, однако
не означает, что формальный менеджмент
не должен применяться совсем. Формальный
менеджмент необходим всегда, но в органическом
сочетании с неформальным менеджментом.
Неформальный менеджмент заключается
в использовании неформальных отношений
между людьми: доверие, уважение и т.п.
Определяется эффективность
неформального менеджмента следующими
факторами:
- Качество персонала: профессионализм, образование, отношение к работе, отношение к менеджерам.
- Личность менеджера, его человеческие качества.
- Психологический климат в коллективе.
- Интересы, ценности и мотивы, господствующие в коллективе.
Концепция менеджмента
Современная концепция менеджмента
представляет собой систему взглядов
на развитие компании. В них отражены тенденции,
о которых говорилось выше.
- Успех организации определяется не рационализацией производства, а её способностью адаптироваться ко внешней среде. При этом особое значение имеет вопрос о том, чтобы результаты изменений носили не спонтанный характер, а представляли собой процесс реализации четко поставленных целей. Ставятся цели => организуется их выполнение.
- Партнерский подход к отношениям с поставщиками и покупателями. Его называют «предпринимательское управление бизнесом». В основе структуризации отношений с поставщиками и покупателями лежат 2 принципа: выбор ключевого поставщика-ключевого партнера, при потере которого компания может стать банкротом; заключение долгосрочного соглашения о стратегическом партнерстве с потребителем. Существует прямая связь между хорошим обслуживанием и постоянным ростом прибыли.
Цель обслуживания
конечного клиента – прибыль.
- Современный этап развития бизнеса связан с использованием в управлении фирмой международных концепций. К таким концепциям относятся, в частности, организационное проектирование, логистика, система управления по целям.
- Современная концепция менеджмента придает особое значение структурам управления компанией. Задачи:
- Способность к гибкому производству.
- Способность успевать за коротким жизненным циклом товаров.
- В условиях новой экономики наличие собственных факторов производства утрачивает свое определяющее значение. Ведущим фактором развития становится способность партнеров объединять свои ресурсы и достижения.
«Предпринимательские сети
бизнеса» - формируется не группа компаний,
а сеть компаний.
- Использование ситуационного подхода. Возникло в США в 60-е годы в Гарвардской школе бизнеса. Способ решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации.
Тема 2. Прогнозирование деловой
среды компании
- Понятие и типы экономического прогнозирования.
- Методы и организация прогнозирования.
- Прогнозирование микропроцессов.
- Особенности прогнозирования макропроцессов.
Управлять – это предвидеть,
а предвидеть – это уже почти
действовать. Анри Файоль.
Прогнозирование – предвидение
состояния внутренней и внешней
среды фирмы, основанное на научных
методах. Предвидение бывает ненаучным
и научным. Когда говорят об экономическом,
подразумевают научное. Экономическое
прогнозирование – система научных
исследований, направленных на изучение
тенденций развития экономических
процессов и поиск оптимальных решений
по достижению цели. Прогнозирование всегда
связано с планированием. Единство заключается
в том, что прогнозирование предшествует
планированию. Прогнозирование также
применяется в самом планировании, на
стадии реализации плана. Применяется
для оценки результатов выполнения планов
и их отклонений от первоначальных показателей.
В то же время прогнозирование стоит отличать
от планирования. Отличительные признаки:
- Способ использования информации о будущем. Прогноз – вероятность, план – решение.
- Количественная оценка будущего. Прогноз – интервал (от и до), план – определенный показатель.
- Отношение к свободе действий. Прогноз – необязательность действий, план – обязательность исполнения.
Обычно прогнозирование
в экономически-развитых странах
применяется в двух формах. Первая
форма – централизованная. Вторая
форма – децентрализованная.
Схема 1. Виды прогнозов.
По времени:
- Краткосрочные прогнозы – до одного года, обычно применяются при составлении годовых планов. Среди краткосрочных прогнозов могут применятся и месячные прогнозы, такие как прогноз движения наличности.
- Среднесрочные прогнозы составляются на два-три года.
- Долгосрочные – на период более трех лет.
По типам:
- Творческое видение. Основано на представлении о будущем состоянии процесса определенным лицом или группой лиц. Часто такие прогнозы представляют собой литературные описания вымышленного будущего.
- Нормативное прогнозирование. Представляет определение общих целей, на основе которых менеджеры оценивают развитие фирмы.
Текущее состояние => будущие
цели
- Поисковое прогнозирование. Способ научного экономического прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинается с оценки сегодняшнего дня, определяются тенденции, опираясь на информацию определяется будущее развитие. Поисковое прогнозирование строится на основе:
Настоящее => будущее
Поисковое прогнозирование
бывает двух видов:
- Традиционное прогнозирование (экстраполятивное). Основано на том, что экономическое развитие происходит гладко и равномерно. Поэтому прогноз – это проекция прошлого в будущее. 2 задачи: оценить прошлое и обнаружить в нем тенденции и перенести эти тенденции в будущее.
- Новаторское прогнозирование (альтернативное). Основано на том, что внутренняя и внешняя среда постоянно меняются. Поэтому развитие фирм происходит не только гладко, но и скачкообразно. Исходя из этого, будущее развитие рассматривается в виде вариантов.
По особенностям поведения
фирм:
- Пассивный прогноз. Фирма в силу ряда причин, например, отсутствия средств, не будет воздействовать на внешнюю среду и ставит задачу приспособления к ней.
- Активный прогноз. Предусматривает возможность воздействия фирмы на своё будущее, соответственно – на внешнюю среду.
По степени вероятности
событий:
- Инвариантный прогноз. Исходит из того, что разрабатывается только один вариант развития. Обычно применяется, например, когда планируется контракт с хорошо проверенным партнером.
- Вариантный прогноз. Основан на неопределенности будущей среды, поэтому разрабатывается несколько вариантов развития.
По способу представления
результата.
- Точечный прогноз. Предполагает только одно значение прогнозируемого показателя. Например, в течение ближайших 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10%.
- Интервальный прогноз. Определяет будущее значение показателя в виде интервала. Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 5-10%.
Основные методы
прогнозирования
Первоначальным видом
прогнозирования было экономическое
прогнозирование. В дальнейшем стало
использоваться технологическое прогнозирование,
а затем и социально-политеческое
прогнозирование. Но независимо от вида
прогнозирования используются общие методы.
Экспертные оценки – привлечение
экспертов и консультантов. 2 вида:
- Индивидуальные. Метод сценария: будущее развитие процесса рассматривается в виде одного или нескольких сценариев. Составляется сценарий будущего. Метод интервью: беседа с экспертом, в которой ставятся вопросы о будущем состоянии фирмы и её среды. Метод аналитической записки: эксперт самостоятельно анализирует деловую ситуацию и возможные пути её развития.
- Коллективные. Метод комиссии: организация круглых столов и других подобных мероприятий, на который проходит согласование мнений экспертов. Метод мозговой атаки: коллективный поиск путей решения проблемы за краткое время (30 мин). Метод дельфи: проводится анкетирование экспертов, обычно проводится несколько раз, перед началом каждого этапа эксперты ознакомливаются с мнением друг друга. Метод ринги: готовится проект решения, руководитель называет фамилии тех, кому необходимо с ним ознакомиться, и после этого те передают свои замечания и предложения в письменном виде. После ознакомления руководителя проводится совещание.
Метод экстраполяции трендов
основан на статистическом наблюдении
за определенным показателем, определении
тенденций его развития и продолжении
этой тенденции на будущее. 2 подхода:
- Метод скользящего среднего. Этот метод исходит из того, что следующий во времени показатель является средней величиной за предыдущие периоды. Составить прогноз продаж на 11-й день работы. За 10 дней продажи составили:
2,5 тон |
2,8 тон |
2 тон |
2,4 тон |
2,3 тон |
2,2 тон |
2,7 тон |
2,2 тон |
2,3 тон |
2,3 тон |
- Метод экспоненциального сглаживания. Формализованный метод. Прогноз продаж на следующий месяц. Ft+1 = a*Xt + (1-a)Ft, где
Ft+1 – прогноз продаж на месяц
n+1
A – коэффициент, определяемый
стат. путем.
Xt – продажи в месяце t (практические
данные)
Ft – прогноз продаж на месяц
t
Если а = 0,3, продажи в
январе – 50 ед., прогноз на январь –
65 ед., то прогноз на февраль: 60,5 ед ~
61.
Регрессионный анализ. Исследует
зависимость определенной величины от
другой величины, или группы величин, например,
при анализе прибыли. Пофакторный анализ
прибыли – как на прибыль влияют цены,
квалификация персонала и т.п. Применяется
в основном в среднесрочном или долгосрочном
прогнозировании. Для проведения регрессионного
анализа необходимы два условия:
- Наличие ежегодных данных по исследуемым показателям.
- Возможность получения необходимой информации об изменении показателей (мониторинг среды).
Регрессионный анализ обычно
применяется для сложных экономических
явлений и процессов, в частности
– для определения объема инвестиций,
для анализа прибыли, для изучения
объема продаж и других показателей.
Экономико-математическое моделирование.
За основу берутся матмодели, показывающие
количественную взаимосвязь между процессами.
Чаще всего применяются два типа моделей:
- Корпоративная модель, или модель внутренней сред фирмы.
- Макроэкономические модели. Необходимы для определения изменений во внешней среде.
Недостатки метода: требуются
большие затраты на разработку программ;
в моделях нельзя отразить все
тенденции.
Применение методов
прогнозирования в британских фирмах
Метод прогнозирования |
Процент компаний, применяющих
этот метод |
Процент компаний, полагающихся
исключительно на данные методы |
Метод субъективной оценки |
73% |
14% |
Метод статистической экстраполяции |
76% |
16% |
Исследование операций, или
экономические модели |
40% |
7% |
Технологическое прогнозирование
|
29% |
6% |