Современные тенденции развития в области управленческой деятельности: Научно-технический прогресс и информационное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Управленческая деятельность- это неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных систем, она эволюционировала вместе с развитием информационного общества и научно техническим прогрессом.
Цель работы состоит в понятии и анализе тенденций управленческой деятельности: научно-технического прогресса и информационного общества.

Содержание

Введение.
Глава1 Теоретические аспекты управленческой деятельности.
1.1 Возникновение и история развития управленческой деятельности.
1.2 Понятие НТП и информационного общества в управленческой деятельности.
1.3 Нормативно-правовое обеспечение управленческой деятельности.
Глава 2 Анализ современного развития управленческой деятельности.
2.1. Анализ НТП в современной практике управленческой деятельности.
2.2. Оценка информационного общества в современной практике управленческой деятельности.
2.3. Современные тенденции развития управленческой деятельности.
Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Cодержание.docx

— 60.01 Кб (Скачать файл)

Значительно больший риск представляет внедрение  принципиально новых  достижений науки и техники, существенно  изменяющих техническую базу производства и организацию менеджмента. К  их числу относятся не только фундаментальные  разработки в области техники  и технологии, но и новые организационно-экономические  решения.

        Инновационный потенциал организаций во многом предопределяется разнообразием и степенью производственно-технологического единства входящих в их состав производственных единиц. Чем более активную роль играют организации в воспроизводственном процессе и чем больше степень интеграции их основных производств, тем выше инновационный потенциал.

инновационным менеджментом понимается система управления инновациями, инновационным  процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли  применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или  социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд  других нововведений:

- новые или улучшенные виды  продукции (продуктовые инновации);

- новые или улучшенные услуги (инновации услуг);

- новые или улучшенные производственные  процессы и технологии (процессные  и технологические инновации);

- измененные социальные отношения  на предприятии (социальные или  кадровые инновации);

- новые или улучшенные производственные  системы. 

Эти виды инноваций в практике предприятия  переплетаются между собой. В  условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и  социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

Проанализируем внедрение инноваций  и прогрессивных технологий на примере  ОАО «Газпром».

Открытое акционерное общество «Газпром» - один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных  внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной  из основных составляющих стратегии  его развития.

В мировом рейтинге нефтегазовых компаний «Газпром» занимает первое место  по добыче природного газа.

 По объемам добычи и переработки  нефти «Газпром» входит в число  пяти крупнейших российских нефтяных  компаний и в число двадцати  мировых лидеров нефтяного бизнеса.

С 2005 года «Газпром»  перешел к расширенному воспроизводству  запасов, обеспечивая стабильное превышение прироста запасов за счет геологоразведки  над годовым объемом добычи.

Интенсификация геологоразведочных работ «Газпрома» направлена на дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы в основных газодобывающих регионах и ее формирование на Ямале, континентальном шельфе, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

В своей стратегии ОАО «Газпром»  придерживается принципа добычи такого объема газа, который обеспечен спросом. При наличии платежеспособного  спроса российских потребителей и благоприятных  условий на внешних рынках к 2020 г. добыча «Газпрома» может составить  до 660 млрд. куб. м.

Стратегическими регионами добычи газа на долгосрочную перспективу являются полуостров Ямал, Восточная Сибирь и Дальний Восток, континентальный  шельф России.

В основе стратегии «Газпрома» в  освоении перспективных месторождений  лежит экономическая эффективность, определяемая синхронным развитием  мощностей по добыче газа и возможностей его транспортировки, комплексной  переработки и хранения.

Развитие  нефтяного бизнеса является одной  из стратегических задач «Газпрома». Основу нефтедобычи в Группе «Газпром»  составляет ОАО «Газпром нефть».

К 2020 году «Газпром нефть» намерена увеличить объемы добычи нефти до 100 млн. тонн нефтяного эквивалента  в год с учетом показателей  дочерних обществ и доли в ассоциированных  компаниях. План выхода на уровень добычи 2020 года предусматривает поэтапное вовлечение в эксплуатацию всех разведанных месторождений ОАО «Газпром нефть», расширение ресурсной базы за счет ввода в эксплуатацию нефтяных месторождений, находящихся на балансе других компаний Группы. Также предполагается расширение портфеля активов за счет приобретения участков нераспределенного фонда и покупки активов.

2.2. Оценка информационного  общества в современной практике  управленческой деятельности.

 

Эффективное управление различными социальными  организациями и системами немыслимо  без использования информации. Такая  ситуация предопределяется тем, что  управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление  цепи последовательных решений управляющей  системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта  и окружающей среды, а также степень  исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений. Под информацией обычно понимают процесс передачи сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояния последней.

Информационное общество осуществляется в нашей стране отдельной программой на государственном  уровне.

«Государственная программа Информационное общество» (2011-2020 годы)

Цель Программы - получение гражданами и организациями преимуществ  от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного  доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе

Задачи Программы - повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе, в том числе:

  - развитие сервисов для упрощения  процедур взаимодействия общества  и государства с использованием  информационных и телекоммуникационных  технологий;

  - перевод государственных и  муниципальных услуг в электронный  вид;

  - развитие инфраструктуры доступа  к сервисам электронного государства;

  - повышение открытости деятельности  органов государственной власти ;

   - создание и развитие  электронных сервисов в области  образования и науки;

Развитие российского рынка  информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к  экономике, осуществляемой с помощью  информационных технологий, в том  числе:

  - стимулирование отечественных  разработок в сфере информационных  и телекоммуникационных технологий;

  - подготовка квалифицированных  кадров в сфере информационных  и телекоммуникационных технологий;

  - развитие экономики и финансовой  сферы на основе использования  информационных и телекоммуникационных  технологий;

  - формирование социально-экономической  статистики развития информационного  общества;

  - развитие технопарков в  сфере высоких технологий.

 Преодоление высокого уровня  различия в использовании информационных  технологий регионами, различными  слоями общества и создание  базовой инфраструктуры информационного  общества, в том числе:

  - развитие телерадиовещания;

  - развитие базовой инфраструктуры  информационного общества;

  - популяризация возможностей  и преимуществ информационного  общества;

  - повышение готовности населения  и бизнеса к возможностям информационного  общества, в том числе обучение  использованию современных информационных  и телекоммуникационных технологий.

Информационное общество позволяет  не только быстро реагировать организацию  на влияние окружающей среды, но и  проводить ряд оценок и анализов внутри компании для  улучшения работоспособности  сотрудников и управленческого  аппарата.

Рассмотрим  общие положения по критериям и оценке управленческого

эффекта от использования  научно-технических разработок в ОАО «Газпром»:

Научная разработка, НИОКР: Проводимая по заказу ОАО «Газпром» и его дочерних обществ и организаций научно-исследовательская (НИР), опытно-конструкторская(ОКР), технологическая работа или иная исследовательская работа, направленная на получение и использование новых знаний по направлениям деятельности Общества.

НИОКР с управленческим эффектом является разновидностью нетехнологических научных разработок, направленных на изменения в управленческой и производственно-хозяйственной деятельности Общества, приводящих к достижению целей его функционирования и развития.

-  Выделяют две группы признаков  отнесения научных разработок  к НИОКР с управленческим эффектом (далее – НТР:У):

1)группа признаков «Объект  исследования»;

1)группа признаков «Результат  работы».

Для отнесения научной разработки к НТР-У необходимо ее соответствие хотя бы одному признаку из групп «Объект исследования» или «Результат работы». Указанные группы признаков приведены в таблице 1.

 НТР-У наряду с другими  организационными мероприятиями  оказывают влияние на факторы изменения состояния ОАО «Газпром» (далее также – Общество).

Управленческий эффект рассматривается  как результат изменений в  процессе создания

стоимости (ценности), происходящих вследствие принятия адекватных управленческих решений.

Таблица 1 – Признаки отнесения  научной разработки к НТР-У

 

Группа признаков

«Объект исследования».

Группа признаков

«Результат работы»

Информационные технологии в системе  управления.

Применение новых технических  средств в управлении: средств связи,

средств фиксации, передачи, обработки и хранения информации и т.п. Внедрение новых компьютерных программ и систем поддержки

управленческих решений. Изменения информационных технологий, структуры и содержания информации. Классификация организационно-управленческих инновационных потоков, введение новых плановых и отчетных форм и показателей, изменение структуры и содержания баз данных, изменение регламентов в отношении

документооборота и т.п.

Социальная организация.

Изменения в организационной структуре, в структуре персонала и порядке его работы.

Введение новых методик стимулирования персонала.

Обучение и повышение квалификации персонала и т.п.

Методы и управление.

Изменения в методах управления.

Изменения в системе целеполагания  (в том числе пересмотр миссии,

стратегии и других стратегических документов).

Изменения технологий и методов  принятия решений.

 Введение новых регламентов функционирования структурных подразделений, новых или модифицированных нормативов и корпоративных стандартов.

Изменения в нормировании деятельности и т.п.

Формирование средне и долгосрочных прогнозов, схем развития и т.д. в рамках перспективного планирования и прогнозирования деятельности Общества.

Репутация  и имидж

Ребрендинг.

Проведение PR акций, мероприятий в сфере благотворительности.

Совершенствование отношений  с акционерами


 

ОАО «Газпром» развивается и  работает по всем принципам информационного  общества. Информация доступна каждому желающему в электронном виде. Также для удобства создан официальный сайт, где можно просмотреть вакансии и условия работы в этой организации.

  Политика управления человеческими ресурсами Группы Газпром направлена на создание эффективного механизма управления персоналом на основе социального партнерства в целях обеспечения основной деятельности Группы, а также повышения конкурентоспособности организации.

В 2010 г. среднесписочная численность  работников Группы достигла 436,1 тыс. человек. При этом среднесписочная численность  работников основных обществ Группы Газпром по добыче, транспортировке, подземному хранению и переработке газа в 2010 г. составила 224,8 тыс. человек, Газпром нефти - 44,4 тыс. человек, Сибур Холдинга - 81,2 тыс. человек.

 

 

2.3. Современные тенденции  развития управленческой деятельности.

Последнее десятилетие XX века было для  России весьма трагичным. Системный  кризис поразил все сферы жизнедеятельности  российского общества. Одна из главных  причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики  обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения. Деятельность любой организации, как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами. Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен. Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности. Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий. Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель. Главная задача людей в аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

Информация о работе Современные тенденции развития в области управленческой деятельности: Научно-технический прогресс и информационное общество