Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:37, курсовая работа
Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом.
Введение……………………………………………………………………….…3
1.Теоретические аспекты применения теорий мотивации.
1.1 Понятие мотивации и мотива……………………………………………….5
1.2 Методы мотивации…………………………………………………………..10
2. Использование теорий мотивации в практике предприятий.
2.1 Основные теории ………………………………………………………..….15
2.2 Обобщенный взгляд теории содержания мотивации…………………...…28
2.3 Процессуальные теории мотивации………………………………………..31
2.4 Основные выводы для практического использования процессуальных теорий мотивации ……………………………………………………………….41
Выводы и предложения ……………………………………………………...…48
Список литературы……………………………………………………………....50
Рассмотрим данную теорию применительно к конкретной ситуации.
В
одном из подразделений Московского
метрополитена (технической лаборатории)
работает коллектив в основном женского
пола примерно одной возрастной категории
(45-55 лет), с высшим образованием на инженерных
должностях, с примерно одинаковыми
должностными окладами. В течение 15
лет ими руководила пожилая женщина,
применявшая авторитарные методы руководства,
благодаря чему в коллективе соблюдалась
дисциплина труда, но эффективность
работы была крайне низкой. Сотрудники
других подразделений, посылавшие документацию
в эту лабораторию для
Чем это объясняется и в чем заключается ошибка руководства?
В соответствии с теорией справедливости люди психологически не могут не завидовать друг другу. Поэтому даже когда у всех одинаковые повышенные оклады, то повод для зависти все равно найдется. Например, в данной ситуации таким поводом выступил стаж работы. Если одна работает 20 лет, а другая 15 лет, то почему их должностные оклады одинаковые? Это же «вопиющая несправедливость»! Кроме того, в соответствии с теорией ожиданий сотрудницы лишились возможности дальнейшего мотивационного роста в данной организации. Большинство из них с учетом возраста достигло «потолка» в материальном вознаграждении, и далее ждать нечего. Когда они это осознали, то их мотивация резко снизилась.
Ошибка
руководства заключается в том,
что, проведя уравнительное
Модель Портера-Лоулера
Американские ученые Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости, описанных выше. В их модели присутствует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В соответствии с созданной моделью можно определить следующую зависимость: достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Кроме этого, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, то есть сотрудник удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты.
Более
подробно проанализировав элементы
модели Портера-Лоулера, можно лучше понять
механизм мотивации. Уровень затрачиваемых
человеком усилий зависит от ценности
вознаграждения и того, насколько сам
человек верит в эту связь. Достижение
требуемого уровня результативности может
повлечь внутренние вознаграждения, такие,
как чувство удовлетворения от выполненной
работы, чувство компетентности и самоуважения,
а также внешние вознаграждения, такие,
как похвала руководителя, премия, продвижение
по службе. Теория также рассматривает
возможные связи между результатами труда
и вознаграждением (внешним и справедливым),
которые могут означать, что в первом случае
результативность труда определенного
сотрудника и выдаваемое ему вознаграждение
зависят от возможностей, определяемых
руководителем для конкретного сотрудника
и всей организации в целом. Во втором
случае - что в соответствии с теорией
справедливости люди имеют собственную
оценку степени справедливости вознаграждения,
выдаваемого за те или иные результаты.
Удовлетворение - это результат внешних
и внутренних вознаграждений с учетом
их справедливости. Удовлетворение выступает
в качестве измерителя того, насколько
ценно вознаграждение для конкретного
работника. Это оценка будет влиять на
восприятие сотрудником организации ситуаций,
которые будут возникать в дальнейшем
процессе работы.
Один
из наиболее важных выводов теории
Портера-Лоулера состоит в том, что результативный
труд ведет к удовлетворению. Это прямо
противоположно мнению, которое исповедует
на этот счет большинство руководителей
организаций. Руководители находятся
под влиянием более ранних теорий человеческих
отношений, полагавших, что удовлетворение
ведет к достижению высоких результатов
в труде или, попросту говоря, что более
довольные работники трудятся лучше. Авторы
теории, напротив, полагают, что чувство
выполненной работы ведет к удовлетворению
и способствует повышению результативности
труда. Проводимые исследования подтверждают
точку зрения авторов о том, что высокая
результативность является причиной полного
удовлетворения, а не его следствием. Модель
Портера-Лоулера показала, в частности,
что мотивация не является простым элементом
в цепи причинно-следственных связей.
Эта теория показывает, насколько важно
объединить такие понятия, как усилия,
способности, результаты, вознаграждения,
удовлетворение и восприятие, в рамках
единой, взаимосвязанной системы мотивации
труда.[5.стр.57-61]
2.4 Основные выводы для практического использования процессуальных теорий мотивации.
Проанализировав
факторы ожидания, можно сделать
вывод, что при высоких ожиданиях
работника, отличных результатах его
работы и большой степени
Теория ожиданий показывает неоднозначность восприятия вознаграждения разными людьми и уникальность мотивационной структуры каждого человека. Теория ориентирует на целый ряд параметров установления мотивационного климата, способствующего эффективному труду работников.
Восприятие справедливости носит ярко выраженный субъективный характер, поэтому желательно, чтобы информация о факторах, определяющих вознаграждение и его величину, была широко доступна всем работникам. Важно учитывать комплексную оценку вознаграждения, в которой оплата труда занимает хотя и важную, но не единственную роль. Кроме этого, мотивирующая роль равенства существует при высоком исполнительском уровне работы фирмы, в случае низкого исполнительского уровня равенство играет демотивирующую роль.
В модели Портера-Лоулера вознаграждение, оцениваемое как справедливое, положительно влияет на уровень результативности и на удовлетворенность работника. Уровень удовлетворенности, который в будущем снова станет определять ожидания работника и его результативность, является выводом из системы вознаграждений с учетом их справедливости. Модель показывает, что последняя представляет собой не однолинейный процесс, а целостную структуру, взаимосвязывающую ряд поведенческих факторов и фактор вознаграждения
Приведем
примеры авторских
Пример 1. Зависимость процессуальных факторов мотивации в отделении одного из московских банков, полученная по результатам исследований.
Данные получены в результате исследования мотивации труда, проведенного автором в 2002 году.
По
структуре мотивации, изображенной
на круговой диаграмме, видно, что ведущее
место занимают факторы ожидания.
Сотрудники считают, что они затрачивают
определенные усилия, знают, что эти
усилия будут вознаграждены, и вознаграждение
имеет для каждого сотрудника
свою ценность (валентность). 0сновное
вознаграждение для сотрудников
составляет заработная плата, премии,
льготы, а также повышение должностного
оклада или смена должностного статуса.
Моральное поощрение ценно лишь
для четверти респондентов. Следовательно,
руководство может сделать
Факторы
справедливости составляют всего 22% в
структуре мотивации. Это свидетельствует
о хорошем психологическом
Факторы модели Портера-Лоулера показывают высокую оценку работниками своих способностей и своего вклада в процесс коллективного труда. Затраченные усилия работники также считают высокими, но справедливость вознаграждения по отношению к результатам своего труда ощущает только четверть респондентов. Этот фактор свидетельствует о тревожных тенденциях в работе. Руководству банка следует либо проводить разъяснительную и психологическую работу с сотрудниками, поясняя, что их мнение об оценке своего труда не соответствует реальным результатам, либо повышать размер вознаграждения, подходя индивидуально к каждому работнику.
Основные выводы и рекомендации
Ситуация
в коллективе достаточно благоприятная.
Поведение сотрудников в
Основное
внимание руководству следует обратить
на справедливое вознаграждение сотрудников
согласно их вкладу в коллективный
процесс труда. Наибольшую ценность
для работников имеют материальное
стимулирование и повышение в
должности или окладе. Отдельную
группу, которая может внести раскол
в нравственный климат коллектива,
составляют сотрудники в возрасте 26-35
лет, так как их беспокоит справедливость
получаемого вознаграждения. Руководству
следует проводить с ними разъяснительно-
Пример 2. Зависимость процессуальных факторов мотивации в одном из подразделений метрополитена, полученная по результатам исследований.
По
структуре мотивации, изображенной
на круговой диаграмме, видно, что ведущее
место занимают факторы мотивации,
соответствующие модели Портера-Лоулера.
Они свидетельствуют о высокой степени
оценки работниками своего участия и своих
способностей в процессе коллективного
труда. Более половины работников считают
затраченные усилия на выполнение работы
высокими, но справедливость вознаграждения
по отношению к результатам своего труда
ощущает только треть респондентов. Это
может отрицательным образом сказаться
на мотивации работников предприятия.
В связи с тем что руководители предприятия
ограничены в финансовых средствах, необходимых
для ощутимого материального стимулирования
работников, они должны проводить разъяснительно-психологическую
работу со своими сотрудниками, объясняя
финансовое положение дел на предприятии.
В то же время следует доказывать им с
цифрами в руках, что их мнение об оценке
достигнутых результатов не соответствует
реальным показателям производительности
труда. Одновременно по мере возможностей
следует постепенно повышать размер заработной
платы и премий, осуществляя дифференцированный
подход в этом вопросе.
Доля
факторов ожидания составляет 30%. Сотрудники
считают, что они затрачивают
определенные усилия, зная, что они
будут вознаграждены, и вознаграждение
имеет для каждого сотрудника
свою ценность (валентность). Исследование
выявило, что основным вознаграждением
для сотрудников предприятия
является материальное стимулирование
(заработная плата, премии, дополнительные
льготы, а также повышение в
должности или окладе). Моральное
поощрение ценно лишь для пятой
части респондентов, как это ни
парадоксально, ведь на предприятии, входящем
в структуру Московского