Содержание процесса делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

Исследования показывают, что руководитель от 5 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Это время, которое руководитель тратит на процесс принятия и реализации управленческих решений, на мотивацию труда подчиненных. Следовательно, эффективность его деятельности зависит от умения обеспечивать коммуникации не только в собственной деятельности, но и в деятельности своих подчиненных. Это одна их самых сложных проблем в организации. Коммуникационные процессы осуществляют люди, работающие в организации. Любое общение между двумя или более людьми происходит с помощью информации. Такие общения имеют различную форму. Так, люди могут говорить в процессе личного общения, участвовать в совещаниях или собраниях, вести разговоры в "курилке" или за чашкой кофе, разговаривать по телефону или читать докладные записки, письма, отчеты и т. п. Все это примеры коммуникаций, возникающих в любой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….
3
Управленческая информация в организации…………………………………………..
4
2.Содержание процесса делового общения………………………………………………..
6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..
12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

ком менеджмент.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….

3

  1. Управленческая информация в организации…………………………………………..

4

2.Содержание процесса  делового общения………………………………………………..

6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..

12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

коммуникация организация

Коммуникации - это то, без чего не может быть управления. В процессе совместной деятельности люди постоянно обмениваются информацией. Тем не менее, коммуникации - процесс очень сложный.

Исследования показывают, что руководитель от 5 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Это время, которое руководитель тратит на процесс принятия и реализации управленческих решений, на мотивацию труда подчиненных. Следовательно, эффективность его деятельности зависит от умения обеспечивать коммуникации не только в собственной деятельности, но и в деятельности своих подчиненных. Это одна их самых сложных проблем в организации. Коммуникационные процессы осуществляют люди, работающие в организации. Любое общение между двумя или более людьми происходит с помощью информации. Такие общения имеют различную форму. Так, люди могут говорить в процессе личного общения, участвовать в совещаниях или собраниях, вести разговоры в "курилке" или за чашкой кофе, разговаривать по телефону или читать докладные записки, письма, отчеты и т. п. Все это примеры коммуникаций, возникающих в любой организации.

Возникает вопрос: какую информацию считать управленческой? И все ли виды коммуникаций следует организовывать менеджеру для эффективной работы? Очень сложно, да и не нужно анализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организациях.

Для проектирования информационных потоков необходимо сосредоточить внимание на тех коммуникациях, которые связаны с потребностями информационного взаимодействия в процессе управления. При этом важно помнить, что коммуникации - это не просто передача информации, а это обмен информацией между людьми. Термин «коммуникация» означает общение, взаимопонимание между людьми (словарь Вариха). Причем в ходе обмена обе стороны должны играть активную роль. Обмен информацией может произойти только в том случае, когда одна сторона «предлагает» информацию, а другая воспринимает ее.

По каким признакам следует отбирать информацию обмена для организации эффективных коммуникационных процессов? Поскольку деятельность менеджеров, так или иначе, связана с принятием решений, то и главным критерием отбора информации является ее причастность к этому процессу. Этот вид коммуникаций назовем деловым общением.

1. Управленческая информация в  организации

 

Деловое общение - есть передача мыслей, эмоций или сообщений одного или нескольких человек другому или другим людям в процессе принятия и реализации управленческих решений.

Все остальные виды общения между людьми в организации относят к процессу обмена информацией. Деловые общения составляют содержание организационных коммуникаций.

Однако, информация нужна не только для того, чтобы осознать необходимость принятия решения, подготовить и принять его, но также и для того, чтобы оценить решение после того, как оно принято и реализовано. Эта информация обеспечивает реализацию функции контроля над процессом выполнения решения. Такой вид коммуникаций называется обратной связью.

Профессор Филипп Льюис - специалист по обмену информацией в бизнесе - пишет: «Обратная связь - это опорная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; информация (в вербальном или невербальном оформлении) отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверии к сообщению, его усвоении и согласии с сообщением"[3, с.10].

Следует понимать, что информация обратной связи возникает не только после принятия решения. Она может возникать и в процессе делового общения, т. е. в момент подготовки принимаемого решения. Информация, связанная с контролем, позволяет менеджеру определить, как выполняется или выполнено принятое решение, следует ли изменить принятое решение и стоит ли предпринять меры для корректировки принятого решения.

Информация, поступающая по каналам обратной связи в процессе делового общения, необходима руководителю, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято.

Особое место при организации эффективных процессов коммуникации занимает информация, напрямую не связанная с принятием решений и контролем их выполнения. Эта информация обеспечивает коммуникации в неформальных группах или неформальных контактах (устных, письменных) между двумя лицами. Часто данный вид информации называют «слухами». Однако по неформальным каналам передаются не только слухи. Например, общение членов такой неформальной группы, как «кружки качества», не является процессом распространения слухов. Потому неформальные коммуникации необходимо рассматривать более широко [5].

Одним из способов определения управленческой информации и анализа ее влияния на организационные коммуникации является разделение видов делового общения на определенные группы.

По месту возникновения деловые общения могут быть разделены на две группы:

а) общения организации с внешней средой. Так, менеджеры организации вступают в деловые общения с поставщиками необходимых для организации ресурсов, потребителями продукции, законодательными и государственными органами, общественностью, профсоюзами. Необходимость такого общения определяется реакцией организации на возможность или угрозы, создаваемые факторами внешней среды;

б) общения, возникающие внутри организации в процессе совместной деятельности людей. Это основная часть коммуникаций в организации. В основе деловых внутренних общений лежит функциональное разделение управленческого труда и многообразие ролей менеджера в организации.

Говоря об информационных потоках, обеспечивающих деятельность организации, обычно представляем людей, выполняющих функции управления. Каждая функция управления обеспечивает свою сферу деятельности и в то же время взаимодействует с другими функциями.

В деятельности предприятия довольно часто большая часть информации, собранная для выполнения одной функции, необходима другим, поэтому дублирование усилий по сбору информации представляется неэффективным. Следовательно, при организации коммуникационных процессов необходимо стремиться к интеграции управленческой информационной системы.

Вторым важным признаком разделения управленческой информации являются каналы, по которым люди вступают в деловое общение. Работники организации как внутри ее, так и во внешней среде могут осуществлять деловое общение, используя формальные и неформальные коммуникации.

Формальные коммуникации представляют собой способ передачи официальной информации, имеющий отношение к деятельности организации.

Неформальные коммуникации можно назвать способом распространения «слухов». Этот вид делового общения позволяет передавать специально запланированную для быстрого распространения информацию или сведения, а также использовать различные каналы утечки нужной информации, характеризующей факторы внешней среды или отдельные проблемы внутреннего характера.

Такая информация оказывается точной, а не искаженной. Согласно исследованию Льюиса 80-90% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самом предприятии [3].

Обмен информацией в процессе делового общения может осуществляться между лицами, находящимися на различных иерархических уровнях, т. е. в рамках вертикальных коммуникаций или между лицами одного уровня, т. е. в горизонтальных коммуникациях.

Управленческая информация в рамках вертикальных коммуникаций может передаваться по нисходящей линии, т. е. с высших уровней на низшие, а также по восходящей, т. е. снизу вверх.

Горизонтальные коммуникации обеспечивают обмен информацией между различными подразделениями одного уровня для координации их задач и действий.

Разновидностью вертикальных коммуникаций являются деловые отношения между руководителем и подчиненным, а также руководителем и рабочей группой.

Деловые общения по горизонтали могут быть представлены равноправными коммуникациями. Это, как правило, обмен информацией между менеджерами одного или разных подразделений, находящихся на одном иерархическом уровне.

Управленческая информация, система принятия решений, организация и контроль его выполнения сильно связаны между собой и представляют проблемы организационного проектирования. Модель процесса принятия решений позволяет установить, какая информация требуется для того, чтобы осознать необходимость принятия решения и принять его, оценить решение после того, как оно принято и внедрено. Это позволяет менеджеру определить, следует ли изменить принятое ранее решение и стоит ли предпринять меры для коррекции решения. Для этого менеджер использует различные виды делового общения [1, с.76].

 

2. Содержание процесса  делового общения

 

Коммуникационный процесс, или процесс делового общения, представляет собой непосредственный или опосредованный (например, письма, документы и т. п.) контакт между людьми, в результате которого происходит обмен информацией. Такие коммуникации - формальные и неформальные - могут иметь следующие основные формы [1, с.15]:

  • коммуникации между двумя людьми;
  • между индивидуумом и группой;
  • внутри группы.

В действующей организации имеются самые разные взаимосвязи между людьми: устойчиво повторяющиеся (решения штатных задач управления), ситуационные, трудовые, личные и т. п. Их можно отнести к какому-либо спектру основных форм. При этом разные комбинации каналов коммуникации могут быть сгруппированы в три основные системы связей: последовательную, лучеобразную и круговую (рис. 1).

 

Рис. 1. Основные сети коммуникации в организации

а) Между двумя людьми (последовательная);

б) Индивидуум-группа (лучеобразная);

в) Внутри группы (круговая);

г) Распространение слухов (виноградная гроздь).

Особое место занимает система неформальных связей (рис. 1. г).

Несмотря на наличие разных по содержанию контактов в указанных системах связи существует обмен информацией только между двумя индивидуумами. Один из них является отправителем-передатчиком, а другой - получателем-передатчиком информации.

Отправитель-передатчик - лицо, генерирующее мысли, эмоции, идеи, или собирающее информацию (сообщение) и передающее ее.

Получатель-передатчик - лицо, которому предназначена передаваемая информация и которое воспринимает и интерпретирует ее, и сообщает отправителю о ее получении.

Практика показывает, что непосредственные контакты между отправителем и получателем информации, несмотря на кажущуюся простоту, являются обширной и постоянной областью проблем, путаница, недоразумений и споров. Причиной тому является влияние на коммуникационный процесс множества факторов. Рассмотрим их более подробно.

Стадии процесса - это действия отправителя, направленные на составление сообщения, выбор и использование каналов для его передачи таким образом, чтобы получатель понял и разделил исходную идею.

К элементам относятся: отправитель, получатель, сообщение, канал, шум.

Организация делового общения требует однозначного использования терминов и понятий. Рассмотрим их более подробно.

Некоторые принципы делового общения предусматривают, что:

  • должны существовать лица, имеющие потребности в общении;
  • должны существовать линии общения, приспособленные для использования этими лицами;
  • должно быть достаточное побуждение к использованию линий общения;
  • должна быть выбрана правильная форма общения, которую разделяют обе стороны;
  • должны быть некоторые средства, подтверждающие использование линий общения.

Потребность в деловом общении определяется целью общения. В организации в общение вступают люди с целью:

  1. обеспечения процесса принятия решений;
  2. передачи приказов и распоряжений, чтобы они были эффективно выполнены;
  3. взаимодействия менеджеров с элементами внешней среды;
  4. информирования работников о состоянии дел в организации и направлении ее деятельности;
  5. обеспечения решения личных вопросов; информирования высшего руководства о реакции подчиненных и другое [3, с.11].

Процесс общения включает ряд звеньев: намерения - внимание - восприятие — запоминание — участие.

Информация о работе Содержание процесса делового общения