Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:12, реферат
Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.
При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них:
1.Потребности;
2.Интересы;
Введение …………………………………………………………………………..2
Глава 1. Содержательные теории мотивации…………………………………...4
1.1 Теория мотивации А. Маслоу………………………………………………..5
1.2 Теория мотивации Дэвида Мак-Клеланда……………………………….….8
1.3 Теория мотивации Ф. Герцберга……………………………………………11
1.4 Теория мотивации Альдерфера……………………………………………..14
Глава 2. Практическое использование содержательных теорий на практике
2.1 Использование теорий в зарубежной практике……………………………16
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список использованной литературы
Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственность за решение каких-либо проблем, и имеет тенденцию к постановке реальных целей. Так же люди с ярко выраженной потребностью в успехе получают удовлетворение в основном от самого процесса работы, от начала до завершения, и в меньшей степени - от награды, которую получают за хорошо выполненную работу.
Потребность во власти (также
находится между потребностями
в уважении и самовыражении по
классификации Маслоу) выражается в
желании влиять на других людей, контролировать
их поведение, а также в готовности
отвечать за других и брать на себя
ответственность за их действия. Эта
потребность выражается в стремлении
к руководящей должности. Она
положительно влияет на эффективность
руководства. Вот почему на руководящие
посты целесообразно отбирать людей
с выраженной потребностью во власти.
Такие люди обладают высоким самоконтролем.
Они более преданы своей
Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы. К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования. Ко второй группе относятся те, кто стремиться к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Мак-Клеланд придавал особое значение потребности властвования второго типа. Поэтому он считал, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой давать возможность им удовлетворять ее.
Большое влияние на поведение
людей в организации оказывает
потребность в причастности, которая
реализуется через поиск и
удовлетворение хороших отношений
с окружающими, получение от них
поддержки. Мотивация на основании
потребности в причастности схожа
с мотивацией по Маслоу. Такие люди
заинтересованы в компании знакомых,
налаживании дружеских
На основе своих исследований Мак-Клеланд выделил три типа менеджеров:
1) институциональные менеджеры,
обладающие высоким уровнем
2) менеджеры, у которых
потребность во власти
3) менеджеры, у которых потребность в принадлежности преобладает над потребностью во власти, они тоже открыты, и социально активны.
Согласно выводам Мак-Клеланда,
менеджеры первых двух типов более
эффективно управляют своими подразделениями
главным образом благодаря
1.3 Теория мотивации Ф. Герцберга
В 1959 году Фредерик Герцберг
разработал еще одну модель мотивации,
основанную на потребностях. Он исследовал
двести инженеров и бухгалтеров
с целью выявления
В результате исследования отчетливо выявились две группы факторов, явно не одинаково влияющие на мотивацию труда - была сформулирована двухфакторная модель мотивации. Первую группу факторов Герцберг назвал факторами гигиены (гигиеническими факторами), вторую - мотиваторами.
1) Гигиенические факторы,
которые связаны с
2) Мотивирующие факторы,
которые сам Герцберг назвал
«удовлетворяющими» (это название
не получило широкого
Герцберг показал, что
возможность удовлетворить
Конкретизацией данного тезиса является вывод Герцберга о том, что с помощью заработной платы как таковой мотивировать людей нельзя. Для успешного стимулирования трудовых усилий необходимо включение еще и мотивирующих потребностей. Таким образом, руководитель должен сначала снять имеющую место у работников неудовлетворенность в чем-либо, а потом уже добиваться удовлетворенности.
Герцберг считал, что активность исполнителей будет высока, если:
1) работа имеет смысл,
общественную значимость, не примитивна,
не убивает интереса к себе,
позволяет развивать
2) требования к работнику
не занижаются, результаты труда
не обезличиваются и
3) каждый вправе получать
необходимую информацию, принимать
самостоятельные решения,
Концепция мотивации во многом
сходна с теорией потребностей Маслоу.
Гигиенические факторы
Наиболее удивительным и
неожиданным открытием, полученным
в результате проведённых Герцбергом
исследований, стал тот факт, что
деньги однозначно были отнесены к
разряду гигиенических
Несмотря на то, что основны6е
положения теории Герцберга нашли
широкое применение, в ее адрес
раздавались и критические
1.4 Теория мотивации Альдерфера
Сравнительно новой концепцией
в рамках содержательного подхода
к мотивации считается
Альдерфер несколько переработал иерархию потребностей Маслоу, предложив выделить три основные группы потребности:
1) экзистенциальные (existence);
2) социальные (relatedness);
3) развития (growth).
Начальные буквы названий
этих групп потребностей (в английском
варианте) дали название этой теории --
ERG-теория. Экзистенциальные потребности
связаны с удовлетворением
В отличие от Маслоу, Альдерфер отрицал иерархическое строение и необходимость их строго последовательного удовлетворения. Теория Альдерфера имеет принципиальное отличие от теории Маслоу -- движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня. Так, человек может, например, стремиться к развитию, даже если его экзистенциальные или социальные потребности не удовлетворены. Более того, индивид может одновременно иметь несколько доминирующих потребностей.
Маслоу утверждал, что неудовлетворенная потребность ведущий мотиватор, восхождение по пирамиде потребностей возможно только после удовлетворения предыдущего уровня. ERG-теория вводит очень важное фрустрационно-регрессивное измерение: если удовлетворение более высокой потребности блокировано, возрастает стремление к более полному и частому удовлетворению низлежащей потребности, т. е. блокированная потребность делает более актуальной менее высокую потребность, которую индивид в состоянии удовлетворить.
Альдерфер также предполагает, что чем меньше удовлетворяются потребности взаимосвязи (отношений с другими), тем более важными становятся потребности существования (физические/материальные), и что чем меньше удовлетворяются потребности роста (самооценка и самореализация), тем более важными становятся потребности взаимосвязи
В целом ERG-теория в большей мере учитывает разнообразие индивидуальных характеристик работников. Различия в образовании, воспитании, культурных корнях все это может оказывать влияние на приоритетность той или иной группы потребностей. Ряд исследований подтвердил концепцию Альдерфера, однако, по-видимому, ее скорее можно рассматривать как развитие идей Маслоу, чем как самостоятельную теорию.
Теория ERG в целом обладает
рядом сильных сторон, присущих содержательным
теориям, но лишена многих свойственных
им ограничений. Однако остается фактом
неспособность содержательных теорий
объяснить всю сложность
Глава 2. Практическое использование содержательных теорий на практике
Рассмотренные выше стратегические теории управления человеческими ресурсами каждая фирма адаптирует под специфические особенности своего функционирования. От успешности решения этого вопроса зависит, будут ли подчиненные стремиться работать хорошо или же просто отбывать присутственные часы.
Получение нового места работы,
а так же изменение привычных
условий деятельности стимулирует
работника, вызывает в нем желание
проявить себя с лучшей стороны. Не
получив возможности