Социально-психологические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 17:05, реферат

Краткое описание

В современных условиях процесс формирования управленческой культуры, управленческих знаний должен быть направлен на социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения.
Такой стиль управления стал нормой в цивилизованных странах (социальное государство) с рыночной экономикой (социально ограниченный рынок), устоявшимися взаимоотношениями классов и социальных групп (социальное партнерство).

Содержание

Введение 3
Понятие социального менеджмента 4
Законы и принципы социального управления 7
Доктрина социального менеджмента 9
Принципы социального управления 12
Методы социального менеджмента 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

социально-психологические основы менеджмента.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

в истории  цивилизации ныне является международной  системой,

определяющей  экономическую, социальную, политическую и культурную судьбы большей части  человечества. Важным, во многом определяющим законом общественного

развития  является выработка и осуществление  социальной политики как главного механизма  реализации принципов социального  государства, социально ограниченного  рынка. Эта социальная политика разрабатывается  и реализуется только на основе общей  доктрины развития общества. Корпоративизм является сегодня Тем социально-экономическим механизмом, который позволяет реализовать социальную доктрину.

 

Закон делегирования функций управления органам самоуправления 

Одним из важнейших законов современного социального управления является делегирование функций управления (функции прав, полномочий, ресурсов) органам самоуправления, развитие их самодеятельной активности по управлению общественными делами, всемерное развертывание сил саморегулирования и саморазвития. Корпоративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет не просто декларировать эти цели, а реализовывать их. Дело в том, что эти заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образования, население территорий, городов и районов. Поэтому центр тяжести в области здоровья нации во всем мире перемещается в муниципальные образования. Последние при корпоративном хозяйствовании способны рационально решать эти вопросы, обеспечивать здоровый образ жизни своего населения.

Решение этих задач возможно при одном  условии: население —

хозяин  и собственник территории, на которой  оно проживает.

Поэтому самоуправление — основа развития муниципальных

образований. Население городов и районов выступает собственником, совладельцем финансовых институтов, предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций.

Совершенно  очевидно, что до достижения этих целей  во всем

мире  еще очень далеко. В России, например, доходы населения

крайне  низкие (до 80 % бюджета семьи составляют расходы на

питание), условия жизни не соответствуют  современному уровню цивилизованного  развития. У подрастающего поколения  нет благоприятной стартовой площадки для жизни. Собственность большей части населения сведена к наличию приватизированной квартиры.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод: теория и практика

социального управления пока крайне несовершенны, его закономерности не познаны и  повсеместно нарушаются. 

Принципы  социального управления

 

Основными принципами социального управления являются:

• единоначалие в принятии решений и коллегиальность

при их обсуждении;

• единство воздействия всех методов управления для поддержания целостности  социальной системы;

 

• сочетание  отраслевого и территориального управления,

приоритетность  в достижении стратегических целей, научность социального управления;

• прогнозирование результатов социального управления;

• мотивация (стимулирование) труда;

• ответственность  за результаты социального управления;

• рациональная кадровая политика (подбор, подготовка, расстановка, использование кадров);

• экономичность  и эффективность управления;

• системность (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей  из различных звеньев);

• иерархичность (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют  деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей

ступенью  и одновременно является объектом управления

по отношению  к вышестоящему уровню);

• необходимость  разнообразия (управляющая система  должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем

управляемая система);

• обязательность обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

• сочетание  единоначалия и коллегиальности;

• ситуационное управление по прогнозированию возмущений;

• программно-целевое  обеспечение;

• делегирование  полномочий;

• гуманизм и нравственность в управлении;

• гласность  в принятии решения.

Таким образом, принципы социального управления должны

основываться  на законах развития общества, на законах управления, соответствовать целям социального управления и отражать

основные  свойства, связи и отношения управления, учитывать

временные и территориальные аспекты процессов  социального

управления, в необходимых случаях иметь  правовое оформление,

получать закрепление в различных нормативных документах. 

  Методы социального менеджмента 

Реализация  рассмотренных ранее законов  и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Метод управления — это совокупность приемов и способов

воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Можно выделить следующие методы управления:

• личностно-психологические, использующиеся для формирования мировоззрения и личности управленцев как основных субъектов управления;

социальные  и социально-психологические, применяемые с

целью повышения социальной активности людей;

• экономические, обусловленные экономическими стимулами;

• организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

• самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы;

• моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, диагностика;

• Методы глобального регулирования, ориентированные на планетарно-космические масштабы управления.

Все методы можно разделить на основные и  комплексные. В основных методах четко выделяется содержательный аспект по

признаку  соответствия методам управления, требованиям  тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических  и др.). Комплексные методы представляют собой комбинации

основных  методов.

Любой метод основан на познании объективных  закономерностей и реализации их требований, но в нем отражены требования не только объективной реальности, но и человеческого сознания, рефлексии, которые служат преобразованию действительности на основе научной методологии, позволяющей оптимизировать сам процесс познания с помощью совокупности приемов,

операций, процедур. Они могут быть традиционными, рутинными

и инновационными, творческими.

           

Экономические методы

Экономические методы управления представляют собой способы и средства достижения экономических целей управления

на основе реализации требований экономических  законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.

К многообразным  экономическим методам управления прежде всего следует отнести  экономическое стимулирование, направленное на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, нацеленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли.

Организационно-административные методы

Организационно-административные методы базируются на

властных  отношениях, дисциплине и ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих видах:

•прямое административное указание, которое  имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым

объектам  или лицам, воздействует на конкретно  сложившуюся ситуацию;

•установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;

•разработка и внедрение рекомендаций по организации

и совершенствованию  тех или иных процессов, подвергаемых административному воздействию;

•контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

Основной  формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядительство  и оперативное вмешательство  в производственный процесс в  целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.

В целом  объективной основой использования  организационно-административных методов  управления выступают организационные  отношения, составляющие часть механизма  управления.

Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших

функций управления —функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации

действий  подчиненных. Следует отметить, что  никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок в работе. Важно определить разумное сочетание, рациональное соотношение организационно- административных, экономических и социально-психологических методов.

Административные  методы не следует отождествлять  с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. администрированием.

Методы  самоуправления

Одной из главных задач современной  системы управления

является  создание благоприятных условий  для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектов самоуправления.

Самоуправление  предстает как процесс превращения человека,

трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в

ее субъект. Это особый вариант организации  управления. Речь

идет  об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение

по труду, т.е. осуществляющих ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в

себе  труд и управление, иными словами, складывается новый тип

социально-экономических  отношений между равноправными

субъектами  в процессе их совместной трудовой деятельности по

поводу  управления. Именно на этом уровне самоуправления вырабатываются те способы его дальнейшего  развития, которые могут

быть  распространены и на более высокие  ступени управления.

Преобразование  хозяйственного механизма организации

объективно  предполагает демократизацию управления (самоуправления). Сегодня решать вопросы  повышения эффективности

управления  можно только через заинтересованность и творческую деятельность всех работников, осознавших себя полноправными и  реальными участниками управления производственными и социальными процессами.

Информация о работе Социально-психологические основы менеджмента