Социально-психологические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 17:05, реферат

Краткое описание

В современных условиях процесс формирования управленческой культуры, управленческих знаний должен быть направлен на социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения.
Такой стиль управления стал нормой в цивилизованных странах (социальное государство) с рыночной экономикой (социально ограниченный рынок), устоявшимися взаимоотношениями классов и социальных групп (социальное партнерство).

Содержание

Введение 3
Понятие социального менеджмента 4
Законы и принципы социального управления 7
Доктрина социального менеджмента 9
Принципы социального управления 12
Методы социального менеджмента 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

социально-психологические основы менеджмента.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Новый хозяйственный механизм предусматривает  высокую

ступень децентрализации управления, является гарантом становления и развития самоуправления на разных уровнях социальной организации. При этом самоуправление рассматривается не   как антипод управления, а как реальное средство вовлечения в

управленческую  деятельность все большего числа  работников.

Метод централизации должен обеспечивать гармоничное, системное развитие в целом, метод децентрализации —принятие и

реализацию  свободных решений каждым субъектом  самоуправления. Другими словами, речь идет о признании прав субъекта

управления  не только за государственными органами и общественными организациями, но и за социальными группами, трудовыми  коллективами и каждой личностью. Следует учитывать, что применение каждого из этих методов имеет свои пределы  эффективности. Необходимо определить, на каком уровне управления тот или иной метод окажется наиболее эффективным. В этих условиях принцип демократического централизма превращается в принцип демократического управления, что в идеале соответствует самоуправлению.

Самоуправление  возможно только в таких экономических  условиях, в которых каждый работник и трудовые коллективы реализуют  себя в качестве субъектов собственности. В условиях самоуправления труд соединяется с управлением через отношения  собственности. Так как экономической формой их реализации является корпоративизм, то более благоприятные условия для

развития  самоуправления складываются на нижнем уровне, где  корпоративные отношения проявляются наиболее значимо, их развитие и внедрение подводит прочный экономический фундамент под процессы самоуправления и демократизации всей деятельности местных субъектов управления.

В целом  очень важно понять, что возможности использования

различных методов управления неразрывно связаны  с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество

назревших вопросов на основе самоуправления.

Моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, диагностика

Сила  научных методов состоит в  том, что они позволяют по-

лучить  достоверную информацию об объекте  анализа, обеспечивают надежную проверку знаний, дают возможность прогнозировать будущее состояние объекта, указывают необходимые средства воздействия, обеспечивающие желанное изменение его. Они могут рационализировать процесс принятия решений в социальной сфере.

Такие научные методы, как моделирование, прогнозирование,

экспертные  оценки, имеют многовековую историю. И все же есть

достаточные основания органически связывать  современный инструментарий управления с научно-технической революцией, ее

эпохальными достижениями. Она не только обновляет  и повышает эффективность традиционных, веками используемых методов и средств, но и провоцирует революцию в методах и средствах управления.

Среди научных средств познания особая роль принадлежит

методам диагностики, которые направлены на комплексную оценку ситуации, выявление  проблем, болевых точек. Методы диагностики  предполагают наличие норм, нормативов, ориентиров, которые выступают основой социального измерения. Социальная  диагностика имеет ряд циклов: диагноз, прогноз, проект, внедрение,

использующих  методы сбора и анализа информации (социологической и статистической). Методы диагностики имеют свои  технологии: первый этап включает общее ознакомление с объектом, постановку задач, выявление состава диагностируемой ситуации, выбор показателей и методик; второй этап обычно связан с измерением и анализом процессов; третий этап —построение

выводов, заключение по диагнозу и предложения  по изменению

положения дел к лучшему.

Методы  глобального регулирования

К методам глобального регулирования относятся прежде все-

го биосферные. Сохранение биосферы сегодня является главной

целью всех людей, живущих на планете Земля. Для этого наука

предлагает  ноосферный способ управления, который  базируется

на четком понимании того, что человек является частью природы и должен подчиняться  ее законам. Без сохранения природы

невозможно  продолжение рода человеческого.

Кроме того, к методам глобального регулирования  относятся

политические  и государственно-правовые. Политические методы

закрепляют  законодательным порядком интересы определенной

категории лиц или социальных групп в  том случае, когда существующая нормативно-правовая база перестает отвечать требованиям современности, явно входит в противоречие с текущей

ситуацией или существенно снижает качественные показатели

жизни для конкретных групп, слоев населения. Государственно-правовые методы призваны законодательно управлять ситуациями глобальных изменений окружающей действительности.

Итак, все  методы управления, которые субъектом  управления

используются  целостно, системно как средства объяснения и изменения окружающей действительности, основаны на выражении закономерностей движения человеческого мышления.

  

Заключение 

Успех в деятельности современной фирмы  определяется в значительной степени  сплоченностью персонала, надежностью  и привычностью вертикальных и горизонтальных связей, доверительными, гармоничными и взаимовыгодными отношениями между руководством и сотрудниками. “Хорошая организация – самое выгодное вложение капитала” – гласит один из принципов управления. 

Успех предприятия возникает в результате взаимодействия всех сотрудников, преследующих общие цели, которые должны быть реальны, пониматься каждым сотрудником и отражать основной характер предприятия. Именно человеческий фактор, то есть хорошо развитая организационная культура и корпоративный дух, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности. 

Чаще  всего, культура управления определяется как набор важных предположений, принимаемых членами компании. Хотя носителями организационной культуры являются люди, она представляет собой некую самостоятельную сущность, и ее параметры не совпадают с индивидуальной культурой отдельных членов компании. Компания может иметь уже сложившуюся организационную культуру, в этом случае перед ней стоит задача сохранения и поддержания культуры, либо задача ее изменения. Компания также может находиться на стадии формирования организационной культуры, в этом случае она должна следить за тем, чтобы этот процесс не вышел из-под контроля. 

Любое российское предприятие, стремящееся идти в ногу со временем, не может не иметь в качестве одного из таких ориентиров формирования эффективной организационной культуры, дающей каждому работнику возможность самоутвердиться, осознать значимость своей личности. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  

Атаманчук Г.В. Управление — фактор развития (размышления об управ-

ленческой деятельности). М., 2002. 

Афонин  Ю.А., Иванов В.Н. и др. Россия: объединяющая идея, путь выхода

из кризиса, улучшение жизни каждого. М.—Самара, 1997. 

Вудкок  М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991. 

Глухое  В.В. Основы менеджмента: Учебно-справ. пособие. СПб., 1995. 

Грейсон Дж. (мл), О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI

века. / Пер. с англ.М., 1991. 

Гурней  Б. Введение в науку управления / Пер. с франц. М., 1969. 

Дутченко B.C. Основы инновационной методологии. М., 1996. 

Иванов  В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996. 

Кузнецов  О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система ≪Природа—

Общество—Человек≫: устойчивое развитие. М.—Дубна, 2000. 

Мескон  М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

Основы  современного социального управления: Учеб. пособие / Под ред.

В.Н. Иванова. М., 1992. 

Социальные  технологии: Толковый словарь. М., 1995. 

Социальный  менеджмент: Учебник / Под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. М.-Самара, 1998.


Информация о работе Социально-психологические основы менеджмента