Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование процесса формирования социально-психологического климата в коллективе на примере предприятия ОАО «Камволь».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-описать теоретические основы формирования социально-психологического климата в коллективе;
-дать краткую характеристику исследуемой организации;
- провести анализ основных производственно-финансовых показателей предприятия;
-определить влияние социально - психологического климата на эффективность деятельности предприятия;
- предложить основные методы улучшения социально-психологического климата предприятия;
ВВЕДЕНИЕ
В условиях формирования новых
механизмов хозяйствования, ориентированных
на рыночную экономику, перед предприятиями
встаёт необходимость работать по-новому,
считаясь с законами и требованиями
рынка, овладевая новым типом
экономического поведения, приспосабливая
все стороны производственной деятельности
к меняющейся ситуации. В связи
с этим возрастает вклад каждого
работника в конечные результаты
деятельности предприятия. Одна из главных
задач для предприятий
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является социально-психологический климат в организации.
Формирование благоприятного
социально-психологического климата
трудового коллектива является одним
из важнейших условий борьбы за рост
производительности труда и качество
выпускаемой продукции. Вместе с
тем, социально-психологический
Значимость социально-
Тяжелый (напряженный) социально-психологический климат может вызвать у работников неудовлетворенность, что всегда влечет снижение производительности труда. С другой стороны, благоприятный климат и отношения в коллективе стимулирует производительность персонала, повышает эффективность человеческих ресурсов, обеспечивает достижение всего комплекса целей системы.
В коллективе социально-психологический климат (СПК) можно определить, как устойчивый настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. СПК определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к своему труду, ко всем формам жизнедеятельности на основании индивидуальных ценностных ориентации.
Целью данной курсовой работы является исследование процесса формирования социально-психологического климата в коллективе на примере предприятия ОАО «Камволь».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-описать теоретические
основы формирования социально-
-дать краткую характеристику исследуемой организации;
- провести анализ основных
производственно-финансовых
-определить влияние социально
- психологического климата на
эффективность деятельности
- предложить основные
методы улучшения социально-
Объектом исследования в настоящей курсовой работе выступает предприятие ОАО «Камволь».
1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Трудовой коллектив предприятия
Работники играют особенную роль на предприятии. С одной стороны, они являются создателями организаций, определяют их цели и выбирают методы достижения этих целей. С другой стороны, люди являются важнейшим ресурсом организаций для реализации собственных целей.
Следовательно, для того,
чтобы успешно развиваться, предприятие
должно управлять подбором, обучением,
оценкой и вознаграждением
Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
Трудовой коллектив является основной ячейкой, которая объединяет всех работников предприятия для достижения определенной цели.
Трудовая деятельность происходит в трудовой среде. Следовательно, трудовая среда - условия труда, взаимоотношения людей, участвующих в трудовом процессе, а так же средства, используемые в процессе. Трудовому коллективу присуща своя трудовая среда.
Трудовая среда включает такие факторы, как условия, в которых происходит трудовой процесс, предметы труда и технологический процесс.
Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.
В процессе трудовой деятельности люди вступают в контакт, и в этих условиях формируются отношения, получившие название коллективистские.
Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности. Под нравственностью подразумевается построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру. Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.
Человеческий труд - это
деятельность, в процессе которой
создаются материальные и духовные
блага для удовлетворения потребностей
общества. Значение трудовых коллективов
трудно переоценить. От результативности
и качества труда работников, зависят
процветание организации и
Трудовой коллектив любого
предприятия условно можно
Производственный персонал - рабочие, занятые в процессе материального производства, с большей долей физического труда. Весь производственный персонал можно разделить на: основных рабочих, занятых процессом производства и вспомогательных, обслуживающих данное производство. Результатом этой деятельности являются материальные блага, созданные в процессе производства;
Управленческий персонал - работники, занятые процессом переработки информации, подготовкой управленческих решений, контролем исполнения решений на производстве с преобладающей долей умственного труда. Данный персонал делится на две группы: руководители и специалисты. Главное отличие между руководителями и специалистами заключается в праве руководителя принимать те или иные решения, имеющие юридическую силу, а также наличие в подчинении других работников.
Таким образом, коллектив - это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе. Эффективность работы коллектива во многом зависит от его социально - психологического климата.
Социально-психологический
климат является комплексной психологической
характеристикой, отражающей состояние
взаимоотношений и степень
Суть социально-
преобладающих в данной группе людей. Климат выражается способом зависимости членов группы или коллектива друг от друга (социальные связи), а также способом зависимости людей от совместно выполняемых функций или задач.
Влияние социально-
Благоприятный социально-психологический
климат характеризуют оптимизм, радость
общения, доверие, чувство защищенности,
безопасности и комфорта. В коллективе
зарождается теплота и внимание
в отношениях, межличностные симпатии,
открытость коммуникации, уверенность,
бодрость, возникает желание творить,
интеллектуально и
Неблагоприятный социально-психологический
климат характеризуют пессимизм, раздражительность,
скука, высокая напряженность и
конфликтность отношений в
Социально-психологический
климат - это результат совместной
деятельности людей, их межличностного
взаимодействия. Он проявляется в
таких групповых эффектах, как
настроение и мнение коллектива, индивидуальное
самочувствие и оценка условий жизни
и работы личности в коллективе.
Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях,
связанных с процессом труда
и решение общих задач
Благоприятный социально-психологический
климат является условием повышения
производительности труда, удовлетворенности
работников трудом и коллективом. Хороший
климат не является простым следствием
провозглашенных девизов и
Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на социально-психологический климат коллектива.
Качество социально-