Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 11:37, курсовая работа
Особенность социально-психологических методов управления состоит в том, что единоличное воздействие, предпринятое руководителем, нередко превращается в коллективное в зависимости от того, одобряет или не одобряет его коллектив. В первом случае он его усиливает, во втором — ослабляет, а иногда и вовсе сводит на нет.
Введение
1. социально-психологические методы управления
1.1.назначение социально - психологических методов управления
1.2. социальные методы управления
1.3.психологические методы управления
Заключение
Литература
«Саратовский колледж
По дисциплине менеджмент
«Социально-
психологические методы
Г. Саратов
Содержание:
Введение
1.1.назначение социально - психологических методов управления
1.2. социальные методы управления
1.3.психологические методы управления
Заключение
Литература
Введение
Социально-психологические методы управления направлены на формирование трудового коллектива, его сплочение и повышение трудовой активности. Это достигает реальным учетом индивидуальных способностей, потребностей и интересов личности в трудовом процессе; формированием сознательного отношения к труду, нетерпимости к недостаткам, инициативы и социалистической предприимчивости; созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе и условий труда и быта работников торговли; повышением значимости коллективных стимулов и интересов; организацией социалистического соревнования и т. п.
Возрастание роли социально-
Социально-психологические
Важную роль социально-
Содержание и формы
Следует также иметь в виду,
что продолжительность
Особенность социально-
Социально-психологические методы управления основаны на использовании в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов, как отдельных работников, так и коллектива в целом.
Роль социально
- психологических методов
- повышением
образовательного и
- развитием демократических начал в управлении;
- значительная
часть коллективов является не
только наемными работниками,
но и акционерами предприятия,
что вызывает необходимость
Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально-психологические факторы, которые сложились в коллективе.
Использование
социально-психологических
Целенаправленное формирование атмосферы общественных мнений, их ориентация, образуют необходимые условия для проявления социальной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, образуют в совокупности социально-психологические, или воспитательные, методы управления (СПМУ).
Поскольку содержание духовной жизни общества отличается исключительным разнообразием, различны интересы, вкусы и взгляды различных групп людей, социально-психологические методы также весьма разнообразны. В связи с этим особую важность приобретает их классификация. Один из возможных способов заключается в последовательной иерархии социальных процессов по уровням:
1) общество;
2) коллектив;
3) группа;
4) личность.
Рассмотрим эту
классификацию методов
На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами. Это, главным образом, методы воздействия средств массовой информации, пропаганды на население страны, регионов, социальные слои с целью формирования определенных представлений о текущем характере общественного развития и состоянии социально-массовых процессов (социальном состоянии общества, безработице, преступности, гражданских свободах). При этом ответственность (как моральную, так и юридическую) за объективность и своевременность информации несут не только средства массовой информации, но и органы государственной власти. На следующем уровне действуют методы управления коллективами и группами, включающие:
а) оценку индивидуальных качеств работников;
б) выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств работников.
На этом уровне конкретизируются законы развитая общества (точнее, всего объективного мира), формируется и проявляется личность каждого работника. Организующая сила коллективного общения формирует не только профессиональные качества работника, но и развивает его как целостную личность. Тем самым социальная устремленность коллектива в целом органично связывается с социальной устремленностью, социально значимыми целями, морально-этическими нормами поведения отдельного работника. Уровень развития СПМУ практически однозначно характеризует уровень развития коллектива как социальной целостности, систему ее социальных ориентиров, сложившийся морально-психологический климат в коллективе.
Эти методы управления наиболее адекватны правилам группового поведения, формирования коллективной этики. В различных коллективах, отличающихся характером работ (исследования, разработки, маркетинговая, финансовая, производственная деятельность), естественно, методы управления коллективами и группами качественно различны.
Методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами действуют на уровне взаимоотношений между членами коллектива или отдельной группы (в отличие от предыдущей группы методов, рассматривавшей коллектив как единое целое, подчиненное одной цели и синергетическому достижению конечных результатов).
Чаще всего
руководителю приходится решать задачи
формирования трудового коллектива, определения
путей и направлений его социального развития.
Саморазвитие коллектива возможно лишь
при тщательном выполнении процедур подбора,
расстановки и закрепления кадров, определении
перспектив удовлетворения потребностей
в творческом труде, при самоусовершенствовании
личности (профессиональная учеба, самообразование,
самовыражение, развитие творческих потенций
и т. д.). При подборе кадров необходимо
учитывать комплекс социально-демографических
и профессионально-
При управлении организацией коллективов выделяются три основные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и доведена до логических выводов, предложений, рекомендаций и результатов.
На первой стадии — ориентации и адаптации — работники присматриваются друг к другу, к руководителю. Эта стадия должна быть максимально информативной, причем основным источником информации должен быть руководитель. Он вновь и вновь информирует новых сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива, задачах, подлежащих решению; расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывая у них ответственность за успешное выполнение поставленных заданий, культуру исполнения. Уже на этой стадии становления коллектива выделяется группа активных и инициативных исполнителей.
На второй стадии
значительно усиливаются
Третья стадия — стадия интеграции коллектива, когда формируется действительная общность работников как единого социального организма. Здесь формируются коллективное мнение о нормах поведения, коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудничества. Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частичных целей каждой личности.
Методы управления индивидуально-личностным поведением в настоящее время представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управления выступает и общество в целом, и коллектив, и, главным образом, руководитель. В рамках методов управления индивидуально-личностным поведением основным является личный пример, когда руководитель либо сам демонстрирует образцы нужного поведения, либо указывает на примерных работников. Выдающаяся личность может быть воспитана только выдающейся личностью — талантом, гением, тружеником, — поэтому роль учителя, педагога, наставника исключительно важна в нашей жизни. Важнейшее значение приобретает ориентация руководителей на личное достоинство людей, уважение их идейно-нравственных принципов и убеждений. Весьма важен метод ориентирующих воздействий — создание обстановки, условий, ориентирующих поведение личности в направлении проявления ее лучших созидательных качеств.
Информация о работе Социально- психологические методы управления организацией