Социально- психологические методы управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Особенность социально-психологических методов управления состоит в том, что единоличное воздействие, предпринятое руководителем, нередко превращается в коллективное в зависимости от того, одобряет или не одобряет его коллектив. В первом случае он его усиливает, во втором — ослабляет, а иногда и вовсе сводит на нет.

Содержание

Введение
1. социально-психологические методы управления
1.1.назначение социально - психологических методов управления
1.2. социальные методы управления
1.3.психологические методы управления
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)
 
 

              

                                       ГБОУ СО СПО 

             «Саратовский колледж кулинарного  искусства » 
 
 
 
 
 
 

                                
 
 
 

                                 Курсовая работа

                             По дисциплине  менеджмент

                                             На тему

     «Социально- психологические методы управления  организацией» 

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Г. Саратов 
 

Содержание:

Введение

  1. социально-психологические методы управления

    1.1.назначение социально - психологических методов управления

    1.2. социальные  методы управления

    1.3.психологические  методы управления

    Заключение

    Литература 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

Социально-психологические  методы управления направлены на формирование трудового коллектива, его сплочение и повышение трудовой активности. Это достигает реальным учетом индивидуальных способностей, потребностей и интересов личности в трудовом процессе; формированием сознательного отношения к труду, нетерпимости к недостаткам, инициативы и социалистической предприимчивости; созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе и условий труда и быта работников торговли; повышением значимости коллективных стимулов и интересов; организацией социалистического соревнования и т. п.

 
  Возрастание роли социально-психологических  методов управления связано с  тем, что они заключают в  себе неисчерпаемые резервы роста  производительности труда на  основе использования резервов  личности и коллектива: умение  и знание работников, их сознательность, инициативность, целевые ориентации и социальные интересы и т. д.

 
  Социально-психологические методы  обеспечивают определение оптимального  состава коллектива на основе  учета темперамента, характера, возраста  и других качеств работника.

 
  Важную роль социально-психологические  методы управления играют в  совершенствовании социалистических  производственных отношений, в  более широком привлечении трудящихся  к управлению, в реальном использовании  трудовым коллективом прав, предоставленных ему Конституцией РФ  (ст. 8)  и Законом РФ «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями».

 
  Содержание и формы применения  социально-психологических методов  управления во многом определяются производственной, социальной и демографической структурой трудовых коллективов, характером выполняемых производственных задач, спецификой деятельности данного предприятия, уровнем развития коллектива. При этом руководитель должен учитывать, что использование данной группы методов требует чрезвычайной осторожности, так как большинство их направлено на психику человека. Неудачное использование метода может вызвать негативную реакцию. Например, незаслуженная обида может привести к конфликту, к скрытому неповиновению и т. п., что наносит ущерб морально-психологическому климату в коллективе.

 
  Следует также иметь в виду, что продолжительность действия  того или иного метода социально-психологического  воздействия зависит от особенностей  объекта. Одни люди мало восприимчивы к мерам морального воздействия, другие даже небольшое замечание помнят долго, а поощрение рассматривают как аванс за предстоящую хорошую работу. Умелый руководитель, тонко знающий людей, может очень многого достичь, правильно применяя эти  методы.

 
  Особенность социально-психологических  методов управления состоит в  том, что единоличное воздействие,  предпринятое руководителем, нередко  превращается в коллективное  в зависимости от того, одобряет  или не одобряет его коллектив.  В первом случае он его усиливает, во втором — ослабляет, а иногда и вовсе сводит на нет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социально – психологические  методы управления

Социально-психологические методы управления основаны на использовании в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов, как отдельных работников, так и коллектива в целом.

Роль социально - психологических методов постоянно  возрастает. Это обусловлено тремя  моментами:

- повышением  образовательного и культурного  уровня работников, что вызывает  с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельностью, основанных на учете их интересов, интересов коллективов, в которых они работают, методов, которые не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой активности;

- развитием демократических начал в управлении;

- значительная  часть коллективов является не  только наемными работниками,  но и акционерами предприятия,  что вызывает необходимость некоторого  насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия.

Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные  с разработкой систем материального  стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально-психологические факторы, которые сложились в коллективе.

Использование социально-психологических методов  предполагает оценку социально-психологического микроклимата в коллективе и его  роль в формировании отдельных работников. Она осуществляется с использованием психологических тестов, наблюдений, анкетирования и т.д.; разработку мероприятий по развитию социально-психологических отношений в коллективе до требуемого уровня с помощью учебы, психологических тренингов; учебу руководителей по овладению социально-психологическими методами управления коллективом, подготовку коллектива к приему социально-психологических методов воздействия со стороны руководителей.

Целенаправленное  формирование атмосферы общественных мнений, их ориентация, образуют необходимые условия для проявления социальной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, образуют в совокупности социально-психологические, или воспитательные, методы управления (СПМУ).

Поскольку содержание духовной жизни общества отличается исключительным разнообразием, различны интересы, вкусы и взгляды различных групп людей, социально-психологические методы также весьма разнообразны. В связи с этим особую важность приобретает их классификация. Один из возможных способов заключается в последовательной иерархии социальных процессов по уровням:

1) общество;

2) коллектив;

3) группа;

4) личность.

Рассмотрим эту  классификацию методов подробнее.

На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми  процессами. Это, главным образом, методы воздействия средств массовой информации, пропаганды на население страны, регионов, социальные слои с целью формирования определенных представлений о текущем характере общественного развития и состоянии социально-массовых процессов (социальном состоянии общества, безработице, преступности, гражданских свободах). При этом ответственность (как моральную, так и юридическую) за объективность и своевременность информации несут не только средства массовой информации, но и органы государственной власти. На следующем уровне действуют методы управления коллективами и группами, включающие:

а) оценку индивидуальных качеств работников;

б) выработку  ориентиров, создающих условия для  максимального проявления профессиональных качеств работников.

На этом уровне конкретизируются законы развитая общества (точнее, всего объективного мира), формируется и проявляется личность каждого работника. Организующая сила коллективного общения формирует не только профессиональные качества работника, но и развивает его как целостную личность. Тем самым социальная устремленность коллектива в целом органично связывается с социальной устремленностью, социально значимыми целями, морально-этическими нормами поведения отдельного работника. Уровень развития СПМУ практически однозначно характеризует уровень развития коллектива как социальной целостности, систему ее социальных ориентиров, сложившийся морально-психологический климат в коллективе.

Эти методы управления наиболее адекватны правилам группового поведения, формирования коллективной этики. В различных коллективах, отличающихся характером работ (исследования, разработки, маркетинговая, финансовая, производственная деятельность), естественно, методы управления коллективами и группами качественно различны.

Методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами действуют на уровне взаимоотношений между членами коллектива или отдельной группы (в отличие от предыдущей группы методов, рассматривавшей коллектив как единое целое, подчиненное одной цели и синергетическому достижению конечных результатов).

Чаще всего  руководителю приходится решать задачи формирования трудового коллектива, определения путей и направлений его социального развития. Саморазвитие коллектива возможно лишь при тщательном выполнении процедур подбора, расстановки и закрепления кадров, определении перспектив удовлетворения потребностей в творческом труде, при самоусовершенствовании личности (профессиональная учеба, самообразование, самовыражение, развитие творческих потенций и т. д.). При подборе кадров необходимо учитывать комплекс социально-демографических и профессионально-квалификационных качеств работников, в котором нет, и не может быть второстепенного и малозначимого. Стабильность коллектива зависит от уровня взаимодействия (формального и неформального), от интенсивности общения. Однако и интенсивность общения должна быть величиной регулируемой.

При управлении организацией коллективов выделяются три основные стадии, каждая из которых  должна быть осмыслена и доведена до логических выводов, предложений, рекомендаций и результатов.

На первой стадии — ориентации и адаптации —  работники присматриваются друг к другу, к руководителю. Эта стадия должна быть максимально информативной, причем основным источником информации должен быть руководитель. Он вновь и вновь информирует новых сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива, задачах, подлежащих решению; расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывая у них ответственность за успешное выполнение поставленных заданий, культуру исполнения. Уже на этой стадии становления коллектива выделяется группа активных и инициативных исполнителей.

На второй стадии значительно усиливаются процессы самоорганизации, саморегулирования  и саморазвития. Эта стадия предполагает, что уровень административного  вмешательства руководителя должен уменьшаться, и на смену ему все  в большей степени должны приходить взаимопонимание, взаимоуважение, лояльность друг к другу (естественно, на основе высокого профессионализма и общей культуры). Наибольший акцент делается на позитивные сдвиги, тенденции, проявления личностных свойств, поддержка и развитие которых — обязанность руководителя.

Третья стадия — стадия интеграции коллектива, когда  формируется действительная общность работников как единого социального  организма. Здесь формируются коллективное мнение о нормах поведения, коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудничества. Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частичных целей каждой личности.

Методы управления индивидуально-личностным поведением в настоящее время представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управления выступает и общество в целом, и коллектив, и, главным образом, руководитель. В рамках методов управления индивидуально-личностным поведением основным является личный пример, когда руководитель либо сам демонстрирует образцы нужного поведения, либо указывает на примерных работников. Выдающаяся личность может быть воспитана только выдающейся личностью — талантом, гением, тружеником, — поэтому роль учителя, педагога, наставника исключительно важна в нашей жизни. Важнейшее значение приобретает ориентация руководителей на личное достоинство людей, уважение их идейно-нравственных принципов и убеждений. Весьма важен метод ориентирующих воздействий — создание обстановки, условий, ориентирующих поведение личности в направлении проявления ее лучших созидательных качеств.

Информация о работе Социально- психологические методы управления организацией