Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 11:37, курсовая работа
Особенность социально-психологических методов управления состоит в том, что единоличное воздействие, предпринятое руководителем, нередко превращается в коллективное в зависимости от того, одобряет или не одобряет его коллектив. В первом случае он его усиливает, во втором — ослабляет, а иногда и вовсе сводит на нет.
Введение
1. социально-психологические методы управления
1.1.назначение социально - психологических методов управления
1.2. социальные методы управления
1.3.психологические методы управления
Заключение
Литература
В решении задач морально-психологического воздействия на личность и коллектив особая роль принадлежат моральному стимулированию, которое позволяет работникам глубже осознать социальную значимость и необходимость своего труда как нравственного долга перед собой, коллективом и обществом. Методы морального стимулирования призваны обеспечить четкую дифференцированную связь между результатами труда и мерой морального поощрения. При этом моральное поощрение должно быть тесно взаимоувязано с материальным. Здесь требуется тактичность, высокий профессионализм руководителя, талант воспитателя.
Моральное стимулирование включает поощрение, как коллектива, так и личности. Коллективное поощрение активизирует процессы координации, кооперации и взаимопомощи. Многие поощрения активизируют процессы выделения отдельных работников и требуют особо тщательных, взвешенных подходов к оценке индивидуального вклада поощряемого работника в общий итог работы, оценки сложившихся в коллективе взаимоотношений.
Необходимо помнить,
что моральное поощрение, не подкрепляемое
материально, так же быстро теряет свою
силу, как и материальное, не сопровождаемое
подчеркнутым уважением коллектива и
общества.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, Коллектива в процессе управления персоналом.
Социально-психологические
методы — это способы осуществления
управленческих воздействий на персонал,
Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.
Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем (в ходе диалога с собеседником) получение необходимой информации. Интервью — идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем — требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.
Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту и поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций в развитии трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести:
• формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников;
• комфортный психологический климат в коллективе;
• формирование личной мотивации людей исходя из философии организации;
• минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);
• разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;
• рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования;
• формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.
Целесообразно,
чтобы психологическое
Методы
управления персоналом можно также
классифицировать по признаку принадлежности
к общей функции управления: методы нормирования,
организации, планирования, координации,
регулирования, мотивации, стимулирования,
контроля, анализа, учета. Более подробная
классификация методов управления персоналом
по признаку принадлежности к конкретной
функции управления персоналом позволяет
выстроить их в технологическую цепочку
всего цикла работы с персоналом. По этому
признаку выделяются методы: найма, отбора
и приема персонала; деловой оценки персонала;
социализации, профориентации и трудовой
адаптации персонала; мотивации трудовой
деятельности персонала; организации
системы обучения персонала; управления
конфликтами и стрессами; управления безопасностью
персонала; организации труда персонала;
управления деловой карьерой и служебно-профессиональным
продвижением персонала; высвобождения
персонала.
Социальные методы управления включают в себя социально-психологические способы и приемы воздействий на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, личности с их ролями и статусами, связанными системой взаимоотношений и социальных потребностей и др. Социально-психологические методы управления, прежде всего, отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов.
Социальные методы
управления связаны со способами
достижения социальных целей общества
не только экономическими, организационно-
Социальные методы включают широкий спектр
методов социального нормирования, социального
регулирования, морального стимулирования
и др. Методы социального нормирования
позволяют упорядочить социальные отношения
между социальными группами, коллективами
и отдельными работниками путем введения
различных социальных норм. Социально-политические
методы включают социальное образование
и привлечение работников к участию в
социальном управлении. К конкретным методам
социального нормирования относятся правила
внутреннего трудового распорядка, правила
внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного
воздействия. Методы социального регулирования
используются для упорядочения социальных
отношений путем выявления и регулирования
интересов и целей различных коллективов,
групп и индивидуумов. К ним относятся
договоры, взаимные обязательства, системы
отбора, распределения и удовлетворения
социальных потребностей. Методы морального
стимулирования используются для поощрения
коллективов, групп, отдельных работников,
достигших определенных успехов в профессиональной
деятельности.
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия . Классификация элементов, регулируемых с помощью психологических методов.
Психологическое
планирование составляет новое
направление в работе с
Целесообразно,
чтобы психологическое
Отрасли психологии
и знание их методов
Информация о работе Социально- психологические методы управления организацией