Типы личности
характеризуют внутренний потенциал
человека и его общую направленность
к выполнению определенных видов
работ и сферам деятельности.
Известно несколько подходов
к типизации личности человека:
16-факторная характеристика личности
по качеству Кеттела, теория сновидений
и влечений 3. Фрейда, на основе классификации
ролей поведения и др.
Темперамент
является очень важной психологической
характеристикой личности для
определения назначения и места
каждого работника в коллективе, распределения
управленческих задач и психологических
приемов работы с конкретным человеком.
Известны четыре основных темперамента:
сангвинический, флегматический, холерический
и меланхолический.
Черты характера
определяют направленность мира человека,
уровень потребности в общении. По преобладанию
тех или иных черт характера людей разделяют
на экстравертов и интровертов. Экстраверт
- чрезвычайно общителен, откликается
на все новое, прерывает вид деятельности,
иногда не закончив работу, если возникает
новый собеседник, стимул. Мотивация деятельности
непостоянна и находится в прямой зависимости
от мнения окружающих, выражены альтруистические
наклонности, иногда ради других человек
забывает себя.
Интроверт
- замкнут, в поведении исходит только
из внутренних соображений, поэтому иногда
окружающим его действия кажутся вычурными
и чудаковатыми. Хорошо развита интуиция,
очень точно просчитывает ситуацию, его
решения часто перспективны и оправдываются
в будущем. Интроверт эмоционально холоден,
бедная мимика и жесты настораживают собеседников
и препятствуют откровенности в разговоре.
Характеры
с точки зрения отношения человека
к внешнему и внутреннему миру
можно рассмотреть по отношению
к окружающей действительности
и к другим людям (позитивное, нейтральное,
негативное), по отношению к себе (завышенное,
нормальное, заниженное) и к работе(учебе).
Направленность
личности является важной психологической
характеристикой человека и рассматривается
сточки зрения потребностей, интересов,
мотивов, убеждений и мировоззрений.
Интеллектуальные
способности характеризуют возможности
понимания, мышления, сознания человека
и важны для профессиональной
ориентации, оценки людей, планирования
карьеры и организации движения
по служебной лестнице. Главное внимание
следует обратить на уровень интеллекта
работника, который имеет три градации
(высокий, средний, низкий). Способности
рационального мышления - неотъемлемое
требование к руководящему персоналу
и специалистам. Уровень сознания определяет
соответствие сотрудника моральному кодексу
предприятия. Логические способности
незаменимы в инженерной и научной деятельности.
Интеллектуальные способности выявляются
с помощью психологических методов. Память
человека является важным компонентом
интеллектуальных способностей. Существуют
значительные различия в объеме долговременной
и оперативной памяти разных людей.
Методы познания
представляют собой инструменты,
с помощью которых человек
изучает действительность, обрабатывает
информацию и готовит проекты решений.
Наиболее известными методами познания
являются анализ и синтез, индукция и дедукция.
Анализ предполагает изучение явления
на основе классификации, разделения на
элементы, определения альтернатив, исследования
внутренних закономерностей. Синтез, наоборот,
основан на изучении межэлементных связей,
построении системы из отдельных элементов,
исследовании внешних закономерностей
и связей. В процессе познания анализ и
синтез используются совместно, например
при построении схемы организационной
структуры управления предприятием.
Индукция
представляет собой умозаключение
от частного к общему на
основе исследования разнообразных
фактов и событий, по результатам
которого разрабатывается гипотеза
(общее утверждение) об определенной
закономерности. Дедукция, наоборот, представляет
собой умозаключение от общего к частному,
когда выдвигаются гипотезы (правила,
принципы) в форме абсолютной истины, из
которых делается вывод о частных закономерностях.
Примером применения методов индукции
и дедукции является разработка философии
предприятия.
Познание
действительности осуществляется
путем ощущения и восприятия
внешнего мира и информации. Они
являются предметом психологии,
и существуют специальные методы
их развития. Философия рассматривает
познание как процесс от живого созерцания
до абстрактного мышления.
Психологические
образы позволяют проводить обучение
персонала на основе типовых
образцов поведения исторических
личностей, крупных руководителей
и новаторов производства. Художественные
образы используются для эстетического
и культурного воспитания сотрудников
предприятия, прежде всего молодежи. Графические
образы составляют неотъемлемую часть
инженерной деятельности, особенно с применением
современных мультимедийных технических
средств, когда проектирование новых технологий
идет на компьютере. Визуальные образы
весьма, полезны в кадровой работе, т.к.
позволяют обеспечить узнаваемость конкретной
личности в трудовом коллективе. Психологические
образы являются идеальной формой отражения
предметов и явлений материального мира
в сознании человека. Психологические
образы на чувственной ступени познания
формируются путем ощущения, восприятия
и представления. В процессе мышления
образы формируются на основе понятий,
суждений и умозаключений. Материальной
формой воплощения образов выступают
практические действия, разговорный язык,
письменность, различные знаковые модели.
В процессе
управления чаще всего используются
исторические, художественные, графические,
аудиовизуальные и знаковые образы. Исторические
образы широко используются путем описания
жизни великих людей для воспитания молодых
работников и обоснования принимаемых
решений.
Художественные
образы являются важным компонентом
дизайна помещений офисов, формирования
культуры управления и технической техники.
Графические образы широко используются
в регламентации управления (схемы, графики,
модели, генпланы) и для обоснования принятия
решений. Аудиовизуальные образы являются
неотделимой частью современной компьютерной
и телевизионной техники, обеспечивающей
работников своевременной информацией
в режиме диалога человек—машина. Знаковые
образы позволяют использовать математические
методы для принятия управленческих решений
(матрицы, модели управления, кроссворды
и др.).
Способы психологического
воздействия относят к числу
важнейших элементов психологических
методов управления. Они концентрируют
все необходимые и разрешенные
законом приемы воздействия на
людей для координации в процессе
совместной трудовой деятельности.
К способам психологического воздействия
относятся внушение, убеждение, подражание,
вовлечение, принуждение, побуждение,
осуждение, требование, запрещение, плацебо,
порицание, командование, обманутое ожидание,
"взрыв", метод Сократа, намек, комплимент,
похвала, просьба, совет.
Заключение
Управление персоналом
на предприятии – это вид деятельности,
который позволяет реализовывать,
обобщить широкий спектр вопросов адаптации
индивида к внешним условиям,
учёта личного фактора в построении
системы
управления персоналом
предприятия. Можно выделить три
фактора,
оказывающих воздействие
на людей на предприятии.
Первый –
иерархическая структура предприятия,
где основное средство воз-
действия –
это отношения власти – подчинения,
давления на человека сверху, с
помощью принуждения,
контроля над распределением материальных
благ.
Второй –
культура, то есть вырабатываемые обществом,
предприятием,
группой людей
совместные ценности, социальные нормы,
установки поведения,
которые регламентируют
действия личности.
Третий –
рынок – сеть равноправных отношений,
основанных на купле-
продаже продукции
и услуг, отношениях собственности.
В системе
методов управления персоналом
выделяют:
1. Административный
метод;
2. Экономический
метод;
3. Социально-психологический
метод.
Внедрение предложенных
социально-психологических методов
управления в сочетании с совершенствованием
иных методов управления позволит повысить
заинтересованность сотрудников в
результатах своего труда и эффективность
всей стратегии управления предприятием.
Таким образом,
дальнейшее развитие механизмов управления
в целом и мотивацией в частности
является перспективным направлением
развития менеджмента в современных
условиях.