Социальный менеджмент на сервисном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Основная моей курсовой работы – исследование системы социального менеджмента на сервисном предприятии и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Достижение цели предполагает последовательное решение следующих задач:
1. Исследовать концептуально-методологические основы социального менеджмента
2. Проанализировать систему социального менеджмента на сервисном предприятии, уделив особое внимание структуре управляемой и управляющей подсистем, социальной политике и применяемым методам социального менеджмента
3. Сформулировать выводы и на их основе предложить меры по совершенствованию данной системы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Концептуально-методологические основы социального менеджмента. 5
1.1 Сущность и основные понятия социального менеджмента. 5
1.2 Законы и принципы социального менеджмента. 9
1.3 Методы социального менеджмента. 13
Глава 2. Анализ социального менеджмента на сервисном предприятии. 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования. 19
2.2 Анализ организационной структуры 20
2.3 Анализ структуры управляющей и управляемой подсистем объекта исследования. 22
2.4 Социальная политика, социальные, социально-психологические и организационно-административные методы 24
2.5 Экономические методы управления 27
2.6 Анализ удовлетворенности работников трудом и применяемыми методами социального менеджмента . 28
Глава 3. Пути совершенствования механизма социального менеджмента объекта исследования. 31
3.1 Совершенствование системы материального стимулирования. 31
3.2 Совершенствование системы нематериального стимулирования. 33
Заключение 38
Библиографический список. 39

Вложенные файлы: 1 файл

Новикова К_Социальный_менеджмент.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Указанная классификация  кадров управления позволяет четко  сформулировать требования к каждому  работнику в зависимости от его  принадлежности к той или иной группе и организовать необходимую для данной категории работников систему их подбора, подготовки и рационального использования.

1.2 Законы и принципы социального менеджмента.

 

В системе законов  социального управления ведущую  роль играют объективные, не зависящие  от сознания и воли людей социальные и экономические законы. Их действие проявляется только в деятельности людей и, следовательно, зависит от того, насколько полно учитываются требования объективных законов. Объединяя и координируя труд людей, управляющая система должна строго учитывать требования социальных и экономических законов, проявляющихся в определении цели, поиске путей ее реализации, оценке результатов достижения.

Категория закон относится  к той же группе категорий, что  и закономерность. Как законы, так и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории менеджмента понятие «закономерность» рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования.

К основным законам социального  менеджмента относят:

  • единство системы социального управления, обусловленного культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов административно-государственного управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов менеджмента;
  • пропорциональность управляемой и управляющей подсистем социальной системы, предполагающей рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;
  • оптимальное соотношение централизации и децентрализации функций социального управления. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации);
  • участие различных слоев населения в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.

Основные принципы социального менеджмента:

Принципы социального  менеджмента – это правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Другими словами это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей выглядит следующим образом:

Рис. 1.2.1 Последовательность трансформации законов социального развития в принципы социального управления.

 

Общие требования к принципам социального менеджмента можно сформулировать следующим образом:

  1. В качестве их основы должны выступать законы развития общества, его социальные законы и законы менеджмента.
  2. Должно соблюдаться соответствие принципов социального менеджмента целям социального менеджмента.
  3. Необходим учет временных и территориальных аспектов процессов социального управления.
  4. необходимо правовое оформление, т.е. закрепление в различных закрепление в различных нормативных документах.

К основным принципам социального менеджмента относят:

  1. принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
  2. принцип единства административно-государственного, хозяйственного и социально-культурного менеджмента;
  3. принцип сочетания отраслевого и территориального социального управления;
  4. принцип научности социального управления;
  5. принцип прогнозирования социального управления;
  6. принцип мотивации (стимулирования) труда;
  7. принцип ответственности за результаты социального управления;
  8. принцип рационального подбора кадров, их подготовки, расстановки и использования;
  9. принцип экономичности и эффективности управления; принцип системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев); принцип иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы. При этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
  10. принцип необходимого разнообразия (управляющая система 'должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
  11. принцип обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным).

  Принципы управления  позволяют формировать систему  методов и выбирать каждый  метод в отдельности; однако  каждый отдельный метод не  имеет такого же воздействия  на принципы управления.

  Системы принципов  управления изменяются в процессе развития социального менеджмента. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального менеджмента. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

1.3 Методы социального менеджмента.

 

  Метод управления - это совокупность приемов и  способов воздействия на управляемый  объект для достижения поставленных  целей. 

В общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального менеджмента являются комбинации основных методов.

 Можно выделить  следующие методы управления:

    • социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;
    • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
    • организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

  1. Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, управленцев, в первую очередь. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального фактора) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия.

  Социальные методы включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей. Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.

  Социальные методы  управления включают в себя  социально-психологические способы и приемы воздействий на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, личности с их ролями и статусами, связанными системой взаимоотношений и социальных потребностей и др. Социально-психологические методы управления отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов.

  Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т. д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

  В целом к социальным  и психологическим методам относятся  способы управляющего воздействия,  опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

  2. Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов.

  Среди многообразия  экономических методов управления  можно выделить, например, методы  экономического стимулирования. Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах:

  - взаимосвязь и  согласованность целей экономического  стимулирования с целями развития  организации; 

  - дифференциация  экономического стимулирования, направленная  на реализацию необходимых изменений  в структуре производства;

  - сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;

  - сочетание экономического  стимулирования с экономическими  санкциями, предусматривающими материальную  ответственность организаций и  отдельных работников.

  3. Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

  - прямое административное  указание, которое имеет обязательный  характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

  - установление правил, регулирующих деятельность подчиненных  (нормативное регулирование), выработка  стандартных процедур административного  воздействия; 

  - разработка и  внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;

  - контроль и надзор  за деятельностью организаций  и отдельных работников.

  Основной формой  реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.

  В целом объективной  основой использования организационно-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления - функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Нередко, и справедливо, критикуются попытки абсолютизации административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных, экономических и социальных методов.

  Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с практической точки зрения. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть администрированием.

Информация о работе Социальный менеджмент на сервисном предприятии