Специфика сельскохозяйственного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цели предприятия:
-Максимализация объема выпуска продукции, работ, услуг;
-Обеспечение конкурентоспособности продукции на основе использования достижений научно-технического прогресса;
-Устойчивость и стабильность функционирования;
-Удержание позиций на рынке
-Достижение комплексности производства;

Вложенные файлы: 1 файл

таня менеджСпецификой сельскохозяйственной организаций по менеджменту.docx

— 65.83 Кб (Скачать файл)

К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

    К наиболее  значимым факторам косвенного  воздействия относятся:

- политические факторы – основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли .

- экономические  факторы – темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т. д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность;

-  социальные факторы внешней среды– отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п;.

  - технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так , чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить в ешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда организаций  включает следующие основныеэлементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.

    Основными элементами  внутренней среды предприятия  являются:                                                                                                                                  • производство в( зарубежной экономической литературе – управление операциями): объекты, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.;

• персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

• организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;

• маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

• финансы – своего рода зеркало, в котором отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;

• культура и имидж предприятия – слабоформализу-емые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.

 

 

 

 

 

2.3 Основные нормативные  документы, регламентирующие деятельность  сельскохозяйственного предприятия.

Документ-это материальный объект с информацией, закрепленный созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.

Классификация документов по признаку однородности:

По роду деятельности:

-Организационно-распорядительные

-Планово-учетные

По назначению:

-Оперативно-производственные

-Стандартные

-Типовые

-Индивидуальные

По месту составления:

-Внутренние

-Внешние

По происхождению:

-Официальные

-Личные

По степени  гласности:

- Для служебного пользования

-Секретные

-Не секретные

По степени  подлинности:

-Выписка

-Подлинники

-Копии

-Дубликат

По срокам исполнения:

-Срочные

-Не срочные

По содержанию:

-Простые

-Сложные

Организационно-распорядительные подразделяются на:

-Организационные

-Распорядительные

-Справочно-информационные

-Кадровые

Организационные документы- содержат положения, строго обязательные для исполнения, и фиксируют организационные, контрольные функции управления, реализующие нормы административного права, являющиеся правовой основой деятельности организации.К организационным документам относятся: устав организации, положение об организации или структурном подразделении, инструкция на процесс, должностная инструкция, правила организации деятельности, структура и штатная численность, штатное расписание.

Распорядительная документация- совокупность распорядительных документов, издаваемых коллегиальными органами, а также руководителями государственных и негосударственных учреждений, организаций и предприятий в целях реализации возложенных на них функций. Основное назначениераспорядительных документов-регулирование деятельности, позволяющее органу управления обеспечить выполнение поставленных перед ним задач.

К распорядительным документам относятся: постановления, решения, приказы, распоряжения и указания.

В зависимости  от сферы действия распорядительные документы делят:

- На нормативно-правовые  акты государственного уровня;

- Нормативно-правовые акты  отраслевого уровня;

- Правовые акты отдельных  организаций;

Справочно-информационные документы. К ним относятся: акты, служебные, докладные, объяснительные записки,  заявления,  деловые письма.Они выполняют служебную роль по отношению к  организационным.

 

2.4 Действующая  система управления предприятием:уровни  управления и разделение труда.

Крупные организации нуждаются  в выполнении очень больших объемов  управленческой работы. Это требует  деления управленческого труда  на горизонтальный и вертикальный.

Горизонтальный  принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления.

Вертикальный  принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Вертикальное разделение труда приводит к формированию уровней  управления по вертикали - на примере  военной организации, а также  в организации бизнеса. Из названия постов не следует, что сходные должности прямо сопоставимы в разных организациях. Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности.

Размер организации - это  лишь один из нескольких факторов, которые  определяют, сколько уровней управления должна иметь компания для достижения оптимальных результатов.

    Вне зависимости  от того, сколько существует уровней                           управления, руководителей традиционно делят на три категории:

- РУКОВДИТЕЛИ НИЗШЕГО ЗВЕНА(операционные руководители). В основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнении  этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование.

- РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям.

- Руководители высшего звена. Высший организационный уровень - руководство высшего звена - гораздо малочисленное других, они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании.                                                         

      Разделение труда.Под разделением труда на производстве понимается -разграничение деятельности людей в процессе совместного труда. Разделение труда предполагает специализацию отдельных исполнителей на выполнении определенной части совместной работы, которую невозможно осуществить без четкой согласованности действий отдельных работников или их групп.

   Разделение  труда характеризуется качественными     и количественными признаками:Разделение труда по качественному признаку предполагает обособление видов работ по их сложности. Выполнение таких работ требует специальных знаний и практических навыков.                       Разделение труда по количественному признаку обеспечивает установление определенной пропорциональности между качественно различными видами труда. Совокупность этих признаков в значительной мере предопределяет организацию труда в целом.

Обеспечение рационального  разделения труда на промышленном предприятии  в рамках того или иного трудового  коллектива (бригады, участка, цеха, предприятия) является одним из важных направлений совершенствования организации труда. От выбора форм разделения и кооперации труда во многом зависят планировка и оснащение рабочих мест, их обслуживание, методы и приемы труда, его нормирование, оплата и обеспечение благоприятных производственных условий. Разделение труда на предприятии, обусловливает количественные и качественные пропорции между отдельными видами труда, подбор и расстановку рабочих в производственном процессе, их подготовку и повышение квалификации.

Правильно выбранные формы  разделения труда и его кооперации позволяют обеспечить рациональную загрузку рабочих мест, четкую координацию  и синхронность в их работе, сократить потери времени и простои оборудования. В конечном итоге, от форм разделения и кооперации труда зависят величина трудовых затрат на единицу продукции и, следовательно, уровень производительности труда. В этом состоит экономическая сущность рационального разделения.  Понятие персонала предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников.

 

2.5 Требования  к менеджеру современного предприятия.

       Требования, предъявляющиеся к менеджерам  можно разделить на 6 основных блоков:  
1. Знание специальности: 
- знание технологии производственного процесса и его функционирования; 
- знание теории менеджмента, основных законов и приемов; 
- знание общей экономической теории; 
- знание теории маркетинга; 
- а также общая эрудиция по специальности; 
- знание науки психологии (очень важно при работе с людьми); 
2. Личные качества: 
- умение быть в форме; 
- выносливость в состоянии неопределенности и стресса; 
- выдержка в любой конфликтной ситуации; 
- коммуникативность; 
- умение слушать; 
- интуиция; 
- приспособляемость к ситуации; 
- восприимчивость критики, самокритичность; 
- уверенность в себе; 
- авторитетность; 
- стремление к успеху и готовность работать для этого; 
- возраст и внешние данные; 
- сила воли; 
3. Личные способности: 
- умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма); 
- умение распределять обязанности и давать четкие указания; 
- умение стимулировать и мотивировать работников;

- легкость в общении,  тактичность и дипломатичность; 
4. Интеллектуальные способности: 
- ум и рассудительность; 
- творческий потенциал; 
- умение принять нужное решение; 
- логическое, структурное, системное мышление; 
- интуиция; 
5. Рабочие приемы: 
- рациональность и системность в работе; 
- умение максимально концентрироваться; 
- умение принятия решений и снятия проблем; 
- самоменеджмент; 
- умение выражать свои мысли, вести переговоры; 
6. Физические возможности: 
- активность и подвижность; 
- энергичность; 
- сила и здоровье. 
Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями. Но требования и качества личности руководителя нельзя рассматривать отдельно от рода его деятельности. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя и его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих. Однако сказанное не исключает возможности и необходимости определить в самом общем виде те требования, которым должен соответствовать руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях. Рассмотрим основные свойства руководителя: 
1). Социальная направленность деятельности. 
Руководитель как официальное лицо должен хорошо знать законодательные, нормативные акты, которые регламентируют деятельность социальных организаций. Он должен хорошо понимать основные тенденции в развитии современной политики, экономики, права и других сфер жизни государства. 
2). Высокая компетентность в определенной профессиональной деятельности в соответствии с профилем руководимого коллектива (политика, наука, производство, правоохранительная система и др.), так как руководитель не вообще управляет людьми, а управляет их деятельностью по решению профессиональных задач. Однако в силу своей работы, связанной с организацией людей, руководитель должен владеть системой знаний и в ряде смежных областей: современной экономики, права, философии, педагогии, психологии и др. Такие руководители умеют общаться с людьми, соединяя слово и дело. Они часто ставят цели деятельности, умеют их обосновать, заставить людей верить в необходимость их достижения. 
3). Организаторские способности. 
Одно из основных качеств руководителя - умение организовать совместную работу людей. Однако совмещать решения организационно-технических задач с людьми не так просто. Многим руководителям бывает легче сделать что-либо самому, чем добиться исполнения этого от других. Это самый легкий, но самый бесперспективный путь, поскольку самому всего не сделать, и со временем руководитель обнаруживает, что его подчиненные отвыкли от самостоятельности, не могут или уже не хотят самостоятельно принимать решения. А между тем в настоящее время одна из центральных задач, которую приходится решать руководителям в своих коллективах, - это создать условия для проявления активности, инициативы, творчества людей, развития их активной мотивации. 
В ряде исследований показано, что организаторские способности включают в себя следующие психологические свойства личности: 
- способность отражать с достаточной полнотой психологию управляемой группы в ходе решения совместных задач; 
- практическая направленность ума - овладение знаниями и умениями в области практической психологии, готовность применять их в процессе решения организаторских задач; 
- психологический такт - наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми; 
- наличие энергичности - способность заряжать своей энергией организуемых людей; 
- требовательность - способность предъявлять к людям адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации; 
- критичность - способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей; 
- склонность к организаторской деятельности - потребность в ней. 
4). Высокие моральные качества: справедливость и объективность в оценке сотрудников, гуманность, чуткость, тактичность, честность. Не только в плане своей деловой компетенции, но и в своих моральных качествах руководитель должен быть образцом для подчиненных. Ошибочно было бы ограничивать общение с подчиненными только служебными вопросами. Надо интересоваться их личными проблемами, семьей, бытовыми условиями, здоровьем, мнением сотрудников по различным вопросам, внимательно выслушивать их, даже если их мнение кажется ошибочным. 
Характер руководителя проявляется в стиле руководства, ибо он служит также эталоном поведения для подчиненных. Поэтому так важно учитывать свойства характера при назначении человека на руководящую должность. Работник производственных коллективов считают, что трудно и неприятно работать с руководителем, если он не уравновешен, груб, несправедлив. Это значительно снижает производительность труда. 
5). Эмоционально-волевые черты характера: целеустремленность, принципиальность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, увлеченность, способность показать эти качества своим подчиненным и вести их за собой. Волевые качества человека издавна считались основными его умениями управлять. Сократ, например, считал, что главное достоинство руководителя - уметь повелевать людьми, а главными врагами руководителя являются чревоугодие, лень, страсть к вину, слабость к женщинам. К волевым качествам можно отнести самокритичность, необходимую для осознания своих слабостей, и самоконтроль, необходимый для их подавления. Важную роль в структуре этих качеств занимает чувство ответственности, которое руководитель должен постоянно испытывать, за моральное и физическое состояние своих подчиненных, за результаты деятельности руководимого им коллектива. 
6). Интеллектуальные способности: наблюдательность, аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, оперативность и логичность памяти, устойчивость и распределенность внимания. 
Руководитель должен постоянно пополнять и обновлять свои знания и уметь творчески, оперативно использовать их в часто изменяющихся, иногда экстремальных ситуациях, характерных для его не стандартной деятельности.  
Существует мнение, что люди, обладающие высоким творческим интеллектом предпочитают работать в уединении. Люди средних способностей более склонны к работе в коллективе, к руководству людьми. В сложных современных условиях у человека, претендующего на руководство, должно быть высоко и гармонично развиты характерологические и интеллектуальные свойства. 
7). Умение поддерживать свой авторитет. 
Авторитет основан на: 
- занимаемом руководителем официальном статусе (должность и власть); 
- признании его превосходства и права принимать ответственные решения в условиях совместной деятельности. 
Настоящим авторитетом пользуется руководитель - лидер, так как в его поведении присутствуют оба свойства. 
8). Имидж руководителя - важная составляющая его авторитета. Понятие имиджа отражает современные требования к внешнему облику руководителя, который не только общается с подчиненными, но и осуществляет функцию представительства руководимой им группы перед лицом других социальных организаций. Поэтому внешность руководителя, культура речи, манеры - все это элементы его имиджа. В современных условиях существуют имиджмейкеры, которые создают облик руководителя, формируя этот облик в соответствии с ожиданиями публики. 
9). Крепкое здоровье. Деятельность современного руководителя характеризуется чрезвычайно высоким нервным и физическим напряжением. Причинами профессиональных заболеваний руководителей становятся повышенная нервная возбудимость, нарушение сна, сердечнососудистые расстройства. Поэтому считается, что, каким бы сильным ни был человек, его здоровья на управляющей должности хватит не более чем на 8 лет. Но многие руководители относятся к своему здоровью пренебрежительно, стремясь показать коллективу, пример служебного рвения, не учитывая, что их здоровье является фактором, который в значительной мере определяет эффективность деятельности руководимых ими коллективов. Кроме того, что руководитель должен вести здоровый образ жизни, он должен проходить систематические медицинские обследования. Ведь здоровье высококомпетентного, опытного руководителя - это не только его личное достояние, но и общественная ценность для коллектива, организации и государства. 
1. Руководитель - это управляющий, а не погонщик, поэтому он должен: 
- вести коллектив, а не погонять; 
- полагаться на кооперацию и содействие сотрудников, а не только на свою власть; 
- держать сотрудников в курсе дел, заинтересовывать их в решении проблем, а не решать все самому; 
- говорить «мы», объединяя себя с коллективом, а не говорить всегда «я»; 
- подавая пример приходить вовремя, а не требовать этого только от других; 
- исправлять свои ошибки, а не искать ответственных за них. 
2. Для руководителя необходима вера в свое дело, смелость, целеустремленность, решительность и умение показать эти качества своим подчиненным. 
3. Должен уметь ценить время подчиненных. 
4. Быть строгим и требовательным, но не придирчивым. 
5. Должен уметь принимать критику и критиковать, а также уметь поощрять и наказывать. 
6. Быть приветливым и тактичным, иметь чувство юмора. 
7. Уметь вести дебаты и переговоры. 
Менеджер должен служить своей организации в полную меру своих способностей, если он стремится добиться личного успеха на руководящей должности. Если есть желание хорошо служить своей организации, менеджер обязан считаться с сослуживцами. Требовательность к себе необходима с точки зрения отношения к делу и к правам других людей. Это как раз то, что требует инициативы, определения личной цели и решимости в ее достижении. Если другие стремятся к этой же цели, то менеджер должен проявить большее упорство и настойчивость

Информация о работе Специфика сельскохозяйственного предприятия