Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:57, курсовая работа
Целью данной работы является выявление наиболее приемлемой модели для России на данном этапе социально-экономического развития в процессе сравнительной характеристики американской и японской моделей менеджмента.
Задачи курсовой работы могут быть определены следующим образом:
Охарактеризовать американскую модель менеджмента;
Рассмотреть особенности японской модели менеджмента;
Провести сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента;
Проанализировать возможность применения данных моделей в России.
Введение 3
Глава 1 Характеристика американской модели менеджмента 5
1.1 Особенности американского менеджмента 5
1.2 Применение американской модели менеджмента. Ford Motor Company 11
Глава 2 Характеристика японской модели менеджмента 15
2.1 Особенности японской модели менеджмента 15
2.2 Успешный опыт Toyota Motor Corporation 19
Глава 3 Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента 22
Глава 4 Использование зарубежного опыта для решения проблем российского менеджмента 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету «Теория менеджмента»
На тему: «Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента. Проблемы российского менеджмента»
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Характеристика американской модели менеджмента 5
1.1 Особенности американского менеджмента 5
1.2 Применение
американской модели
Глава 2 Характеристика японской модели менеджмента 15
2.1 Особенности японской модели менеджмента 15
2.2 Успешный опыт Toyota Motor Corporation 19
Глава 3 Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента 22
Глава 4 Использование зарубежного опыта для решения проблем российского менеджмента 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Введение
В настоящее время существует множество моделей менеджмента. Их наличие обусловлено объективными различиями в национальной культуре, развитии экономики, политики, корпоративной культуре предприятий. Определённые традиции и привычки накладывают отпечатки на сферу деловых отношений. Вместе с тем, имеются исторически сложившиеся классические модели менеджмента (американская и японская), существенно отличающиеся от всех других.
Америка и Япония на сегодняшний момент являются одними из самых развитых в экономическом плане государств. Именно поэтому развивающиеся страны пытаются эффективно использовать их опыт руководства предприятиями.
Американский менеджмент вызывает интерес вследствие того, что он позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории и практики велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.
Анализ
японского менеджмента
В последнее время американские предприятия перенимают опыт японских предприятий в области менеджмента, хотя несколько лет назад всё было наоборот. Но мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что перенесение моделей управления из одной культурной среды в другую практически невозможно. То, что приемлемо для Японии, может обернуться неудачей для Америки.
Многие страны пытались создать собственные модели менеджмента, но они не получили широкого распространения. При создании собственной модели необходимо учитывать тип собственности, форму государственного устройства, зрелость сложившихся рыночных отношений и ряд других факторов.
Таким образом, несмотря на существование других моделей менеджмента, японская и американская модели считаются самыми эффективными в мире. Но они существенно отличаются друг от друга.
Целью данной работы является выявление наиболее приемлемой модели для России на данном этапе социально-экономического развития в процессе сравнительной характеристики американской и японской моделей менеджмента.
Задачи курсовой работы могут быть определены следующим образом:
Поскольку объём публикаций, так или иначе затрагивающих проблемы эффективной организации управления на предприятиях, достаточно велик и имеет тенденцию к постоянному увеличению, то в качестве источников для настоящей работы были использованы периодические издания, иностранная литература. Кроме того, активно привлекались ресурсы сети Интернет.
Глава 1 Характеристика американской модели менеджмента
Американская модель широко распространена. Она применяется в корпорациях США, Австралии, Новой Зеландии, Канады, частично в Великобритании, и некоторых других странах. Поэтому изучение американской модели менеджмента представляет большой интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.
Менеджмент, как наука и учебная дисциплина возникли в США в начале XX века. Одним из основных факторов, способствующих его формированию, являлось отсутствие государственного контроля в сфере бизнеса и необходимость управления бизнес-процессами.
Общепринято основателем науки о менеджменте считать Фредерика Уинслоу Тейлора (1856 - 1915). Будучи инженером по профессии, он разработал особую систему организации труда и управленческих отношений, которая привела к "организационной революции" в сфере производства и управления.
Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.
Почтительное отношение к самому менеджменту у американцев объясняется тем, что он не просто помогает быть успешным, но и учит быть победителем во всех сферах жизни.
Одной из самых важных особенностей именно американской школы менеджмента стала теория корпораций.
Многие ученые считают, что в момент зарождения корпорации произошло отделение собственности от власти. Отмечается новый класс, сила которого заключается не в собственности, а в контроле за процессом, т.е. еальная власть переходит к менеджерам.
Корпорация является основной структурной единицей в американском менеджменте до настоящего времени.
Среди факторов, способствовавших ее усилению, можно выделить:
Следующей характерной чертой
американского менеджмента
Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.1
Стратегический менеджмент
- обоснование и выбор
перспективных целей развития предприятия
и повышения его
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия2 — это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации.
Содержание стратегического управления заключается, во-первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и, во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени.
Разработанная стратегия
корпораций, впоследствии превращается
в текущие производственно-
Концепция стратегического
управления основана на системном и
ситуационном подходах к управлению.
Предприятие рассматривается
При стратегическом управлении
возникает необходимость
Выделяют следующие функции стратегического менеджмента:
Данные положения можно представить в виде следующего рисунка:
Рис. 1. Стратегическая структура3
Достижение американской модели менеджмента заключается в признании того факта, что все виды менеджмента взаимосвязаны. На практике каждый менеджер выполняет функции администратора, руководит персоналом, занимается поиском своей цели и формулирование путей ее достижения. Безусловно, если компания маленькая, то ее владелец сам занимается этими функциями, но при увеличении размеров компании возникает необходимость разграничения данных функций между различными сотрудниками и отделами управления.
Именно стратегический менеджмент является основой управления предприятием, он устанавливает цели развития и средства их достижения, а также определяет задачи всех видов менеджмента.
Следующей особенностью американской системы менеджмента, требующей рассмотрения, является партисипативное управление. Оно базируется на признании взаимных интересов всех членов фирмы, что способствует интеграции этих интересов и увеличению заинтересованности работников в результатах труда.4
Авторами данной идеи считаются Дж. Коул и А. Горц, которые впервые предложили управлять корпорациями посредством советов, контролируемых рабочими.
Партисипативное управление включает несколько направлений:
Партисипативное управление существует в следующих формах.
Участие работников в прибылях
и собственности представляет программу
их мотивирования путем
Это система участия наиболее эффективна в быстрорастущих фирмах, получающих высокие прибыли, позволяющих устанавливать существенные поощрения для работников. Кроме этого система признается эффективной, когда применяется для менеджеров и специалистов, которые своими решениями существенно влияют на деятельность фирмы. Для фирмы эта форма дает дополнительный эффект, так как позволяет изменять размеры заработной платы в ходе приспособления к конъюнктуре рынка. Если прибыль фирмы снижается, то это позволяет ей обоснованно снижать выплаты работникам и наоборот.
Участие в доходах — это программа мотивирования по сокращению расходов фирмы по установленным критериям: снижение издержек на оплату труда и затрат рабочего времени на единицу продукции, улучшение качества продукции и т.д. Эта программа способствует усилению трудовой активности, ориентирует работников на координацию деятельности и взаимодействие, преодолевает недостатки специализации. Эта форма участия наиболее эффективна в сравнительно небольших и стабильных фирмах, где хорошо видны существующие между подразделениями взаимосвязи, есть возможность контролировать затраты и разрабатывать стандарты деятельности. Иногда работники участвуют не только в доходах, но и в убытках фирмы.