Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:57, курсовая работа
Целью данной работы является выявление наиболее приемлемой модели для России на данном этапе социально-экономического развития в процессе сравнительной характеристики американской и японской моделей менеджмента.
Задачи курсовой работы могут быть определены следующим образом:
Охарактеризовать американскую модель менеджмента;
Рассмотреть особенности японской модели менеджмента;
Провести сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента;
Проанализировать возможность применения данных моделей в России.
Введение 3
Глава 1 Характеристика американской модели менеджмента 5
1.1 Особенности американского менеджмента 5
1.2 Применение американской модели менеджмента. Ford Motor Company 11
Глава 2 Характеристика японской модели менеджмента 15
2.1 Особенности японской модели менеджмента 15
2.2 Успешный опыт Toyota Motor Corporation 19
Глава 3 Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента 22
Глава 4 Использование зарубежного опыта для решения проблем российского менеджмента 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Участие работников в управлении — это программа мотивирования их путем предоставления возможности участвовать в обсуждении и принятии решений по деятельности фирмы. Схемы такого участия, осуществляются на разных организационных уровнях:
Важную роль в американском менеджменте играет личность менеджера.
Приходя на деловой завтрак
ранним утром, американец уже мыслями
на работе, и если на нем заключается
сделка, то это служит повышенным тонусом
и душевным подъемом на весь день. Американцы
неоднократно за день приходится играть
роль либо потенциальных, либо реальных,
поставщиков и клиентов. Они подсознательно
оценивают изобретательность
Еще одной важной чертой американского управленца является компетентность.
Она представляется в пяти аспектах: стратегическом, социальном, функциональном, управленческом, профессиональном.
Каждый аспект включает несколько факторов:
- глобальное мышление;
- системное мышление;
- способность видения;
- способность решать проблему;
- безопасность отношений
- способность работать в международной команде;
- способность мотивировать и убеждать;
- способность к учебе и нововведениям;
- личное обаяние;
- способность к разрешению конфликтов
- умение принимать решения;
- инициатива;
- умения, связанные с работой;
- гибкость в работе;
- выносливость в работе
- организаторские способности;
- ответственность;
- сила убеждения;
- авторитет руководителя;
- поведение руководителя;
- университетское образование;
- опыт линейной и штабной работы;
- работа в большинстве функциональных областей;
- зарубежный опыт работы;
- минимум два иностранных языка.
Рис. 2. Профессиональная компетентность5
1.2 Применение американской модели менеджмента. Ford Motor Company
Применение американского менеджмента очень широко. Он используется в таких компаниях, как Chrysler, Truck Empire, Johnson & Johnson, Ford Motor.
Рассмотрим наиболее подробно менеджмент на Ford Motor.
Ford Motor - американская автомобильная компания, выпускающая легковые автомобили марок «Форд», «Меркюри», «Линкольн», грузовики, разнообразную сельскохозяйственную технику. «Форду» принадлежит компания «Ягуар», «Астон-Мартин», «Ленд Ровер», «Вольво». Штаб-квартира находится в Диборне (штат Мичиган), недалеко от которого была когда-то ферма родителей Генри Форда. «Ford Motor» является третьей по величине автомобилестроительной компанией США.
Компания была основана Генри Фордом в 1903 году и с самого начала предназначалась для выпуска дешевого автомобиля. Первоначально такой была модель «A», в 1908 году ее сменила модель «T», окрещенная карикатуристами «жестяной Лиззи». Успех новой модели были столь велик, что постоянно расширяющиеся предприятия Форда не справлялись с заказами. В Ford Motor в 1913 г. впервые в мире на производстве был введен метод стандартизации взаимозаменяемых частей изделий и конвейерная технология сборки автомобилей, что позволило всего за один год поднять производительность труда на 40-60%. Одновременно возросла зарплата рабочих и служащих, превысив среднюю по промышленности в два раза. На предприятиях был введен восьмичасовой рабочий день. К середине 1914 г. было произведено 500 тысяч моделей «T», к 1923 г. каждый второй автомобиль в Америке делался на заводах Ford Motor.
Ford Motor открыт для инноваций и перемен. Интересно, что компания — пионер во введении конвейера — первая же среди крупных производителей и отказалась от него, так как современные рабочие с большей отдачей делают работу, в которой есть элемент самостоятельного творчества. Стремясь увеличить продажи в Европе, компания в 2000-х гг. представила обновленные модели седанов Mondeo и Focus, внедорожников Fusion и Maverick, компактного хэтчбека Fiesta. В 2002 компания Форд официально вышла на российский рынок с моделью Ford Focus.6
Генри Форд сформулировал следующие принципы менеджмента:
В настоящее время в Ford Motor можно выделить следующие особенности модели управления:
В результате организации эффективного управления компании удалось избежать банкротства в 2008 году в отличие, например, от компании «Chrysler».
Таким образом, одной из самых
важных особенностей американской школы
менеджмента стала теория корпораций.
Американскому менеджменту мы обязаны
идеей стратегического
Несмотря на успехи американского менеджмента, американская модель утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.
Глава 2 Характеристика японской модели менеджмента
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические, особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
2.1 Особенности японской модели менеджмента
Ещё одной известной и эффективной моделью менеджмента является японская модель. Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично - вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично - как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.
Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:
Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.
Главное ее достоинство — умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется на групповую форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют в принятии управленческих решений и несут равную ответственность за их реализацию.
Поэтому одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период исторического развития в Японии сложились определенные методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам национального характера.
Поэтому в японских фирмах с течением времени сложилась развитая концептуальная схема управления человеческими ресурсами, которую можно представить в виде следующей таблицы: