Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 12:58, курсовая работа
Цель курсового проекта – на основе анализа разработать рекомендации по совершенствованию системы управления в организации;
Задачи курсовой работы:
а) изучение теоретических аспектов стиля руководства в современных организациях;
б) анализ структуры управления АИКБ «Татфондбанк»;
в) изучение перспективных подходов к формированию системы стратегического менеджмента в американских и японских компаниях;
г) разработка предложений по совершенствованию системы управления в АИКБ «Татфондбанк»;
д) изучить миссию и цели АИКБ «Татфондбанк»;
Все перечисленные элементы японского менеджмента подкрепляются общенациональной системой оплаты труда и социальных выплат. Несмотря на относительную сложность и многофакторность, эта система непосредственно связана с отношением каждого работника к труду, целями деятельности фирмы. В ней можно выделить четыре основные части, специфичные по назначению и методам формирования: прямые выплаты (базовые ставки и надбавки); косвенные выплаты (компенсации); бонусы (премии); пенсионные выплаты.
Все трудящиеся Японии защищены гарантированным уровнем доходов, который в качестве минимальной заработной платы составляет основную часть базовой ставки работника. Минимальная заработная плата устанавливается в префектурах на основе минимального потребительского бюджета и дифференцируется в зависимости от возраста работников, их семейного положения и других социальных факторов. Удельный вес минимальной заработной платы в общей заработной плате в среднем около 60 %. При установлении факта нарушения предприятиями соглашения о минимальной заработной плате они подвергаются штрафу специальными бюро префектур.
Вторая часть базовой ставки определяется в зависимости от трудового стажа работников в данной фирме и их способностей, которые оцениваются по балльной системе при присвоении им очередного разряда, ранга, группы квалификации.
Дважды в год в июле и декабре по итогам работы фирмы в соответствии с ее доходом и в результате переговоров администрации с профсоюзным органом, а также при ориентировании на уровень других предприятий, работникам выплачивается премия ( летом в среднем 3,5 оклада, зимой 2,5).
Довольно разнообразен набор дополнительных льгот и выплат для работающих: единовременное вознаграждение тем, кто проработал более 8 лет, выплаты на лечение, страхование жизни, обучение, возможность покупки на благоприятных условиях различных товаров. Проработавшим в фирме до 60летнего возраста выплачивается вознаграждение в размере заработка за 4,5 года.
Единой тарифной сетки в Японии не существует, и каждая компания, организация, учреждение разрабатывает свою сетку тарифных разрядов (рангов). Разряды могут быть дифференцированы по группам персонала (например, менеджеры, служащие, рабочие), в каждой из которых существует определенное количество разрядов.
Отличительная особенность тарификации в Японии состоит в том, что учитывается широкий круг критериев: кроме сложности выполняемых работ и уровня ответственности работников за результаты учитываются условия труда и физическая нагрузка, душевное напряжение, опытность, способность к самостоятельным решениям, сообразительность, внимание и др. Единых нормативных материалов по тарификации работ и работников в Японии не существует. В каждой фирме специальный работник исследователь на все работы заполняет тарифно-квалификационную карту (модель) с подробным описанием сложности и условий их выполнения, а также требований к кадрам. Указанные требования оцениваются в баллах.
Перетарификация работников проводится ежегодно в октябре. В результате каждый работник по истечении определенного времени работы в фирме (как правило, через 45 лет) по итогам собеседования с экспертом социологом, работником отдела кадров или по решению непосредственного руководител я получает балльную оценку своих способностей по каждому из критериев, предусмотренных в карте. По сумме баллов устанавливаются разряд и соответствующий ему размер второй части базовой ставки.
В Японии, как и в других развитых странах, обязательным элементом управления трудом является его нормирование, на основе которого организуются производственные и трудовые процессы, планируются производство, сбыт продукции, необходимые численность и занятость рабочих, рассчитываются производственные мощности, в связи с чем нормирование труда выступает одним из важнейших факторов повышения продуктивности производства. Не смотря на постоянно возрастающий уровень механизации и автоматизации производства, труд как категория производственной деятельности человека продолжает существенно влиять на конечные результаты, а потому актуальным остается и нормирование живого труда.
В качестве нормативной базы на предприятиях Японии применяются так называемые стандарты, т. е. различной степени укрупнения нормативные модули затрат времени на выполнение тех или иных элементов производственных процессов. Эти модули используются для проектирования новых и нормирования изменяющихся процессов. Высокая степень автоматизации производства и труда требует более точного согласования действий системы “ человек машина”. Поэтому наряду с укрупненным используется микроэлементное нормирование.
Таким образом, на американских предприятиях преобладает авторитарный стиль руководства и существует необходимость его усовершенствования. На японских предприятиях сложились устойчивые демократические методы руководства.
3.2 Оценка эффективности, применяемых стилей управления в ОАО «АИКБ «Татфондбанк»
Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления — составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:
- управленческого потенциала, т. е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;
- применяемых стилей руководства
- затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
- характера управленческого труда;
Изучив соответствующие материалы и положения о корпоративном управлении банка, можно сделать следующие выводы: -Банк сознает ответственность перед обществом за благосостояние акционеров, клиентов и кредиторов, -признает важность корпоративного
управления для достижения успешных
результатов работы и для
укрепления взаимопонимания - большое внимание обращает на деловую этику и учет общественных интересов. -прилагает все возможные
усилия на совершенствование
эффективности деятельности Базовыми принципами корпоративного управления Банка является: Справедливость (равное отношение ко всем акционерам и предоставление возможности эффективной защиты их прав), Ответственность (признание интересов всех заинтересованных лиц, стремление к сотрудничеству с ними и повышение их роли в управлении), Прозрачность ( своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных фактах, касающихся функционирования Банка, обеспечение доступа заинтересованных лиц к информации), Подотчетность (подотчетность Совета директоров акционерам, исполнительных органов – Совету директоров, сотрудников – исполнительному руководству). Данные принципы направлены на формирование и внедрение в ежедневную практику деятельности Банка норм и традиций корпоративного поведения, соответствующих международным стандартам и способствующих созданию положительного образа Банка в глазах его акционеров, клиентов и сотрудников, на достижение наиболее полной реализации прав акционеров и повышение их информированности о деятельности Банка, а также на контроль и снижение рисков, поддержание устойчивого роста финансовых показателей Банка и успешное осуществление его уставной деятельности. В целях укрепления взаимного доверия участников рынка банковских услуг Банк придерживается принципов профессиональной этики Итак, попробуем дать оценку эффективности управлением персонала по вышесказанным критериям: - Укрепление и развитие
своего кадрового потенциала,
организацию эффективной командной
работы Банк рассматривает как
непременное условие своего
развития. Совершенствование корпоративной
культуры в Банке направлено
на повышение ответственности
и самостоятельности сотрудников,
создание у каждого работника
чувства сопричастности к главных элементов мотивации сотрудников на достижение высоких результатов работы и стремится поддерживать уровень заработной платы, соответствующий отраслевому уровню и адекватный конечному результату труда. Осознавая свою ответственность перед персоналом, Банк уделяет постоянное внимание вопросам охраны здоровья работников и безопасности их труда. При приеме на работу и назначении на должности Банк исключает возможность дискриминации по политическим, религиозным, рациональным и другим, не имеющим отношения к профессиональным качествам, мотивам. Банк строит свои взаимоотношения с сотрудниками на основе взаимного уважения интересов, соблюдения баланса прав и ответственности сотрудников в соответствии с действующим трудовым законодательством. - учитывая вышесказанное, изучив положения о внутреннем контроле можно сказать, что ОАО «АИКБ «Татфондбанк», для осуществления своей деятельности прибегает к демократическому стилю управления. Приведем некоторые положения о внутреннем контроле: Система внутреннего контроля в Банке выстроена как комплекс организационных мер, методик и процедур, используемых органами управления и сотрудниками Банка всех уровней в качестве средств для соблюдения порядка осуществления и достижения целей и задач, установленных законодательством Российской Федерации, учредительными и внутренними документами Банка. При этом внутренний контроль предусматривает постоянно осуществляемую деятельность в рамках системы управления Банком, направленную на повышение эффективности управления посредством своевременного выявления нарушений в деятельности Банка (в том числе отклонений от запланированных результатов) и незамедлительного принятия соответствующих корректирующих действий (мер) по их устранению и недопущению подобных нарушений в дальнейшем. Ответственность за разработку политики Банка в области внутреннего контроля и ее реализацию возложена на Совет директоров и исполнительные органы Банка. Внутренний контроль в Банке основывается и осуществляется на принципах. Банком применяются следующие методы осуществления внутреннего контроля: упреждающий (превентивный) контроль, предусматривающий «встраивание» контроля в текущие процессы деятельности Банка и заблаговременное выявление сфер потенциальных конфликтов интересов и возможных нарушений в целях их предотвращения; дистанционный контроль, под которым понимается текущий систематический контроль за деятельностью и состоянием объектов контроля без непосредственного участия в данном процессе контролируемых лиц; проверки на местах - мероприятия, реализуемые субъектами внутреннего контроля Банка в отношении различных объектов внутреннего контроля в местах их расположения (концентрации), в том числе инспекционные и функциональные проверки (в зависимости от уровня субъекта и характера объекта или направления внутреннего контроля). Повышению эффективности конкретных средств контроля и системы внутреннего контроля Банка в целом служит информационное обеспечение, которое предусматривает создание, накопление, систематизацию и обеспечение эффективного использования информационных ресурсов по направлениям контроля, при этом сбор и аналитическая обработка необходимой информации осуществляется во взаимодействии различных функциональных подразделений Банка. |
В то же время следует отметить, что на эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.
Если рассмотреть ОАО «АИКБ «Татфондбанк», по преимущественному критерию функции, то мы наблюдаем управление с помощью задания цели (На каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем).
По критерии ориентации на сотрудников или на выполнение задач соответствует управлению по среднему пути - достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда.
- управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой,
Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства). Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:
- личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования),
- зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков),
- организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля),
- условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).
Для установления стиля руководства выделим аспекты согласно вышесказанным положениям:
- оптимистическое мировоззрение, малая крутизна, готовность к риску, высокая собственная инициатива.
- исполнение долга.
-четко определенные, большой опыт, плановые задания, индивидуализированные задания, давление сроков.
- строгая организация, формальные структуры, централизованное и децентрализованное распределение, вертикальная и свободная информация.
- большие затраты на квалифицированного менеджера.
- использование творческого потенциала менеджера и сотрудников.
- четкое распределение ролей.
- большие затраты на координацию.
- решения, приближенные к оптимальным.
- заинтересованность, обязательность, инициативность сотрудников.
Большое значение для формирования эффективного механизма управления качеством человеческих ресурсов организации на микроэкономическом уровне имеет построение интегрированной информационной системы по человеческим ресурсам. Основная задача руководителя - обеспечить достижение целей, стоящих перед предприятием, направляя и координируя работу исполнителей. Для этого на предприятии должна быть создана соответствующая организационная структура, в рамках которой руководитель должен обеспечить эффективную реализацию принятых решений. Поэтому следующий раздел включает вопросы руководства, групповой динамики и управления конфликтами.
До недавнего времени управление большинства предприятий ориентировалось в первую очередь на эффективное, рациональное использование финансовых и материальных ресурсов. При этом персонал организации рассматривался как статья расходов, а эффективность управления персоналом оценивалась с позиции возможной экономии бюджета организации по фонду заработной платы.
По моему мнению, происходила явная недооценка роли человеческих ресурсов как неотъемлемого элемента системы управления предприятием и важнейшего фактора, от которого зависит эффективность организации в целом. В настоящее время методы повышения эффективности, направленные на совершенствование производственных и финансовых организационных подсистем достигают предела своих возможностей, и дальнейшее развитие предприятий неизбежно столкнется с необходимостью повышения эффективности деятельности за счет качественных изменений в подходах к управлению персоналом организации.
Следовательно,
можно сказать, что ОАО «АИКБ «Татфондбанк»,
строит свое управление под демократическим
стилем с элементами авторитарного стиля.
Как видно, данный вид стиля руководства
является наиболее эффективным и способен
повысить производительность служащих
на максимально высокий уровень.
3.3 Предложения
по совершенствованию
Главное в управлении предприятием
– это персонал (высокопрофессиональный
и квалифицированный) намечен план мероприятий
по созданию эффективной службы по управлению
персоналом а банке, основными функциями
которой должен является: подбор, наем,
формирование персонала организации для
наилучшего достижения целей компании;
развитие организационной структуры и
морального климата предприятия; способствующих
проявлению творческой активности каждого
работника; наилучшее использование потенциала
каждого работника и его вознаграждение;
обеспечение гарантий социальной ответственности
организации перед каждым работником. Для усовершенствования системы подбора
кадров, рекомендовано производить поиск
сотрудников через внешние агентства,
которые выполняют часть функций по поиску
персонала по определенным заданным критериям,
что в достаточной степени экономит время
службы управления, и способствует более
тщательному поиску сотрудников. Акцент
в работе следует сделать и на подбор персонала
из состава студентов, проходящих практику
в Банке, что позволит повысить скорость
адаптации и профориентации сотрудников. - оптимизация системы подбора кадров; - совершенствование - совершенствование систем
стимулирования труда 1. Оптимизация системы подбора кадров. Банк постоянно ведет поиск кандидатов на вакантную должность. На имеющуюся вакантную должность претендуют обычно несколько кандидатов. Выбор сотрудников - это, безусловно, функция руководителя, его важнейшая задача. Кадровая же служба в этом вопросе является правой рукой руководителя. Весь процесс организации приема новых сотрудников, разработки и обработки документов лежит на кадровой службе. И конечно же, специалисту по кадрам необходимо знать все современные технологии подбора сотрудников. Сегодня кадровику помимо знания документооборота необходимо четко ориентироваться и в вопросах отбора кадров Мои предложения по совершенствованию системы подбора и приема кадров на предприятие заключаются в следующих этапах:1. Объявление о приеме на работу.2. Собеседование.3. Проверка профессиональных знаний (можно виде тестирования).4. Прием на работу.1. Объявление о приеме на работу.Задачи этого этапа:1.1 Наиболее точно описать предлагаемую работу. Реальная картина существующая в Банке указана на рисунке… Можно
указать график работы и
|