Стили управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:24, реферат

Краткое описание

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………2-3
Стиль управления……………………………………………………………………………………………………………………………..3-4
Система Дугласа Мак Грегора……………………………………………………………………………………………………….…5-6
Основные стили управления……………………………………………………………………………………………………………7-12
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….…………13
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Стили управления.docx

— 54.36 Кб (Скачать файл)

 Концепции, соответствующие  теории У, действуют наиболее эффективно в ситуации, когда все члены коллектива адаптированы к подобному стиль управления. Такие профессии, как научный сотрудник, учитель, медик, наиболее приспособлены к руководству по теории У.

 

 Низко квалифицированные  работники, требующие постоянного  надзора и контроля, как правило,  лучше адаптируются к управлению по теории Х.

 Широкое применение  теории У в работе управления позволяет достичь высокого уровня производительности, развить творческий потенциал у работников, создавать гибкие рабочие места, поощрять коллективный труд, а также достичь высокого уровня квалификации персонала.

 

 

 

 

 

 

 

Основные стили управления

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (ДИРЕКТИВНЫЙ)

Авторитарный (директивный) стиль управления характеризуется  высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах  докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение  различных льгот. Контроль очень  строгий, детальный, лишающий подчиненных  инициативы.

 Интересы дела ставятся  значительно выше интересов людей,  в общении преобладают резкость  и грубость.

 Применяющий его руководитель  отдает предпочтение официальному  характеру отношений, поддерживает  между собой и подчиненными  дистанцию, которую те не имеют  право нарушать.

 Такой стиль руководства  отрицательно сказывается на  морально-психологическом климате,  ведет к значительному снижению  инициативности, самоконтроля и  ответственности работников.

 Авторитарный стиль  управления - стиль руководства,  при котором руководитель определяет  цели и всю политику в целом,  распределяет обязанности, а также  в большей части указывает  соответствующие процедуры, управляет,  проверяет, оценивает и исправляет  выполняемую работу.

 Считается, что использование  авторитарных методов управления  оправдано только в исключительных  ситуациях: 

1) в экстремальных условиях (кризис, чрезвычайные обстоятельства  и т.д.), когда требуются быстрые  и решительные действия, когда  дефицит времени не позволяет  проводить совещания и дискуссии; 

2) когда в силу предшествующих  условий и причин в данной  организации преобладают анархические  настроения, чрезвычайно низок уровень  исполнительской и трудовой дисциплины 

 Чрезмерное использование  авторитарного стиля руководства  приводит к различным формам  злоупотребления властью. 

АВТОРИТАРНЫЙ: ЭКСПЛУАТАТОРСКИЙ И  БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

 Исторически первым  и до сегодняшнего момента  наиболее распространенным на  практике является авторитарный  стиль, считающийся универсальным. 

 Специалисты выделяют  две разновидности авторитарного  стиля. «Эксплуататорская» предполагает, что руководитель полностью сосредотачивает  в руках решение всех вопросов, не доверяет подчиненным, не  интересуется их мнением, берет  на себя ответственность за  все, давая исполнителям лишь  указания. В качестве основной  формы стимулирования он использует  наказания, угрозы, давление.

 Если руководитель  принимает решение в одиночку, а потом просто доводит его  до подчиненных, то они воспринимают  это решение, как навязанное  извне и критически обсуждают,  даже когда оно действительно удачное. Выполняется такое решение с оговорками и безразлично. Сотрудники, как правило, радуются любой ошибке руководителя, находя в ней подтверждение своего негативного мнения о нем. В результате подчиненные привыкают быть исполнителями чужой воли, закрепляя в своем сознании стереотип «наше дело маленькое».

 Для руководителя все  это тоже не проходит без  потерь, поскольку он оказывается  в положении виновника, отвечающего  за все ошибки, не видящего  и не знающего, где и как  они были допущены. Подчиненные  же, хотя многое знают и замечают, но помалкивают, или, получая  от этого моральное удовлетворение, или считая, что его все равно  не перевоспитать. Руководитель  понимает сложившуюся ситуацию, однако бессилен обвинить окружающих  в допущенных промахах, так как  подчиненные не участвовали в  выработке решения. Так формируется  своеобразный замкнутый круг, который  рано или поздно приводит к  развитию в организации или  подразделении неблагоприятного  морально-психологического климата  и созданию почвы для конфликтов.

 Следовательно, при  эксплуататорско-авторитарном стиле руководства цена ошибок двойная: с одной стороны, экономические потери, а с другой – психологические травмы.

 Более мягкая «благожелательная»  разновидность авторитарного стиля.  Руководитель относится к подчиненным  уже снисходительно, по-отечески, иногда  интересуется их мнением. Но  даже в случае обоснованности  высказанного мнения, может поступить  по-своему, делая это зачастую  демонстративно, чем значительно  ухудшает морально психологический  климат в коллективе. При принятии  решений он может учитывать  отдельные мнения сотрудников  и дает определенную самостоятельность,  однако под строгим контролем,  если при этом неукоснительно  соблюдается общая политика фирмы  и строго выполняются все требования  и инструкции.

 Угрозы наказания, хотя  присутствуют, но не преобладают. 

 Претензии авторитарного  руководителя на компетенцию  во всех вопросах порождают  хаос и, в конечном счете,  влияют на эффективность работы. Такой начальник парализует работу  своего аппарата. Он не только  теряет лучших работников, но  и создает вокруг себя враждебную  атмосферу, которая угрожает ему  самому. Подчиненные зависят от  него, но и он во многом зависит  о них. Недовольные подчиненные  могут его подвести или дезинформировать.

 Специальные исследования  показали, что хотя в условиях  авторитарного стиля управления  можно выполнить в количественном  отношении больший объем работы, чем в условиях демократического, но качество работы, оригинальность, новизна, присутствие элементов  творчества будут на такой  же порядок ниже. Авторитарный  стиль предпочтительнее для руководства  простыми видами деятельности, ориентированными  на количественные результаты.

 Таким образом, основой  авторитарного стиля является  сосредоточение всей власти и  ответственности в руках руководителя, что дает ему преимущество  в установлении целей и выборе  средств их достижения. Последнее  обстоятельство играет двоякую  роль в возможности достижения  эффективности. 

 С одной стороны,  авторитарный стиль управления  проявляется в порядке, срочности  выполнения задания и возможности  предсказать результат в условиях  максимальной концентрации всех  видов ресурсов. С другой стороны  – формируются тенденции к  сдерживанию индивидуальной инициативы и одностороннему движению потоков информации сверху вниз, отсутствует необходимая обратная связь.

 Применение авторитарного  стиля, хотя и обеспечивает  высокую производительность труда,  но не формирует внутренней  заинтересованности исполнителей  в эффективном труде. Излишние  дисциплинарные меры вызывают  в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе.

 Такой стиль применим  тогда, когда подчиненные находятся  полностью во власти руководителя, например, на военной службе, или  безгранично ему доверяют, как  актеры режиссеру или спортсмены  тренеру; а тот уверен, что они  не способны действовать правильным  образом самостоятельно.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ)

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между  руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные  решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение  с подчиненными проходит в форме  просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную  работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный  психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

 Демократический стиль  управления - стиль руководства,  при котором руководитель вырабатывает  директивы, команды и распоряжения  на основе предложений, вырабатываемых  общим собранием работников или  кругом уполномоченных лиц. 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ: КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ  И ПАРТИСИПАТИВНЫЙ 

 Во многом противоположен  авторитарному стилю демократический  стиль управления.

 Организации, в которых  доминирует принцип демократического  руководства, характеризуется высокой  степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников  в принятии решений, созданием  таких условий, при которых  выполнение служебных обязанностей  оказывается для них привлекательным,  а успех служит вознаграждением. 

 Настоящий демократический  руководитель пытается сделать  обязанности подчиненных более  привлекательными, избегает навязывать  им свою волю, вовлекает в принятие  решений, предоставляет свободу  формулировать собственные цели  на основе идей организации. 

 Как у авторитарного,  у демократического стиля руководства  выделяют две формы: «консультативную»  и «партисипативную».

 В рамках «консультативной»  руководитель интересуется мнением  подчиненных, советуется с ними, стремится использовать всё лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих  мер преобладает поощрение; наказание  используется лишь в исключительных  случаях. Сотрудники в целом  удовлетворены такой системой  руководства, не смотря на то, что большинство решений фактически  подсказывается им сверху, и обычно  стараются оказать своему начальнику  посильную помощь и поддержать  морально в необходимых случаях. 

«Партисипативная» форма демократического управления предполагает, что руководитель полностью доверяет подчиненным во всех вопросах (и тогда они отвечают тем же), всегда их выслушивает и использует все конструктивные предложения, привлекает сотрудников к постановке целей и контролю над их исполнением. При этом ответственность за последствия принятых решений не перекладывается на подчиненных. Все это сплачивает коллектив.

 Обычно демократический  стиль управления применяется  в том случае, когда исполнители  хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы  и могут внести в неё много  новизны и творчества. Руководитель-демократ  в случае необходимости может  идти на компромисс либо вообще  отказаться от принятого решения,  если логика подчиненного убедительна.  Там, где автократ действовал  бы приказом и давлением, демократ  старается убедить, доказать целесообразность  решения проблемы, выгоды, которую  могут получить сотрудники.

 При этом первостепенное  значение приобретает внутреннее  удовлетворение, получаемое подчиненными  от возможности реализовать свои  творческие способности. Подчиненные  могут самостоятельно принимать  решения и искать в рамках  предоставленных полномочий пути  их реализации, не обращая особого  внимания на мелочи.

 Как правило, обстановка, создаваемая руководителем-демократом, носит также воспитательный характер  и позволяет достигать цели  с малыми издержками. Происходит  положительный резонанс власти: авторитет должности подкрепляется  авторитетом личным. Управление  происходит без грубого нажима, опираясь на способности сотрудников,  уважая их достоинство, опыт  и умение. Это формирует благоприятный  морально-психологический климат  в коллективе.

 Исследования показали, что в условиях авторитарного  стиля можно выполнять примерно  в два раза больший объем  работы, чем в условиях демократического. Но её качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов  творчества будут на такой  же порядок ниже. Из этого можно  сделать вывод, что авторитарный  стиль предпочтительнее при более  простых видах деятельности, ориентированных на количественные результаты, а демократический – при сложных, где на первом месте выступает качество.

 Последующие разработки  привели к обоснованию двух  новых стилей, во многом близких  к авторитарному и демократическому.

 Стиль, при котором  руководитель ориентируется на  решение поставленной перед ним  задачи (распределяет задания среди  подчиненных, планирует, составляет  графики работ, разрабатывает  подходы к их выполнению, обеспечивает  всем необходимым и т.п.) получил  название ориентированного на  задачу (инструментальный). Стиль, когда руководитель создает благоприятный морально-психологический климат, организует совместную работу, делает упор на взаимопомощи, позволяет исполнителям максимально участвовать в принятии решений, поощряет профессиональный рост и т.п. получил название ориентированного на подчиненных (человеческие отношения).

Ориентированный на подчиненных  стиль руководства близкий к  демократическому, способствует повышению  производительности, поскольку дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность. Его применение снижает прогулы, создает более  высокий моральный настрой, улучшает взаимоотношения в коллективе и  отношение подчиненных к руководству.

 Потенциальные преимущества  ориентированного на задачу стиля  руководства, во многом аналогично  авторитарному. Они состоят в быстроте принятия решений и действий, строгом контроле за работой подчиненных. Однако он ставит исполнителей в положение зависимости, порождает их пассивность, что, в конечном счете, ведет к снижению эффективности работы.

Информация о работе Стили управления