Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 23:26, реферат
Совершенствование стиля государственного управления в практическом аспекте обычно начинается с комплексного анализа, оценки и сочетания двух моментов: человеческого потенциала, сосредоточенного в органах государственной власти и местного самоуправления (вообще и в каждом из них конкретно), целей государственного управления с наличными управленческими ресурсами. Главное здесь: определение реального состояния управления и управленческого потенциала. Если стиль государственного управления не хочет быть иллюзорным, призрачным, мнимым, он должен опираться на объективные основания, отличаться реалистичностью.
Введение……………………………………………………………………….……2
1Теоретические основы стилей государственного управления……………5
1.1 Понятие стиля государственного управления……………………………..…..5
1.2 Особенности изменения стиля государственного управления. …………..….8
2 Проблемы совершенствования стиля государственного управления в Республике Беларусь……………………………………………….………………19
2.1 Распределение и регламентация управленческой деятельности. 19
2.2 Усиление организованности управленческих процессов. 25
2.3 Резервы рационализации стиля государственного управления. 32
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников……………...…………………………...43
Поэтому к распределению
управленческой деятельности в рамках
управляющей системы и
Прежде всего, распределение управленческой деятельности должно идти на основании управленческих потребностей и интересов, объективных закономерностей и организационных форм управляемых объектов. Именно этим объясняется, к примеру, та ситуация, при которой на уровне области, города или района постоянно удерживается определенный набор управленческих структур при любых формациях, укладах, революциях и реформах. Есть объективная структура общественной жизнедеятельности, и она требует соответствующей структуры государственного управления и управленческой деятельности. Пора бы здесь уйти от безмерного субъективизма, разрушающего только что установившиеся управленческие процессы.
Важным условием правильного распределения управленческой деятельности является ее ориентация на обеспечение реализации компетенции органов государственной власти и местного самоуправления. Причем имеется в виду распределение управленческой деятельности не только внутри органа, но и вне его, ибо существует общая заинтересованность в надлежащей реализуемости компетенции всех организационных структур. Не дело, когда вышестоящий орган видит, что нижестоящий орган не справляется с компетенцией, и относится к этому безразлично. В государственном управлении все системно взаимосвязано, и слабая деятельность одних органов непременно сказывается на других.
В среде ученых и руководителей
также немало сторонников того, чтобы
имелись инструкции либо положения
по каждой должности с детальным описание
Следовательно, и регламентироваться оно должно таким образом, чтобы не разрушать, а именно развивать, укреплять коллективистские начала в управленческой деятельности, обеспечивать в ней комплексность и эффективность. Это не означает, что не надо индивидуализировать способы исполнения должностей или описывать конкретные должности, но такая индивидуализация (описание) должна вестись взаимосвязано в рамках определенного целого – структурного звена, подразделения, органа, их подсистемы. Необходимо в одном регламентационном акте рационально распределять совокупную управленческую деятельность и излагать как функции и правомочия по каждой должности (рабочему месту в аппарате), так и взаимосвязи и взаимозависимости между должностями, с тем чтобы каждый служащий знал и свою, так сказать личную, деятельность, и свое место в общей деятельности управленческого коллектива. Причем желательно, чтобы такой регламентационный акт имел у себя каждый служащий соответствующего структурного звена, подразделения, органа. В результате можно одновременно достигать нескольких целей: определять содержание и объем деятельности каждого служащего, оставлять широкое поле маневра управленческой деятельностью в органе, улучшать обмен информацией и опытом между служащими, обеспечивать взаимоконтроль за продуктивностью и качеством деятельности, формировать здоровые социально-психологические отношения в управленческом коллективе [2, c. 193].
.
2.2 Усиление организованности управленческих процессов
Совершенствование стиля государственного управления предполагает постановку, анализ и решение многих проблем. Но если их попытаться обобщить, то можно свести к тому, что в этом процессе главное – организованность всего, что составляет управленческую деятельность. Именно организованность (в предметном, атрибутивном и функциональном аспектах) управляющей и управляемых систем способствует, прежде всего, рациональности и эффективности государственного управления. Это – начало начал.
Повторим кратко и в логической последовательности те моменты организации, о которых в той или иной мере уже говорилось. Начнем с государственной должности и рабочего места в органе государственной власти и местного самоуправления.
Должность нуждается в
четком определении ее места и
значения в структуре деятельности
коллектива любого органа по реализации
его компетенции. Для этого она
сама должна быть четко организована
с точки как зрения внутреннего
содержания деятельности (объем, функции,
полномочия, формы и методы деятельности,
показатели и оценки ее, стимулы
и санкции и т.д.), так и внешних
взаимосвязей с другими должностями
(линии подчинения, сотрудничества,
информационного, технического и иного
обслуживания). Кроме того, каждая должность
в органе нуждается в оформлении в праксеологическом
(кабинет, стол, стул, другие предметы интерьера, освещение, доступ свежего воздуха и т.д.) и эргономическом (телефон, узел связи с подчиненными,
технические средства работы, микроЭВМ,
дисплеи и т.д.) отношениях. В современных
условиях процесс совершенствов
Следующая задача заключается
в организации групп должностей
или, иными словами, в организации
звеньев и структурных подразделений
органов. Традиционно в основу формирования
должности и звена (структурного подразделения)
ложится принцип специализации. В общем
это обоснованно, но до известных социально-психологических пред
Еще одна задача усматривается в организационном обеспечении исполнения должности руководителя. Организация деятельности руководителя играет решающую роль в формировании определенного стиля функционирования возглавляемого им органа, подразделения или звена. По этой причине анализу возникающих здесь вопросов в научной литературе уделяется значительное внимание. Правильное исполнение должности руководителя важно и по социально-психологическим основаниям: позволяет поддерживать работоспособность в течение дня, сохранять настроение, передавать в процессе контактов уверенность, ясное понимание проблем, формировать в коллективе нужный микроклимат. Руководитель обязан всегда находиться в состоянии равновесия "духа", поскольку вся его деятельность – это общение с людьми, при котором его самочувствие активно передается другим. Американские авторы рекомендуют руководителям при управлении людьми придерживаться таких правил: поддерживать у подчиненных чувство самоуважения; концентрировать внимание на проблеме, а не на личности; использовать метод подкрепления, т.е. выработки у человека ожидания положительной, поощрительной реакции за хорошее выполнение поручений; активно, с интересом слушать; выдвигать ясные требования и придавать определенность, надежность контактам с работниками.
К концу XX века накоплен огромный как национальный, так и мировой опыт различных видов и социальных типов управления. Пройдены этапы монархических форм правления, диктаторских политических режимов, войн и кризисов, каждый из которых чем-то обогащал человечество, даже в негативном плане, Более 50 послевоенных лет углубляется понимание достоинств и слабых сторон демократии и отрабатываются механизмы ее рационализации и повышения эффективности. Созданы и выверены на практике многие управленческие технологии. Известны, в общем-то, правовые способы обеспечения управления, процедуры и критерии отбора и развития персонала управления. Активно продвигается компьютеризация работы с управленческой информацией. Понятна роль стимулирования и ответственности в достижении необходимых управленческих результатов. Не хватает порой одного: желания и воли всем этим овладевать. Думается, что в данном вопросе нельзя полагаться только на стремление индивидуума изучить что-то, для него лично важное. Освоение опыта управления должно быть организовано и стать обязательным атрибутом стиля государственного управления. Тем более, что в будущем человечество и все страны ждут проблемы большей сложности. Без высокой организованности управленческих процессов к ним просто не подступить.
2.3 Резервы рационализации стиля государственного управления
Надо сразу сказать, что резервы рационализации стиля государственного управления содержатся в каждом управленческом элементе (цели, функции, структуре, форме, методе и т.д.) и в каждом управляющем компоненте (системе и подсистеме органов, отдельном органе, любом должностном лице). Речь идет лишь о некоторых резервах (направлениях развития) стиля государственного управления, которые наиболее очевидны, обширны и легко вводимы в практику.
Прежде всего, это ориентация управленческой деятельности на управляющие воздействия. Надо, наконец, понять, что реальность, действительность, "бытие" управления проявляются только и исключительно в управляющих воздействиях на соответствующие процессы. Если есть управляющее воздействие, которое на самом деле поддерживает процесс (то ли в субъектах, его компонентах, то ли в управляемых объектах) в определенном, лучше всего в оптимальном, состоянии, изменяет, преобразовывает, развивает его, то, значит, существует и управление. Если же нет управляющего воздействия, не доходит оно до процесса, не задевает его, то и нет управления, несмотря на обилие принятых решений, проведенных организационных мероприятий, волевых усилий руководителей. Управленческая деятельность тем самым имеет подсобное, обслуживающее значение по отношению к управляющим воздействиям, призвана их формировать и реализовывать. Управляющие воздействия – это объективация управленческой деятельности, и лишь через них последняя может анализироваться и оцениваться.
Главные и самые сложные вопросы, всегда стоящие перед управлением, заключаются в следующем: что нужно для того, чтобы управляемый процесс шел интенсивно и с высоким эффектом, как его внутренняя саморегуляция должна сочетаться с "внешним" управлением, какова достаточность его для оптимального функционирования управляющих воздействий (по объему, содержанию, напряженности, плотности и т.д.)? Среди профессионалов-управленцев все еще бытует мнение, что, чем больше будет указаний, нормативных регуляторов, контроля, опеки и тому подобных управленческих "акций", тем люди будут больше работать и лучше себя вести, а значит, и управляемые процессы пойдут. Кажется, жизнь тысячи раз опровергла такое мнение, но оно все еще очень распространено: и пишутся, нужно или не нужно, решения, информации, распоряжения, справки, заседают и заседают, без конца проверяют и работают не по существу, а по формальным и бюрократическим признакам.
Между тем для надлежащего
функционирования управляемых процессов
(творческой, созидательной деятельности
людей) вовсе не нужны бесконечные
или многие управляющие воздействия
(может быть, даже наоборот). Управляемым процессом нужны: адекватные организационные
формы, связанные с соответствующими конкретными
видами деятельности; четко обозначенные
цели, соответствующие интересам людей
и активизирующие их деятельность; нормы,
нормативы, правильно регулирующие внешние
(для общества, для других процессов) параметры
деятельности и дающие простор для инициативы
и самодеятельности; ресурсное и научно-техническое
обеспечение; стимулы, удовлетворяющие
определенные интересы или создающие
для этого основу, и меры ответственности;
демократические процедуры контроля и
оценки результатов деятельности.
И далее: сформированное управляющее воздействие
должно быть непременно реализовано, т.е.
доведено до управляемого процесса и внедрено
в его организацию и функционирование.
Этот момент следует особо учитывать,
поскольку управляющая система – это
иерархическая структура, в которой не
всегда передающие или исполнительские
звенья воспринимают управляющие воздействия,
выработанные в вышестоящих звеньях, дифференцируют
их, передают и доводят до управляемых
процессов. Еще нередко управляющие воздействия
большого потенциального заряда "сформированные
высшими либо федеральными исполнительными
органами" "зависают" в управляющей
системе и вследствие этого не оказывают
реального влияния на управляемые процессы.