Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:49, курсовая работа
Именно о стилях руководства будет идти речь в данной работе. Основные цели:
- раскрыть понятие стиля руководства;
- определить роль руководителя в деятельности предприятия;
- дать подробную характеристику одномерных и многомерных стилей руководства, основываясь на теориях различных научных деятелей разных эпох;
- выявить роль лидера в организации, ответив при этом на вопрос, всегда ли руководитель – это лидер, и любой ли лидер является руководителем;
- рассмотреть с точки зрения стилей руководства работу руководителя конкретной организации.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Стиль руководства и его роль в деятельности предприятия……….3
1.1. Роль руководителя в деятельности предприятия………………………...3
1.2.«Одномерные» стили руководства………………………………………...4
1.2.1.Модель К. Левина…………………………………………………………4
1.2.2.Модель Лайкерта………………………………………………………….7
1.3.«Многомерные» стили руководства……………………………………….8
1.3.1.«Управленческая решетка» Р. Блейка и М. Мутона…………………….9
1.3.2.Модель Р. Танненбаума и У. Шмидта…………………………………..11
1.3.3.Модель эффективности руководства Ф. Фидлера……………………...13
1.3.4.Модель «путь – цель» Т. Митчела и Р. Хауса…………………………..14
1.3.5.Модель жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара…………………....15
1.3.6.Модель принятия решения руководителем Врума – Йеттона …………16
1.4.Руководитель и явление лидерства в организации………………………..18
1.5.Определение стиля руководства в ИП «Колорит»………………………...19
Глава 2. Дизайн кабинета руководителя……………………………………….20
2.1.Дизайн кабинета или рабочее место руководителя……………………….20
2.2.Рабочее место руководителя и его рациональная организация…………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30
1.3.3. Модель эффективности руководства Ф. Фидлера
Фрэд Фидлер известен как один из первых экспертов по управлению, который считал, что эффективность стиля управления может быть оценена, если выбранный стиль соответствует данной ситуации. Он также считал,что успех или эффективность того или иного стиля управления зависит от трех факторов: отношений руководителя с подчиненными, структуры производственных заданий и уровня власти руководителя .
Одним из важнейших факторов при определении эффективности управления является степень лояльности менеджера к членам коллектива. Когда взаимоотношения меду ними тесные, руководитель может рассчитывать на поддержку и понимание в любую минуту, если же эти отношения не могут быть такими, то сила слова руководителя автоматически снижается.
В данном случае под структурой производственных заданий понимается степень рутинности (простое и объемное) или не рутинности(сложное и уникальное) работы. Сложные задания требуют слаженности, чуткого участия руководителя, инициативы и энтузиазма от подчиненных, дополнительных затрат времени. С другой стороны, они рассчитаны на высокий уровень ответственности, носят не рутинный характер, требуют применения демократического стиля управления.
Объем формальной и неформальной власти руководителя имеет большое значение. Объем этой власти измеряется авторитетом руководителя. Эта власть позволяет ему или ей отдавать приказы, поощрять или наказывать. Высокий уровень власти позволяет применять авторитарные методы управления и наоборот.
Фидлер полагал, что эти три фактора в комбинации могут дать образ идеального руководителя.
В зависимости от масштаба полномочий руководителя, характера их отношений с подчиненными, четкости решаемых задач Фидлер выделяет8 типов различных ситуаций.
Когда задачи четко сформулированы,
должностные полномочия руководителя
значительны, а его отношения
с подчиненными благоприятны, то на
подчиненных легко
В данной ситуации не нужно тратить время на налаживание отношений, а сотрудники действуют в условиях четко сформулированных простых задач и указаний. Руководитель одновременно может придерживаться авторитарного стиля, однако необходимо и легкое диктаторство.
Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти,чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди делают то, что от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону может вызвать конфликт, в результате которого слабое влияние руководителя на подчиненных только еще больше упадет. Ориентация на человеческие отношения, наоборот, может повысить его влияние и улучшить отношения с подчиненными.
Как и все другие модели, модель Фидлера не лишена недостатков и не получила полной поддержки у теоретиков.
1.3.4. Модель «путь – цель» Т.Митчела и Р. Хауса
Данная модель аналогична модели Фидлера и имеет много общего с теорией ожидания, относящейся к мотивации, была разработана Т. Митчелом и Р. Хаусом. Их подход получил название «путь – цель» на основе выводов о том, что преуспевающий руководитель обязан выполнять три вида задач. Он должен объяснить подчиненным, как наилучшим образом достичь поставленных целей, разработать и внедрить методы их достижения. В процессе выполнения производственных функций руководитель осуществляет координационную и направляющую деятельность. Кроме того, в процессе работы можно снижать или повышать интенсивность деятельности подчиненных. Подход «путь – цель» объясняют воздействие, которое оказывает поведение руководителя на мотивацию, удовлетворенность и производительность труда подчиненного.
Данная модель включает четыре стиля управления, использование которых определяется ситуацией, предпочтениями и личными качествами исполнителей, степенью их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию.
Если у сотрудников
большая потребность в
Если подчиненные стремятся
к высоким результатам и
Стиль руководства, ориентированный
на участие подчиненных в принятии
решений соответствует
В неоднозначных ситуациях,
как считают авторы, лучше использовать
«инструментальный» стиль, так как
руководитель лучше видит ситуацию
в целом, и его указания могут
служить для подчиненных
Модель Т. Митчела и Р. Хауса «путь – цель» отличается от всех остальных тем, что она не содержит целенаправленных попыток определения эффективного стиля управления в конкретных условиях. Эта модель основывается на позиции сочетания различных стилей и доказывает, что руководители должны быть гибкими в своих действиях.
1.3.5. Модель жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара
П. Херси и К. Бланшар разработали ситуационную теорию руководства, которую назвали теорией жизненного цикла. В соответствии с этой моделью, применение стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, желания достичь поставленных целей. Херси и Бланшар сформулировали четыре основных стиля руководства: давать указания «продавать», участвовать, делегировать .
Суть первого стиля
заключается в указаниях
Второй стиль – «продавать» – эффективен для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они способны нести ответственность, но не могут делать этого. Данный стиль сочетает в равной мере ориентацию на организационную сторону дела, и на коллективность. Здесь руководитель должен одновременно давать исполнителям указания и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.
Третий стиль эффективен
для сотрудников, которые могут,
но не хотят отвечать за решение
поставленных задач, несмотря на наличие
всех условий и обладание
Четвертый стиль характеризуется высокой степенью зрелости, когда подчиненные хотят и могут нести ответственность работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя. Херси и Бланшар рекомендуют делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления.
В целом критики данной модели жизненного цикла отмечают отсутствие последовательного метода измерения уровня зрелости; упрощенное деление стилей и неясность того, смогут ли руководители на практике вести себя так гибко и адаптивно как требует модель.
1.3.6. Модель принятия решения руководителем Врума – Йеттона
По мнению авторов данной модели, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристикам самой проблемы можно выделить пять стилей управления. Эти пять стилей представляют континуум,начиная с автократического стиля принятия решений (А и Б) затем консультативный(В и Г) и завершается полным участием (Д).
А – Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
Б – Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
В – Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.
Г – Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывается общее мнение.
Д – Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
- наличие достаточной
информации и опыта у
- уровень требований, предъявляемых к решению;
- четкость и
- степень причастности
к делам организации и
- заинтересованность
- степень вероятности
возникновения конфликтов
В зависимости от этих критериев руководитель использует пять перечисленных стилей управления, алгоритм выбора которых отражен на схеме 2.8. (см приложения).
Данная модель отличается от других ситуационных моделей тем, что ее основа – принятие решений, но она аналогична другим подходам тем, что еще раз показывает руководителю, что нет оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуаций принятия решений.
В настоящее время все
большее распространение
Таким образом, переходя от одной модели к другой можно заметить их усложнение, включение в рассмотрение все большее количество факторов, влияющих на тот стиль руководства, которого будет придерживаться менеджер в конкретной ситуации и в конкретном коллективе. Это означает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
1.4.Руководитель и явление лидерства в организации
В современной литературе существует множество подходов к определению понятия «лидер». Каждый из подходов рассматривает феномен лидерства с различных точек зрения.
Лидера определяют как: