Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:49, курсовая работа
Именно о стилях руководства будет идти речь в данной работе. Основные цели:
- раскрыть понятие стиля руководства;
- определить роль руководителя в деятельности предприятия;
- дать подробную характеристику одномерных и многомерных стилей руководства, основываясь на теориях различных научных деятелей разных эпох;
- выявить роль лидера в организации, ответив при этом на вопрос, всегда ли руководитель – это лидер, и любой ли лидер является руководителем;
- рассмотреть с точки зрения стилей руководства работу руководителя конкретной организации.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Стиль руководства и его роль в деятельности предприятия……….3
1.1. Роль руководителя в деятельности предприятия………………………...3
1.2.«Одномерные» стили руководства………………………………………...4
1.2.1.Модель К. Левина…………………………………………………………4
1.2.2.Модель Лайкерта………………………………………………………….7
1.3.«Многомерные» стили руководства……………………………………….8
1.3.1.«Управленческая решетка» Р. Блейка и М. Мутона…………………….9
1.3.2.Модель Р. Танненбаума и У. Шмидта…………………………………..11
1.3.3.Модель эффективности руководства Ф. Фидлера……………………...13
1.3.4.Модель «путь – цель» Т. Митчела и Р. Хауса…………………………..14
1.3.5.Модель жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара…………………....15
1.3.6.Модель принятия решения руководителем Врума – Йеттона …………16
1.4.Руководитель и явление лидерства в организации………………………..18
1.5.Определение стиля руководства в ИП «Колорит»………………………...19
Глава 2. Дизайн кабинета руководителя……………………………………….20
2.1.Дизайн кабинета или рабочее место руководителя……………………….20
2.2.Рабочее место руководителя и его рациональная организация…………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30
Данный краткий обзор понятия лидер не исчерпал всех существующих подходов, а лишь позволил продемонстрировать широту взглядов и разнообразие аспектов, отличающих лидера от остальных членов группы.
Несомненно, любой человек, а тем более лидер, если ему присущи определенные качества (трудолюбие, ответственность, компетентность, коммуникабельность, профессионализм ,целеустремленность и т.д.), может стать руководителем. Но каждый лидер не может быть руководителем хотя бы потому, что это будет слишком большой штат руководящего состава.
Лидерство – это способность влиять на индивидов и группы людей и вести их за собой к достижениям цели. Как уже говорилось, лидеры бывают формальные - их назначают«сверху» - и неформальные – они выбираются самими людьми «снизу». В этом и заключается основное отличие между лидерством и руководством.
Оптимальным вариантом для организации является, как показывает практика, когда руководитель коллектива выполняет одновременно роли и формального и неформального лидера.
1.5. Определение стиля руководства в ИП «Колорит».
Управление персоналом в ИП «Колорит» осуществляется директором. В его компетенцию входит прием и увольнение сотрудников, повышение их квалификации, материальное и моральное стимулирование, контроль.
На первый взгляд может показаться, что компанией управляет авторитарный руководитель, использующий жесткие методы руководства. Но на деле все не совсем так. Директор ИП «Колорит» - руководитель строгий, но справедливый, заинтересованный и в некотором роде демократичный. Он в компании является лидером, причем лидером не только формальным, но и неформальным, т.е. имеет авторитет у подчиненных. Он не боится расширять полномочия своих подчиненных, справедливо оценивает их успехи, умеет правильно реагировать на критику, крайне редко использует в работе метод принуждения – ему достаточно просьбы.
При определении стиля
руководства предприятием несложно
определить, что это демократический
стиль или (если исходить из концепции
Врума-Йотона) стиль «консультативно-групповой».
В своей работе руководитель использует
в основном экономические и социально-психологические
методы и крайне редко организационно-
2. Дизайн кабинета руководителя
2.1.Дизайн кабинета
или рабочего места
Рабочее место руководителя
является «мозговым центром» компании
и часто задает стилистику оформления
всего офиса. Кабинет руководителя,
пожалуй, самое необычное и
Помимо основной (рабочее
место руководителя), кабинет выполняет
и представительскую функцию, служит
местом проведения деловых встреч,
переговоров и совещаний, используется
для отдыха и даже как музей
«боевой славы» компании или своего
владельца. При таком положении
дел организация пространства и
оснащение директорского
Современный кабинет руководителя
– это не просто традиционно удобное
и функциональное рабочее место,
но также инструмент формирования у
партнеров и клиентов подсознательного
доверия и уважения к фирме, ее
продукции или услугам. Даже вполне
нетребовательный к уровню комфорта
начальник обязан заботиться о том
впечатлении, которое производит кабинет.
Это касается не только выбора дорогой
представительской мебели, но и грамотной
организации дизайна
Независимо от профиля компании, стиля интерьера и цветовой гаммы, в кабинете любого руководителя присутствуют три важные зоны, которые могут быть полностью отделены или частично пересекаться:
Дизайн рабочей зоны
Целесообразно любой кабинет руководителя планировать таким образом, чтобы именно рабочее место располагалось напротив входа. Эта зона оказывает основное влияние на формирование первоначального мнения о деловых качествах руководителя и, следовательно, определяет степень доверия к самой компании.
Главная мебель в этой зоне – стол и кресло. Оба этих предмета должны быть достаточно массивными, изготовленными из натуральных материалов. Кресло обязано иметь высокую спинку и удобные подлокотники. Стол должен быть, как минимум, длиннее обычного, но лучше использовать угловые или П-образные модели.
Конечно, современному руководителю порою достаточно ноутбука с сетевым подключением вместо огромного количества бумаг и папок на столе, а для удобной работы хватает стандартного стола. Но в данном случае массивная мебель работает не только на хозяина, но и на посетителя, формируя впечатление об основательности и солидности компании. Массивный письменный прибор из дорогого дерева или натурального камня усилит такое восприятие.
В офисах стиля хай-тек стол для кабинета руководителя может быть выполнен из хромированного металла со стеклянной столешницей. В таком случае следует подбирать также кресло с хромированными ножками и шкафы со стеклянными дверками. Стеклянные поверхности из темного или матового стекла будут выглядеть более солидно, чем прозрачные.
Дополнят впечатление о рабочей зоне шкафы или стеллажи с документацией, бизнес сувенирами, рекламными и прямоматериалами, дипломами и призами, дающими представление о самой компании, а также ее достижениях. Разумеется, стиль этой мебели должен соответствовать общей дизайнерской концепции.
Дизайн совещательного сектора
В любой крупной компании обязательно
присутствует комната заседаний. Тем
не менее, аналогичная зона должна быть
и в кабинете руководителя. Здесь,
как правило, проводятся текущие
совещания с первыми
Сектор совещаний может быть
совмещен с рабочей зоной руководителя.
Для этого перпендикулярно
При разделении зон в отдельной части кабинета оборудуется совещательный стол нужного размера с удобными креслами или стульями. Зона планируется таким образом, чтобы кресло руководителя располагалось с торца стола и подчеркивало его главенствующий статус. К основному рабочему столу в этом случае приставляют со стороны входной двери один или два стула для оперативных обсуждений текущих вопросов.
Для формирования хорошего впечатления на партнеров и клиентов следует позаботиться об удобных креслах и достаточно широкой столешнице совещательного стола, чтобы можно было поставить и персональные ноутбуки, и подать напитки, и разложить документы. Если число присутствующих превышает количество кресел, не стоит доставлять другие, лучше перенести совещание в более просторный зал заседаний. Неудобство для одного из визитеров может обернуться неудачными для компании условиями сделки.
Дизайн неформальной зоны
Неформальная зона выполняет сразу
две функции. Во-первых, позволяет
самому хозяину кабинета расслабиться
и передохнуть. Во-вторых, используется
для неформального приема давних
партнеров или собственных
В зоне отдыха располагается мягкая мебель и небольшой столик, который используется как журнальный и кофейный. Количество и вид мягкой мебели может быть разным, от классического дивана и двух кресел, до современного набора эргономичных кресел или даже кресел с подставками для вытянутых ног. В этой зоне рекомендуется прасполагать большие комнатные растения, аквариум, телевизор. Даже если хозяин кабинета не курит, должна присутствовать пепельница для гостей. Уместен небольшой бар с дорогими напитками.
В целом обстановка этой зоны достаточно
расслабляющая, но она не должна резко
контрастировать с деловым
2.2. Рабочее место руководителя и его рациональная организация
Если рассматривать рабочее место руководителя, то можно сказать, что это его рабочий кабинет, в котором он проводит большую часть работы. От того, какой это будет кабинет зависит и то, как будет работать руководитель. Совершенно очевидно, что чем лучше приспособлено рабочее место для выполнения функций руководителя, тем производительнее и эффективнее будет работа руководителя (См. рис.1)
Рабочее место руководителя представляет собой обособленную часть помещения предприятия, оснащенную в соответствии с характером выполняемых функций необходимыми средствами труда. Рациональная организация рабочего места руководителя предусматривает:
· подбор необходимых средств труда;
· рациональное их размещение;
· обеспечение условий труда, способствующих поддержанию работоспособности руководителя и исключающих нанесение вреда его здоровью.
Размер площади и оборудование кабинета руководителя зависят от количества участников совещаний или заседаний, проводимых в кабинете руководителя, от количества одновременно приходящих посетителей, номенклатуры и объема дел и документов, различных технических средств и рабочих материалов, таблиц, т.е. планировка кабинета руководителя может быть различной в зависимости и от характера, и объема работы. Разработано несколько типовых рабочих мест для различных категорий руководителей, и с этими проектами надо ознакомиться, решая вопрос о рабочем месте.
При рассмотрении вопроса организация рабочего места необходимо учитывать следующие моменты:
1. Внутренний объем и форма кабинета.
В зависимости от ранга руководителя приемлемая площадь будет от 20 до 50 м2 и высота кабинета минимум 3,5 м. Также имеет большое значение, так как рабочий кабинет руководителя не просто место где он непосредственно работает, но и как правило место проведения планерок, собраний, совещаний. Учитывая это наиболее рациональной является прямоугольная форма кабинета с соотношением сторон 1:2.
2. Мебель.
Здесь необходимо учитывать следующие моменты:
· антропометрические показатели (рост, длина корпуса, длина рук и др.);
· обеспечение удобного положения тела человека, что создает условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободы движения и другого;
· рациональная планировка и компоновка мебели;
· мебель должна выглядеть эстетично.
3. Оборудование.
Для нормальной работы руководителя необходимо иметь:
· канцелярские принадлежности;
· два телефона (один телефон должен быть внутренний (имеется в виду телефон для связи внутри организации), а другой для выхода за пределы организации.
· компьютер.
· ежедневник.
4. Цветовое оформление кабинета.
Цветовые тона должны быть не резкими, мягкими. Цвета лучше выбирать из светлых тонов (нежно-зеленый, желтый, бежевый), светлые тона не только способствуют снижению утомляемости, но и увеличивают объем кабинета. Важно также, чтобы все поверхности были матовыми, т.к. блестящие поверхности вредны для здоровья.
Рис.1. Пример организации рабочего места руководителя
Заключение
Бесспорно, работа организации, достижение поставленных ею целей, морально-психологический климат в ней во многом – результат умелого или неумелого руководства. Именно руководитель является толчковым механизмом деятельности. От его опыта, знаний, личных качеств, выбранной стратегии работы зависит не только результат деятельности компании, но и моральное удовлетворение сотрудников. Говоря о руководителе, начальнике, директоре (у кого как принято), хочется говорить о человек, который приходит в коллектив для того, чтобы принести пользу, который открывает дверь офиса и уже ничего, кроме работы его не интересует, который умеет забыть и не показать свои личные проблемы и трудности подчиненным, иным словом о человеке, который умеет управлять собой.
Каждый руководитель выбирает свой путь управления компанией или ее звеном, т.е.каждому руководителю присущ его собственный, очень часто неповторимый, стиль руководства.